Интегрированный урок по физике и ОБЖ "Автопробег" в 9 классе
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Старикова Татьяна Васильевна

Интегрированный урок направлен на получение знаний о силе трения, второго закона Ньютона. Данная теоретическая основа урока необходима для определения модуля и направления  сил,  действующих  на  движущиеся  тела в  реальных ситуациях, безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств и тормозного пути при остановке.

Закрепляются  знания  о  правилах дорожного движения, учащиеся включаются в активный познавательный процесс, развивается умение правильно делать обобщения и выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_avtoprobeg.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №15 с. Коноково

Муниципального образования Успенский район

Интегрированный урок по физике и ОБЖ

«Автопробег»

в 9 классе

                                              Учитель физики и ОБЖ

                                                                  Старикова Т.В.

   

                             2013г.

                                           Цель урока

 Физика:

     На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить  применять их  для определения:

      -модуля и направления  сил,  действующих  на  движущиеся  тела в  реальных ситуациях;

      -безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств

и тормозного пути при остановке.

 ОБЖ:

     Способствовать закреплению  знаний  правил дорожного движения, включению  учащихся в активный познавательный процесс, развитию чувства  взаимопомощи, умению правильно делать обобщения и выводы, воспитанию  самоконтроля и самоанализа.

                                               ХОД   УРОКА

 Демонстрация  фрагмента фильма о травматизме на дорогах

 ОБЖ:         наш  урок  сегодня  начался с просмотра фильма о детях

попавших на больничную койку, в результате дорожно-транспортных проис-шествий. Да! Страшные, жуткие кадры. Сами пострадавшие признают, что не выполняли правил дорожного движения.

Физика:   Транспортные средства, как и все тела подчиняются зако-нам физики. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы:

(запись на  доске)

                          «АВТОПРОБЕГ»

Для этого мы отправимся в автопробег, совершим воображаемое путешествие, в котором будут представлены реальные ситуации: разгон автомобиля, торможение, равномерное движение, движение по неровной дороге, повороты и т.д.

Чтобы отправиться в путешествие, необходимо получить технический допуск, выполнив задание:

                                          1 ЭТАП

А) тест «Правила дорожного движения", время выполнения- 5 мин.

          

                                     2 ЭТАП

Б)  тест «Виды сил», время выполнения- 7 мин.               

Пока уч-ся отвечают на тесты, консультанты на доске запишут свои заранее подготовленные домашние задачи с решениями".

 

   Объявляются  итоги теста «Правила дорожного движения"   

                                       

                                           3 ЭТАП

ЗАДАЧИ

Учащиеся-консультанты объясняют решения своих задач,

 показывают  дорожные знаки;

Класс задает вопросы; записывают решения в тетради.

1.На участке дороги установлен знак, водитель

   применил аварийное торможение. Инспектор

   обнаружил по следам колес, что тормозной

   путь 12м. Нарушил ли водитель правила до-

        рожного движения, если коэффициент трения

   равен 0,6.

Дано:                       СИ          Решение:

Vmax = 50км/час     14м/с    по 2 закону Ньютона:  ma= F-Fтр , при   F=0

S= 12м                                 Fтр= ma,  µN= ma,  µmg =ma        (1)

µ=0,6                                    из s=v2-v02/2a  =>  s= v02/2a ,т.к.  v=0

найти: vо=?                                           s= v02/2 µg   => v=√ 2sgµ=12м/с=43,2км/час

                                                    v0< Vmax

                                                        F                                          Fтр 

   

2 способ: из s=mvо2 /2Fтр     => vо=  √ 2sFтр/m ,где  Fтр= µN= µmg                                                

                                                    vо=12м/с

Ответ1. Скорость была 43,2 км/ч, т.е. меньше разрешенной.

                         Знак « Максимальная скорость движения 50 км/ч!.»                                                       

  1. Водитель грузовика, едущего со скоростью

     72км/ч, заметил на дороге знак.                              

Сможет ли он не сбавляя скорости,

проехать поворот, если радиус поворота                                      

равен 25м, а коэффициент трения µ=0,4?

Дано:             Решение:  При равномерном движении

                        Равнодействующая сил  R =Fтр , по 2 закону Ньютона.

V=20м/с       т.к. R= maцс, a Fтр=µN= µmg ,то

r=25м              maцс= µmg  

 µ=0,4               aцс= Vmax2/r       => µg =Vmax2/r, тогда    

                                                                               Vmax=√ µg r=10м/с=36км/ч

найти:

Vmax=?                    

 Ответ 2. Безопасная скорость на таком повороте 36 км/ч, так

                        что грузовик должен притормозить, иначе его вынесет.

                Знак  « Опасный поворот!».

3. Автомобиль массой 2,5т движется со

     скоростью 20м/с  по участку дороги ,

     перед которым установлен знак.

     Радиус кривизны дороги 20м.

     Определите вес автомобиля в средней

     точке выпуклого и вогнутого участков

Дано:           Решение:

m=2,5т        а)Р=m(g-a)     => Р=m(g- v2/r)= -25кН

v=20м/с          a=v2/r                

r=20м

найти:         б)Р= m(g+a)     => Р=m(g+ v2/r)=75кН

Р=?                  a=v2/r

Ответ 3. При движении по вогнутому участку вес 75 кН,по выпуклому -25кН. Знак «Неровная дорога!

ОБЖ: 

ОБЩАЯ ЗАДАЧА: Наше путешествие ПОДХОДИТ К КОНЦУ. Погода прекрасная, и настроение хорошее. Однако впереди дорожные работы. Вот и новый знак –« Стоп».

Что должен делать водитель, увидев этот знак?

Ответ:   остановиться

                       

                                             ИТОГИ УРОКА:

 Учитель:  А теперь послушаем ответы на вопросы, которые были заданы в начале урока: 

- скорость движения   V=Vo + at

   Большое значение имеет трение. Например: на мокрой дороге сцепляемость

   протекторов колес с покрытием дороги мала, значит в целях безопасности

   надо снизить скорость движения.

-  в ходе решения задачи выяснили, что максимальное значение скорости при

   повороте зависит от коэффициента трения и радиуса дуги поворота.

                                Vmax = √ μ g r    

- каждый участник движения должен помнить , что при увеличении скорости

  в2 раза , тормозной путь увеличится в 4 раза, т.е. тормозной путь зависит от

  квадрата скорости      Sторм =m Vo2 / 2Fтр

- ускорение –это изменение скорости в единицу времени а = ∆V/ t  

  По 2 закону Ньютона при торможении  а = Fтр /m

  Объявляются  итоги теста «Правила дорожного движения", выставляются оценки: за тест, комментируется работа  отдельных учащихся,  они получают две оценки. Дается домашнее задание.  

           

 

От каких физических величин зависит безопасность движения на дорогах?

 Как определить тормозной путь, допустимую скорость при поворотах, при движении по холмистой или неровной дороге?

     Как определить, возникающее при этом ,максимальное

 ускорение?"

стоп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Интегрированный урок "Звук" (физика и музыка). 8 класс

Эстетическое воспитание необходимо проводить не только на уроках изобразительного искусства, М.Х.К и музыки но и на уроках физики. Преподавание физики должно решать не только познавательные...

Интегрированный урок «язык+физика» в 10-м классе

Интегрированный урок «язык+физика» в 10-м классе...

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....

Конспект открытого интегрированного урока по физике в 9-м классе: "Применение электромагнита. Телефонная связь"

Цели урока: рассмотреть применение электромагнита на примере телефона; научить учащихся пользоваться дополнительной литературой; развивать интерес к предмету; навыкам культурного поведения.Ход урока.У...