Интегрированный урок по физике "Тепловые явления" - 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс)

Клочкова Марина Владимировна

Интегрированный урок по физике в 5 классе "Тепловые явления" разработан учителями школы: Клочковой М. В., Туляковой Н. А, Мочаловой Ю. А. для конкурса "Педагог 21 века".Занял 1 место в муниципальном этапе конкурса. 

Комбинированный урок с применением знаний из разных областей - физики, литературы, искусства. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_fizike_v_8_klasse.doc762 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

«Солнце светит всем одинаково»

(физика, литература)

Данный урок представляет собойюфизики , а также воспитательной работой учащихся

Данный урокВ основе лежит м, которыйкоммуникативных УУД

У

-

-

-

Содержаниеурок

,

 м, к, ноутбуки.

Эпиграф: Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих.

Рене Декарт

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас урок «Солнце и жизнь на Земле» – обобщение по теме «Тепловые явления». Наш урок пройдет в форме конференции. На ней мы с вами постараемся подвести итог изученного материала. «Один очень умный человек сказал: «Без физики нам не прожить!». Это значит, что во всех сферах жизнедеятельности человека мы сталкиваемся с проявлениями физики в той или иной форме. Везде и всегда… Казалось бы, ну какое отношение имеет физика к самой не физической области как литература, поэзия, устное народное творчество, история на первый взгляд так далеки от точной науки физики. Послушаем отрывок из стихотворения Владимира Семихова

Как физику и лирику связать бы нам в одно

Как физику и лирику связать бы нам в одно
Ведь миру же без разницы, ведь миру всё равно
Что так красиво по небу летит клин журавлей
И что подъемной силою их движется крыло.

А как закат и солнца восход уж миллионы лет
Тепло своё земле даёт и нам лучистый свет
Пусть квантами зовут его учёные умы
Но знаем, обладает он и свойствами волны.

Сегодня на уроке мы повторим различные тепловые явления, но делать это мы будем необычно, с помощью материала из других предметов школьного курса.

Давайте вспомним, что же мы изучили?

В каких трех состояниях могут быть вещества?

Какие виды теплопередачи вы знаете?

Как называются переходы из твердого в жидкое и обратно?

Как называются переходы из жидкого в газообразное и обратно?

Какие физические величины нам помогают описать тепловые явления? 

Самый большой источник энергии?

Верно  – Солнце. О нем мы поговорим позже.

А сейчас попробуем применить все наши знания на практике.

Начнем с литературы.

Во многих произведениях можно прочесть описание того или иного физического закона или явления. Интересно подметить это явление, объяснить его физическую сущность. Сегодня нам поможет в этом учитель литературы.

Учитель литературы: зачитывает отрывки из стихотворений, сказок, из различных произведений, а учитель физики задает вопрос и оценивает ответ (слайды № 8-20)

Народное творчество

(слайд 21) Загадки

  1. Красная девица по небу ходит?  (Солнце).
  2. Прозрачен, как стекло, да не вставить в окно?  (Лед).
  3. Хоть я не снег, а таю, не птица, а летаю?  (Дым).
  4. Шуба новая, а на подоле дыра? (Прорубь)
  5. Голубой платок, алый клубок, по платку катается, людям улыбается? (Солнце).
  6. В огне не горит и в воде не тонет. Что это такое?  (Лед)

Вопрос: Когда лед может выступать в роли нагревателя?

Ответ: Когда другое тело, соприкасающееся со льдом, имеет температуру, ниже  температуры льда.

  1. Горя не знает, а горько плачет. Что это?   (Туча, облако.)
  2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. Кто это?       (Мороз).

Вопрос: Какие физические процессы помогают морозу рисовать дивные узоры на стекле?

Ответ: Конденсация, кристаллизация.

Объясните Приметы:

  • Обильная роса – к хорошей погоде.  

Пояснение: образование росы –это конденсация водяных паров.

  • Если при безветрии дым поднимается вверх, - это к хорошей погоде.
  • Дрова в печи плохо разгораются и дымят – это к оттепели.
  • Лучина трещит и мечет искры – к ненастью.

Пояснение:   Лучина сырая; при ее горении влага испаряется, пар расширяется и разрывает волокна дерева.

Пословицы и поговорки:

  •  Вода камень точит.
  • Куй железо пока горячо.
  • Плуг от работы блестит.
  • Ветер снег съедает.
  • Много снега – много хлеба.

Художественное творчество

А как художники изображают тепловые явления на картинах?

Туман, узоры на окнах, иней, лед, роса.

А сейчас мы начинаем вторую часть нашей конференции, вы подготовили свои проекты на тему «Солнце и жизнь на Земле». Причем каждая группа рассмотрела эту тему с разных точек зрения. Давайте послушаем и оценим ваши проекты.

Ученик. Мы выбрали

Свой проект мы назвали

Конечно, нет.

четырех

Даже р - самой близкой к нам звезды И притом звезды – это источник очень большой энергии. Мы, составляя свой проект, решили его расширить знаниями о самой близкой к нам звезде Солнце

Нам предстоит ответить на

2

Свой проект мы назвали

Мыиииии

Наша группа работала над вом

3

Мыии

 Что оно означает у разных народов.

4

5

Молодцы все справились с заданием. Наш урок подходит к концу. Я хотела обратить ваше внимание на то, что за точным языком физических законов можно рассмотреть те явления, процессы, которые окружают нас в повседневной жизни. О физических явлениях говорят всюду. И физическая задача может быть решена не только научным методом, но и переложена на язык художественных образов. И когда вы читаете, то или иное литературное или историческое произведение помните об этом. Я надеюсь, что вы взглянули на мир тепла с разных, порой неожиданных сторон.

Ну а теперь перейдём к прозе жизни. Оценки за урок я поставила следующие: (выставление оценок, комментарии).

Тест 38, 39 «Тепловые явления»

Домашнее задание будет таким: подберите какой-либо отрывок из любого стихотворения, где описывается любое тепловое явление. Думаю, вы без труда справитесь с этим заданием.

 

Оценки ставятся в6

Если вам понравился урок отметьте это теплой гаммой, а если нет холодной.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. 12
  • С.А.Тихомирова  «Физика в литературе»

Приложение

№1 В одном сосуде налита кипяченая вода, в другом-сырая. Как определить, в каком сосуде кипяченая вода?

Поставить воду на одинаковые горелки. Раньше закипит сырая вода.

№ 2 В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон?

 Нет. Чтобы вода в полости макарон кипела, ей надо сообщить тепло то более нагретого тела. вода в кастрюле не может быть нагрета выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравниться с температурой воды в кастрюли.

№ 3 Удельная теплота сгорания сосновых дров несколько выше, чем березовых. Почему же выгоднее купить кубометр березовых дров, а не сосновых? (цена дров одинакова)

 Плотность березы больше плотности сосны. Поэтому масса березовых дров объёмом 1 куб. метр больше массы сосновых того же объёма.

Стихи на тепловые явления.

  1. А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.

В окне увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

 Курины, кровли и забор,

 На стеклах лёгкие узоры,

 Деревья в зимнем серебре...

Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”.

Ответ: Кристаллики замёршей воды, её твёрдое состояние.

  1. Е. Баратынский “Весна”.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода? Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.

  1. Д. Б. Кедрин “Мороз на стеклах”.

Пейзаж тропического лета

Рисует стужа на окне.

 Зачем ей розы?

 Видно это Зима тоскует о весне.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке? Приведите на физическую терминологию процесс “рисование” стужи на окне.

Ответ: Кристаллизация.

  1. Иван Суриков “Золилась заря”

 От цветов на полях

Льётся запах кругом,

И сияет роса

На траве серебром.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

Ответ: Конденсация. Образование росы.

Этот гениальный русский ученый разработал в 18 веке корпускулярную теорию строения вещества. Он утверждал, что все вещества состоят из корпускул, которые являются «собраниями» элементов.

Вопрос: о ком идет речь и как были названы в 19 веке корпускулы и элементы?

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов разграничил понятия атом и молекула.
По современной терминологии
Молекула – наименьшая частица вещества.
Атом – наименьшая частица химического элемента.
Молекулы состоят из атомов.

Задание 2 На втором этаже потенциальная энергия вязанки дров больше, чем на первом. Будет ли энергия, полученная от сжигания этих дров на втором этаже, больше энергии, которая была получена при их сжигании на первом этаже?

Ответ - Нет. Энергия, полученная от сжигания дров, зависит лишь от их массы. Оттого что дрова будут подняты этажом выше, масса их не изменится. Потенциальная же энергия, которую приобретут при этом дрова, перейдет в потенциальную энергию продуктов сгорания.

Задание 3 Температура плавления стали 1400 С. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 3600С. Почему ствол орудия не плавится при выстреле?

Ответ - Сгорания заряда пороха при выстреле происходит довольно быстро, и ствол орудия не успевает прогреться до температуры плавления

Задание 4 Будет ли кипеть вода, если её не нагревать?

Ответ - Будет. Для этого достаточно понизить давление воздуха над поверхностью воды.

Задание 5 Человек чувствует себя комфортно при относительной влажности, равной 40- 60%. Почему может возникнуть ощущение изнурительной жары при температуре воздуха 25С и относительной влажности 80-90%, в то время как при температуре 30С и влажности 30% самочувствие может быть хорошим.

Ответ - Низкая влажность способствует испарению влаги и охлаждению кожных покровов и органов дыхания человека

Задание 6 На улице целый день моросил холодный осенний дождь. В кухне развесили для просушки выстиранное бельё. Ответ - Быстрее оно высохнет, если открыть форточку? Быстрее. Так как температура на улице ниже, чем температура в помещении, то давление пара в помещении больше, чем на улице. Поэтому через форточку часть пара из помещения будет выходить на улицу

Как с точки зрения физики объяснить процесс зажигания спички? (Трение спички о коробок, нагревание до температуры возгорания и превращение вида энергии в другой).

Почему пламя спички направлено вверх? (Теплый воздух поднимается вверх).

Почему вы не обжигали пальцы, когда держали горящую спичку? (Удельная теплоёмкость дерева очень большая, и оно нагревается медленно).

Почему спичка сгорает быстрее, когда её держат пламенем вниз? (Пламя нагревает верхнюю часть спички, теплопроводность дерева плохая).

Почему сырые спички не зажигаются или зажигаются плохо? (Вода не горит и уменьшает доступ кислорода).

Какие превращения энергии происходят при зажигании и горении спички? (Механическая энергия переходит во внутреннюю, внутренняя - в тепловую).

Пушкин А.С.”Евгений Онегин”

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман...

-Скажите, с каким физическим явлением связан туман? А какую особенность вы заметили? Как образуется вечерний туман? (Ответы детей) (После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле. Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.)

-Хорошо, продолжим дальше. Никитин ”Утро”

“Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается...”

-Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах? (Ответ) (В низких местах застаивается холодный воздух.)

- Как И. И. Шишкин на картине «Дорога в парке. Туман» изобразил это явление? Какие приёмы использовал?

C:\Users\Админ\Pictures\Дорога в парке туман.jpg

Продолжим дальше это стихотворение.

“По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–

На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.”

C:\Users\Админ\Pictures\0_8d74_829768ae_XL.jpeg

C:\Users\Админ\Pictures\6a00e553dbd93e883300e55509dac68834-500pi.jpg

-А здесь, какой физический процесс? Как образуется роса? (---)

- На фото вы видите изображение росы. Если бы вы были художниками какие приёмы и краски вы использовали?

-А вот Тютчев, всем известное:

“Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром....”

C:\Users\Админ\Pictures\Куинджи перед дождём.bmp

или Пушкин “О Кавказе.”

Шум табунов, мычанье стад,

уж гласом бури заглушались,

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались...

Как это явление изобразил А. Куинджи на картине  «Перед дождём»?

C:\Users\Админ\Pictures\Левитан перед дождём.jpg

- Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града? (В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.)

C:\Users\Админ\Pictures\Васильев перед дождём.bmp

C:\Users\Админ\Pictures\4427720n9w.jpg

C:\Users\Админ\Pictures\Василев мокрый луг.bmp

-А вот ещё одно очень интересное явление и стихотворение не менее известное: А.С. Пушкин ”Зимнее утро”. В этом стихотворении столько всяких явлений. Вот, например:

“Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском трещит затопленная печь.”

C:\Users\Админ\Desktop\e9e73be5a4d7.jpg

или Пушкин А.С.”Евгений Онегин”

В избушке, распевая, дева

Прядет. И, зимних друг ночей

Трещит лучинка перед ней...

-А скажите мне, почему горящие дрова потрескивают? (При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.)

-Посмотрите как огонь изображают на картинах, какие приёмы используют?

В.Суриков «Меньшиков в Берёзове»

C:\Users\Админ\Pictures\bcst-55740-img1.gif

-Сейчас я предлагаю вам обратиться к прозе. Писатель-фантаст Станислав Лем в романе ”Непобедимый” вот как описывает извержение вулкана.

-“На дне ущелья текла река. Поток горящей лавы устремился вниз. Казалось на дне ущелья вспыхнул вулкан. Столб дыма и кипящей лавы, каменных обломков, и, наконец, огромное, окружённое вуалью облако пара. Пар,в который,  наверное, превратился журчащий поток полноводной реки, текшей на дне ущелья”

-Представьте себе что произошло. Кипящая лава смогла до такой степени нагреть воду в реке, что она не только вскипела, но и превратилась в пар. Представляете, какая для этого нужна энергия?

-Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее).

C:\Users\Админ\Pictures\0_1d749_1fe43b0e_XL.jpeg

Видеофрагмент из фильма «Русский живописный портрет. К Брюллов»

C:\Users\Админ\Pictures\21317aacfaf3.jpg

-А теперь вернёмся к литературе. Попробуйте отгадать название стихотворения английского поэта Перси Шелли.

“Я землёй рождено, я водой вспоено,

Взращено средь небесной равнины,

Отдыхаю в горах, исчезаю в морях,

Я меняюсь, но нет мне кончины.”

C:\Users\Админ\Pictures\Васильев грозовые облака.jpg

-Кто догадался? Действительно, это стихотворение называется ”Облако”. И, по-моему, оно как нельзя лучше отражает такое явление как круговорот воды в природе. Как происходит это явление?

-На картинах художники изображают облака так. Какое правило они используют?

C:\Users\Админ\Pictures\7b8d63cd6eab.jpg

-А теперь попробуйте ответить на вопрос иней или роса образуются после ясной, прозрачной ночи или после облачной? (После ясной, потому что при сильно облачной погоде часть теплового излучения земли отражается от облаков к почве и не допускает сильного понижения температуры земной поверхности и воздуха.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект интегрированного урока в 11-ом классе

тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав  их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""

Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики  по теме "Умножение и деление дробных чисел".   Цель урок...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...