МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕГЭ (ПИСЬМО И ГОВОРЕНИЕ)
методическая разработка по английскому языку (11 класс) по теме

Катерина Елена Львовна

Цель данной работы – поделиться опытом работы с учащимися 11 классов по подготовке к Единому Государственному Экзамену. Проанализировав результаты, полученные учащимися гимназии № 1512 в 2010-2011 учебном году можно сделать вывод о том , что подготовка, особенно по письму,  велась весьма успешно. У 8-ми  учащихся моей подгруппы, сдававших ЕГЭ, средний итоговый балл- 79,3, за письменную часть экзамена- 16,5 баллов (из 20 возможных), за личное письмо- 5,37 баллов (из 6 возможных), за эссе с элементами рассуждения 11,1 балла (из 14 возможных). Не было ни одного учащегося  не приступившего к написанию личного письма, либо эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod-rab2012.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                     ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

                         ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

                                                   ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1512

                 «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

               УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕГЭ  (ПИСЬМО И ГОВОРЕНИЕ)»

                                                                 АВТОР: КАТЕРИНА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

                                                                                УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

                                                                                  ГИМНАЗИИ № 1512

                                                   

                                                    МОСКВА - 2012

        Цель данной работы – поделиться опытом работы с учащимися 11 классов по подготовке к Единому Государственному Экзамену. Проанализировав результаты, полученные учащимися гимназии № 1512 в 2010-2011 учебном году можно сделать вывод о том , что подготовка, особенно по письму,  велась весьма успешно. У 8-ми  учащихся моей подгруппы, сдававших ЕГЭ, средний итоговый балл- 79,3, за письменную часть экзамена- 16,5 баллов (из 20 возможных), за личное письмо- 5,37 баллов (из 6 возможных), за эссе с элементами рассуждения 11,1 балла (из 14 возможных). Не было ни одного учащегося  не приступившего к написанию личного письма, либо эссе.  

                                             ЛИЧНОЕ ПИСЬМО

           Рассмотрим этапы подготовки к написанию личного письма. Прежде всего необходимо научить учащихся внимательно читать задание и письмо- стимул. Нельзя оставлять  без ответа ни одного вопроса. Задать небходимо не менее того количества вопросов, которое дано в задании. Написание нужного  количества слов также крайне необходимо (100-140) , фактически (90-154). Стиль письма должен быть неформальным :разговорный язык, сокращения, отсутствие архаичной лексики, неформальное обращение “Dear Nick, “и завершающая фраза “Yours,  (Lots of love, ).Соблюдение норм вежливости и ссылки на предыдущий и будущий контакты также приветствуются.

Типичной ошибкой учащихся является то, что не все они чувствуют, что два письма – письмо-стимул и их собственное разнесены во времени. Поэтому начинать ответы на вопросы со слов “Yes\ No”  нелогично. Корреспонденту следует предварительно напомнить,  о чем шла речь в первом письме. ”In your letter you ask me...... Well. I suppose ...” Из учета всего выше сказанного и складывается максимальная оценка за содержание -2.

         Организация текста личного письма также важна. В письме должна быть логичность и средства логической связи: (By the way, As for the news...) . Деление текста на абзацы не должно быть механическим: в каждом абзаце должна быть законченная мысль. Адрес пишущего должен находиться в правом верхнем углу и может быть кратким   Moscow , Russia. Допустимо различное написание даты 8 June (2 слова),  June 8th, 2012 (3 слова), 08/06/2012 (1 слово). На отдельных строках располагаются : обращение, завершающая фраза, подпись. После обращения и завершающей фразы ставятся запятые. После подписи точка  не ставится.

           Под языковым оформлением текста подразумевается лексическая , грамматическая и орфографическая грамотность. Типичные ошибки учащихся здесь: видо-временные формы глагола, построение вопросов, употребление артиклей. В Приложение № 1 представлен образец написания личного письма. Письмо – это задание базового уровня, поэтому строже наказываются учащиеся за ошибки базового уровня (степени сравнения прилагательных, простые видо-временные формы глагола, единственное и множественное число существительных и т.д.).

    ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

                        ЭССЕ – «ТВОЕ МНЕНИЕ»

     С 2008-2009 учебного года на Государственном экзамене в разделе «письмо», кроме письма личного характера было включено Эссе – «Выскажи свое мнение по предложенной проблеме».  До настоящего учебного года от учащихся требовалось написание четырех абзацев: вступление, твое мнение с аргументами, мнение других с их собственными аргументами и твоими контраргументами , заключение. Такая схема была двольна сложна, и третий абзац эссе в большинстве случаев был сумбурным. Из 60 проверямых эссе четкие аргументы , их потверждения (supporters) , контраргументы , были представлены в 10% сочинений. Вероятно это и послужило основанием для изменения организации текста эссе на Государственном Экзамене. Сейчас от абитуриента требуют написания  пяти абзацев.

         Начнем с вступления. Представленная тема сочинения должна быть перефразирована учащимся. Кроме того,  во вступление должно быть добавлено так называемое тезисное предложение, в котором пишущий уже кратко высказывает своё мнение. Вступление не должно быть более одной пятой всего сочинения.

       Приступая к работе над черновиком  основной части эссе (Например: « Надо ли детям начинать работу с 14 лет», учащиеся должны разделить лист бумаги на две части, куда необходимо записать свои и чужие аргументы.

Обе части необходимо озаглавить:

 «Подростки должны работать с 14 лет»  -   «Подростки не должны работать с 14 лет»

 Затем надо расписать аргументы в пользу своей точки зрения и чужой. Аргументов должно быть два с каждой стороны. Лучше, если между аргументами студенты оставят пару строк.

Например, аргументы в пользу своей точки зрения :

 1. Такая работа поможет сделать подростков более независимыми и самостоятельными.

2.   Подростки учатся понимать ценность денег и не тратят их на пустяки.

Аргументы в пользу чужой точки зрения следующие:

  1. Работа в раннем возрасте отвлекает подростков от учебы.
  2. Такая работа может принести проблемы со здоровьем.

Как можно заметить, аргументы в данном примере разные,их нельзя назвать «зеркальными», иначе по содержанию четвертый абзац будет в точности повторять второй абзац.

      После того как приведены аргументы , необходимо привести примеры, статистику, наблюдения – записать “supporters”, делающие аргументы более весомыми. Осталось скрепить всю эту структуру словами логической связи, например: To my mind, In my opinion, Firstly, Secondly, Moreover и т.д. Абзацы со своим мнением  и чужим лучше соединить выражением However а не On the other hand.... поскольку последнее используется в эссе другого формата  - «за и против».

      В третьем абзаце необходимо подчеркивать, что приведенные аргументы – не ваши, а чужие. Например: “They really think that...”

       Четвертый абзац предназначен для того , чтобы «разбить» аргументы оппонента. Это – самый сложный этап написания эссе. Аргументы оппонента необходимо опровергнуть, а не просто привести новые в пользу своей точки зрения. Поэтому и начинать этот абзац необходимо со слов “I disagree......I do not agree......”.

          В заключении учащиеся должны ещё раз подтвердить свою позицию.  Начать абзац можно словами “In conclusion,... To sum up,.....” Нельзя писать в сочинении, что все имеют право на свою точку зрения – это подмена формата , и строго наказывается экспертами. Нельзя в заключении добавлять новые мысли, аргументы.

        После написания эссе учащиеся должны подсчитать слова . Их должно быть не менее 180 и не более 275 (норма 200-250 слов).

    Оценка за содержание определяет результат всего эссе.Если учащийся не писал по теме, заданной в материалах ЕГЭ, ему ставится 0 за содержание и далее работа не проверяется.

За подмену Формата эксперты снижают оценку до 1.

     Отсутствие логики и неправильное использование средств логической связи  сказывается на оценке за организацию текста.

       Богатство лексики, идиоматические выражения, фразовые глаголы, украшают эссе и прибаавляют баллы за лексическую организацию текста. Максимальная оценка здесь- 3 балла.

        Предполагается , что учащиеся будут использовать в эссе грамматические структуры повышенного уровня. Но более суровое наказание  ждет абитуриентов, допустивших ошибки базового уровня. Максимальная оценка  за грамматику – 3 балла.

        Орфография оценивается из расчета 2 балла. В Приложении № 2 представлен образец  эссе.

   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ  К ЭКЗАМЕНУ ПО ГОВОРЕНИЮ    (МОНОЛОГИЧЕСКАЯ  РЕЧЬ).

В 2012-2013 планируется ввести в Государственный экзамен по иностранному языку монологическое высказывание и диалог оценочного характера.

        В данной работе предпринимается попытка показать структуру  задания на монологическую речь, требования к абитуриенту.

       Во время экзамена абитуриент получает карточку , на которой представлено задание для устного ответа : тематическое монологическое высказывание. Окончание выполнения каждого задания определяет учитель – экзаменатор ( собеседник).

     Время выполнения первого задания 3-3,5 минуты. Например: учащийся должен говорить о Каникулах своей мечты.

 Перед учащимся 5 вопросов , на которые необходимо дать ответ в процессе высказывания. Время говорения 1,5- 2 минуты.

        Если учащийся не дал ответы на все вопросы, учитель задает наводящие вопросы .

Каждому абитуриенту экзаменатор-собеседник задает один общий вопрос. Например: Важно ли иметь хороший отдых после года напряженной работы? Почему?

      В процессе экзамена проверяются следующие навыки:

1.  умение высказываться в полном объеме на заданную тему;

2. аргументировать свою точку зрения;

3. грамотно использовать грамматические структуры

4. иметь достаточный словарный запас, соответствующий данной теме.

В ПРИЛОЖЕНИИ №3 дана карточка с заданием для экзаменущегося

В ПРИЛОЖЕНИИ №4 дана карточка экзаменатора-собеседника

В ПРИЛОЖЕНИИ №5 предложено высказывание (ожидаемый результат)

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Письмо личного характера.

На выполнение задания С1 дается 20 минут

You have received a letter from your English-speaking pen friend Jane who writes:

                           ( Письмо-стимул)

 ...I’m happy to tell you about the performance I saw two days ago at the Globe. It was wonderful! I liked it so much that I have already booked the tickets for the next play.

     Do you like theatres? Do you have theatres in your town? How often do you go there? What performances do you prefer? What was the last performance you saw about?

      As for the news, we are planning to go to Russia on holidays...

    Write a letter to Jane.

     In your letter:

  1. answer her questions;
  2. ask 3 questions about her holiday plans.

Write 100-140 words

Remember the rules of letter writing.

 

                                     ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

                                                                                             Moscow

                                                                                             Russia

                                                                                             4th June 2012

     Dear Jane,

     Thanks a lot for your letter. I was so happy to get it. Sorry for not writing earlier.

      Oh, you’ve been to a wonderful theatrical performance at the Globe. Lucky you are! I love Shakespeare’s plays very much too. Sure the next performance will be exciting too.

     As for me, I enjoy going to the theatre very much. There are different kinds of theatres in Moscow. I prefer classical plays  and I try to watch them at least once a month. The last performance I saw was a play by Ostrovsky “The truth is good, but the happiness is better”. It is about Russian life in the 19th century.

    By the way, when are coming to Russia?Are you going on your own?  What cities are you planning to visit?

    Looking forward to meeting you in Moscow.

    Lots of love,

     Helen                                                                                                  148 words

       

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ЗАДАНИЕ : Написать эссе на тему “Should teenagers start working from  the age of fourteen”

                      Высказать свою точку зрения.

                                     ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

     

     Nowadays the problem of money is important.  People want to be wealthy and they start working and earning money very early. Some people think it is good, but other people think that teenagers should not work, but go to school. I support the first point of view.

       I think that teenagers should start working from the age of fourteen.  Firstly, such work helps to make teenagers independent. They earn their first money, plan their own budget, learn to spend money in the best possible way. They can help their parents, buy some necessary things. They do not ask their parents to give them pocket money. Secondly, teenagers learn to understand the value of money. They stop wasting it on trifles.

      However, some people think , that work at the early age brings only harm to teenagers. To their mind such work takes them away from studies and school life. They do not have time for homework and housework, stop going to the theatre or to the cinema. Besides, a hard day at work may cause problems with health. Their body and soul are not yet prepared for working .

        I completely disagree with such opinion. Part-time job takes only four  hours and it will not have harmful consequences on a teenager’s body or soul. Moreover, working teenagers are better organised and they have more spare time than their idle peers.

        To sum up, work at the age of fourteen will bring teenagers only good. It makes them financially independent, well-organised, more responsible.

                                                                                                                                     251words

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

  С3

                                   ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЕМОГО

                                               TASK 1 (3-3.5 minutes)

Give a talk on your dream holiday.

Remember to discuss:

  1. If you like to go away or stay where you live, why
  2. What place you would like to visit in the future, why
  3. If you prefer a well-known resort or a lonely place of extraordinary beauty
  4. If you would like to go somewhere on your own or with a group of friends or relatives
  5. If you will need to use English when your go on holiday.

You will talk for 1.5-2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Then she\he will ask you some questions.              

                                 

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КАРТОЧКА УЧИТЕЛЯ-СОБЕСЕДНИКА  ЗАДАНИЯ  С3

                             WARM UP

  1. How much free time do you have each week?
  2. What do you like doing in your free time?
  3. Do you spend more time with you family or friends?

                                        INTERLOCUTOR CARD

Let the student  talk for 1.5-2 minutes.

Ask only those questions which the sudent has not covered:

  1. Do you like to go away or stay where you live? Why?
  2. What place would you like to visit  in the future?
  3. Do you prefer a well-known resort or a lonely place of an extraordinary beauty?
  4. Would you like to go somewhere on your own or with a group of friends or relatives?
  5. Do you think you will need to use English when you go on holiday?

All of these ideas must be covered.

Finally, you must ask each student the following question:

Do you think it’s important to have a good holiday after a hard year? Why?

        SKILLS TO BE TESTED:

The student is expected to demonstrate her/his ability to :

  1. speak at length elaborating on the topic,
  2. produce coherent utterances,
  3. give reasons,
  4. use accurate grammar structures and a good range of vocabulary appropriate to the context and function.

                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ №  5

                                             ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

                                                 MY DREAM HOLIDAY

       After a hard year I prefer to go away for a holiday. For me it’s impossible to relax where I live. There should be a complete change.

      My dream holiday is a packaged tour to one of the islands in the Atlantic ocean.  I have always dreamt of a fortnight on a picturesque tiny island somewhere in the Atlantics. On the one hand it isn’t too far away from where I live, but on the other hand it is rather exotic. Civilization and  wildness : that’s what I like.

       The place should have white sandy beaches, beautiful cacti and palms near the ocean coast.

 I don’t care about popular resorts. I’d rather stay in a small country cottage with a rose garden in front of it. I’d go on hikes to the mountains, climb rocks and drink fresh water from the waterfalls.

       I don’t like to be on my own when I am on holidays. I need company. There is nothing better than     a possibity to share your impressions with your close friends and have reliable companions.

        Besides you can have a chance to  practise your English. English –speaking staff are very friendly in such places. In my opinion English is very helpful when you go on holiday.

        The local cuisine  is also worth trying : exotic fruit and vegetables, sea food and all that stuff.

       My dream holiday would be a real treat.

The answer to the interlocutor’s final question.

I am absolutely sure that people should have a good rest after a hard year. Your can’t work all the time. People should have a holiday to relax and to restore their strength.

       

                                                 БИБЛИОГРАФИЯ

1. ВЕСЕЛОВА Ю.С.    СБОРНИК ТРЕНИРОВОЧНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ (в формате ЕГЭ) изд. ИНТЕЛЛЕКТ- ЦЕНТР, Москва 2009

2. ВЕРБИЦКАЯ М.В., МАХМУРЯН К.С. Переподготовка Экспертов ЕГЭ по английскому языку  МИОО 2010

3. ВЕРБИЦКАЯ М.В., МАХМУРЯН К.С.Интенсивная  переподготовка Экспертов ЕГЭ по английскому языку  МИОО 2011

4. СОЛОВОВА Е.Н. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ Тематические тестовые задания изд. Центр Елены Солововой ENGLISH

                                     

                                       

                                      )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....

Методические рекомендации по подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по информатике

Методические рекомендации по подготовки учащихся  11 классов к ЕГЭ по информатике...

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по обществознанию

Представленные материалы содержат методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, памятку для учащихся и примеры заданий для формирования и закрепления навыков работы с КИМам...

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11-х классов к написанию итогового сочинения.

Для подготовки к написанию сочинения предлагаю практический  материал, который может быть полезен для проведения  занятий со старшеклассниками, а именно разные формы вступления....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к диагностическим работам по иностранному языку в 5 классе

Диагностические работы по иностранным языкам для всех уровней образования обязательно включают задания, позволяющие оценить уровень сформированности навыка смыслового чтения. Именно на этот вид деятел...

Статья:Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Английский язык Письмо. Яковлева ЛЕ.

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Английский язык Письмо....

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к итоговому сочинению в 2019-2020 учебном году

В данной методической рекомендации рассматривается порядок подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению....