Урок "Человек и окружающий его мир" 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Сомова Светлана Николаевна

Конспект и раздаточный материал урока для 7 класса "Человек и окружающий его мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.77 КБ
Файл rezultaty.docx14.1 КБ
Файл vsegda_inogda_nikogda.docx16.99 КБ
Файл kartina_mira.docx123.46 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx20.27 КБ
Office presentation icon oformlenie_slayda.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Человек и окружающий его мир

Класс: 7

Оборудование: карточки (Иногда, Всегда, Никогда),  ПК+ММП, раздаточный материал с информацией о сравниваемых величинах, иллюстрации для рефлексии.

Используемые технологии: технология проблемно- поисковой деятельности, технология критического мышления, ИКТ.

Цель урока:

  • создать условия для формирования навыков сравнительной деятельности, и понимания места человека в окружающем мире.

Задачи урока:

  • научить сравнивать физические величины, в том числе величины выраженные степенью числа 10;
  • формировать научный тип мышления;
  • научить принимать участие в дискуссии;
  • формировать умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словестной форме;
  • сформировать представление о месте человека в окружающем мире;
  • формировать коммуникативную культуру.

Ход урока:

I организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны быть: учебник по физике, тетрадь-тренажер, раздаточный материал, дневник  и письменные принадлежности.

Начнем наш урок с повторения изученного материала. На столах у вас лежат карточки, на которых изображены области (Всегда, иногда, никогда) и шесть утверждений. Распределите эти утверждения по этим областям по своему усмотрению. Вы работаете в паре в течение 3 минут.

Проверим, что у вас получилось.

Ребята, посмотрите внимательно на эти утверждения и скажите, а не встречалось ли это какое-нибудь утверждение  вам ранее?

Ученики: да, встречалось. Это задание из домашней работы.

Учитель: и каков же правильный ответ на это задание?

Ученик: среднее значение составляет 25,3 см.

Учитель: когда вы распределяли утверждения, вам приходилось совершать различные действия, например, считать, какие еще действия вы выполняли?

Ученики: анализировали, сравнивали, вспоминали.

Учитель: верно, сегодня мы с вами подробно поговорим о сравнении. Запишите тему нашего урока «Человек и окружающий его мир»

На этом уроке ребята нам предстоит разобраться с тем что собой представляет окружающий мир и каково место человека в этом мире, а для того что бы это сделать нам необходимо выработать правила сравнения.

В своей жизни человеку довольно часто приходится производить процедуру сравнения. Мы сравниваем цвета, размеры, запахи. Существуют даже профессии непосредственно связанные со сравнением.

Назовите их.

Ученики: дегустатор, парфюмер, искусствовед.

Учитель: верно! Среди профессий связанных со сравнением, есть специалисты по составлению различных рейтингов. Сегодня мы с вами попробуем на несколько минут стать такими специалистами.

Вы будете работать в группе по 4 человека т.е. первые парты развернуться ко вторым, а третьи к четвертым.  Объясню задание. Для каждой группы в красном конверте находится задание. Вам будет необходимо составить рейтинг названных в задании объектов (которые знакомы вам из жизненного опыта). То есть, распределить объекты по убыванию по заданной характеристике. Например, мне нужно составить рейтинг вашего класса по росту в порядке убывания. Что мне для этого нужно сделать?

Ученик: нужно узнать рост каждого ученика, сравнить и распределить по убыванию т.е. первым будет самый высокий.

Учитель: верно! Найти, сравнить, распределить. Справочные данные у вас перед глазами, а задание находится в красном конверте, откройте его и приступайте к работе. Я вам даю 10мин.

Ученик: Светлана Николаевна, а разве можно сравнивать длину и массу тела.

Учитель: Молодец! Сейчас вы сами того не подозревая, сформулировали первое правило сравнения. Огласите его.

Ученик: сравнивать можно только однородные величины.

Учитель: задание из красного конверта было некорректно. Откройте теперь синий конверт и приступайте к выполнению задания. Время пошло.

Учитель: Проверьте себя. Поднимите руки, у кого рейтинг получился верный?

В группе, в которой составляли рейтинг масс животных задание было чуть сложнее чем у вес остальных. Ребята, скажите, чем ваша работа была осложнена.

Ученик: массы животных выражены в разных единицах.

Учитель: как же вы вышли из этой ситуации?

Ученик: мы сначала перевели все массы в одинаковые единицы, а потом сравнили.

Учитель: верно. Теперь сформулируйте мне второе правило сравнения.

Ученик: сравнивать можно только величины, выраженные в одинаковых единицах.

Учитель: запишем  в ваши тетради.

Правила сравнения:

1. Сравнивать можно только однородные величины.

2. Величины должны быть выражены в одинаковых единицах измерения.

Учитель: Молодцы ребята. Вы справились со своей работой.

Очень часто приходится сравнивать очень большие величины с очень маленькими. Например, размер макового зернышка и размер воздушного шара. Что бы эту процедуру упростить записывают числа в виде степени числа десяти.

Например.

                  100 это 102, 1000 это 103, а 10 это 101

 А числа меньше единицы т.е. доли записывают через отрицательные показатели числа десяти например:          

                           0,1 это 10-1, 0,01 это 10-2

Потренируемся. Откройте тетради – тренажеры на стр12 (4).

Выполним это задание.

Учитель: А теперь вернемся к сравнению размеров макового зернышка и воздушного шара. т/т с 10(5).

Ребята, подскажите, что нужно сделать для того чтобы сравнить их размеры.

Ученик: сначала выразить в одинаковых единицах.

Учитель: верно. Сделайте это.

Ученик: приставка милли означает 0,001 значит. 1мм=0,001м

Учитель: а теперь запишем размеры шара и зернышка через степень числа десять. 0,001=10-3, 10=101. Из большего вычтем меньшее 1- (-3)=4. Значит воздушный шар больше макового зернышка на 4 порядка.

Учитель: привычные размеры для человека- метр и секунда. Действительно метр-это средний рост трехлетнего малыша, а примерно 1 раз в секунду бьется сердце. Но есть размеры существенно меньше размеров человека и существенно их превосходящие. На экране вы видите объекты, рядом с которыми приведены их размеры.

Составьте последовательность этих объектов по возрастанию.

Учитель: Молодцы.

Ребята, сейчас на экране объекты различных размеров, но среди них нет человека, скажите, куда нужно поместить человека.

Ученики: человека нужно поместить в середину.

Учитель: верно! Мы с вами будем называть совокупность объектов, размеры которых меньше размеров человека- микромиром, а совокупность объектов, размеры которых превосходят размеры человека-макромиром.

Согласно современным представлениям 13-14 миллиардов лет назад произошло событие, которое называют Большим взрывом или моментом рождения Вселенной. За последующее время сформировались атомы различных элементов, звезды планеты, многочисленные галактики. На Земле возникла жизнь и, наконец, появился «венец природы»-Человек. Такова научная картина мира. Ребята, скажите, существует ли другая картина мира.

Ученик: да, религиозная.

Учитель: верно, конечно, на уроках физики мы о ней говорить не будем, но должны с уважением относиться к духовному миру человека и к другим альтернативным картинам и восприятиям мира.

Ребята, давайте подведем итог.

Что сегодня на уроке мы узнали.

Ученики: мы узнали, по каким правилам нужно производить сравнение. Мы научились сравнивать числа, выраженные через степень числа десяти, выяснили как выглядит научная картина мира и сказали о том, что существуют и альтернативные картины мира.

Учитель: дома, ребята, вы закрепите изученный на уроке материал тетерадь-тренажер с.12(5, 6) на перевод единиц измерения и работу со степенью числа десяти, на дополнительную отметку с 13(8)

Учитель: молодцы. И в заключении я хочу вам предложить оставить свое отношение к сегодняшнему уроку. Уходя из кабинета, подойдите к доске и оставьте там магнитик на той картинке, которая соответствует вашему настроению от урока.

Спасибо за урок и всего доброго!



Предварительный просмотр:

№ в рейтинге

Наименование объекта

Значение величины

1

2

3

4

№ в рейтинге

Наименование объекта

Значение величины

1

2

3

4

№ в рейтинге

Наименование объекта

Значение величины

1

2

3

4

№ в рейтинге

Наименование объекта

Значение величины

1

2

3

4

№ в рейтинге

Наименование объекта

Значение величины

1

2

3

4

№ в рейтинге

Наименование объекта

Значение величины

1

2

3

4



Предварительный просмотр:

  1. Единицей измерения времени в системе СИ является час.
  2. Погрешность измерения миллиметровой линейки составляет 0,5мм.
  3. Среднее значение длины одного и того же объекта, измеренной четыре раза: 25,0см, 25,5см, 25,2 см, 25,5см составляет 25,3 см.
  4. Длину измеряют в сантиметрах.
  5. Измерить физическую величину- это значит сравнить ее с 1 метром.
  6. 0,1 км больше чем 10гм.

  1. Единицей измерения времени в системе СИ является час.
  2. Погрешность измерения миллиметровой линейки составляет 0,5мм.
  3. Среднее значение длины одного и того же объекта, измеренной четыре раза: 25,0см, 25,5см, 25,2 см, 25,5см составляет 25,3 см.
  4. Длину измеряют в сантиметрах.
  5. Измерить физическую величину- это значит сравнить ее с 1 метром.
  6. 0,1 км больше чем 10гм.

  1. Единицей измерения времени в системе СИ является час.
  2. Погрешность измерения миллиметровой линейки составляет 0,5мм.
  3. Среднее значение длины одного и того же объекта, измеренной четыре раза: 25,0см, 25,5см, 25,2 см, 25,5см составляет 25,3 см.
  4. Длину измеряют в сантиметрах.
  5. Измерить физическую величину- это значит сравнить ее с 1 метром.
  6. 0,1 км больше чем 10гм.

  1. Единицей измерения времени в системе СИ является час.
  2. Погрешность измерения миллиметровой линейки составляет 0,5мм.
  3. Среднее значение длины одного и того же объекта, измеренной четыре раза: 25,0см, 25,5см, 25,2 см, 25,5см составляет 25,3 см.
  4. Длину измеряют в сантиметрах.
  5. Измерить физическую величину- это значит сравнить ее с 1 метром.
  6. 0,1 км больше чем 10гм.

  1. Единицей измерения времени в системе СИ является час.
  2. Погрешность измерения миллиметровой линейки составляет 0,5мм.
  3. Среднее значение длины одного и того же объекта, измеренной четыре раза: 25,0см, 25,5см, 25,2 см, 25,5см составляет 25,3 см.
  4. Длину измеряют в сантиметрах.
  5. Измерить физическую величину- это значит сравнить ее с 1 метром.
  6. 0,1 км больше чем 10гм.

1

2

3

4

5

6

1

3

1

2

3

4

5

6

2

4

1

2

3

4

5

6

3

5

1

2

3

4

5

6

4

6

1

2

3

4

5

6

5

1

1

2

3

4

5

6

6

2

1

2

3

4

5

6

1

3

1

2

3

4

5

6

2

4

1

2

3

4

5

6

3

5

1

2

3

4

5

6

4

6

1

2

3

4

5

6

5

1

1

2

3

4

5

6

6

2

1

2

3

4

5

6

1

3

1

2

3

4

5

6

2

4



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Общие сведения: ГБОУ Гимназия№ 63, 7 «Б» класс, 26.09.2013

В классе___  чел, присутствовали___ чел

Учащиеся изучают физику первый год по УМК Физика Сферы. Ребята очень любознательные, подвижные, интересующиеся, неоднородные в своем стремлении к знаниям, но проявляющие старание.

 Цель урока:

  • создание условия для формирования навыков сравнительной деятельности, и понимания места человека в окружающем мире.

Задачи урока:

  • научить сравнивать физические величины, в том числе величины выраженные степенью числа 10; (на этапе изучения основного материала)
  • формировать научный тип мышления (на этапе повторения и изучения основного материала);
  • научить принимать участие в дискуссии (в течение всего урока);
  • формировать умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словестной и символьной форме (на этапе закрепления и изучения основного материала);
  • сформировать представление о месте человека в окружающем мире (на этапе изучения нового материала);
  • формировать коммуникативную культуру (на всех этапах урока);
  • создать условия для проведения межпредметных связей с географией, биологией, математикой и астрофизикой (на этапе изучения основного материала).

Этапы урока:

Проверка домашнего задания (творческое задание на составление синквейна)

Повторение (задания из технологии критического мышления)

Основной материал (поисково-исследовательская работа)

Закрепление (сравнение размеров тел макро и микромира)

Домашнее задание

Рефлексия

Содержание урока способствовало формированию универсальных учебных умений:

личностных универсальных учебных умений: готовность к жизненному и личностному самоопределению (через проведение беседы о профессиях, связанных с процедурами сравнения) 

регулятивных действий: организация учащимся своей учебной деятельности:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (реализовано на этапе целеполагания урока);

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (реализовано через составление плана действий по поисково- исследовательской деятельности);

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (реализовано через самопроверку на этапе повторения)

коммуникативных действий

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (реализовано через работу в группа и парах и фронтальную беседу с учителем).

-контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

На данном уроке учащиеся впервые осуществляли сравнительные действия с объектами, выраженными в форме степени числа десяти, проводили поисковую работу по предоставленному им заданию.

Создание синквейна, а также рефлескивная часть урока направлена на развитие творческих навыков учащихся.

На уроке осуществлялись межпредметные связи с географией (длины рек и глубины океанов), экономической географией (население стран мира), математикой (работа со степенью числа десяти), биологией (массы животных), астрофизикой (модель вселенной).

На этапе повторения осуществлялись внутрипредметные связи (приставки физических величин, определение погрешности измерительного прибора)

Для формирования интереса к изучаемому материалу подача информации была осуществлена через поисково-исследовательскую деятельность, многочисленные иллюстрации и применение ИКТ.

С целью активизации мыслительной деятельности урок включал в себя задания связанные с объектами знакомыми учащимся из повседневной жизни.

На этапе рефлексии учащиеся могли сформировать свою картину мира и проявить творческие способности.

Считаю что урок достиг поставленных целей поскольку ребята при работе в группе в полной мере справились с заданиями, а так же самостоятельно сформулировали правила сравнения. Выбранная форма урока и типы заданий раскрывают возможности учащихся и направлены на всестороннее развитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

Конспект и презентация к уроку "Environmental Protection" (Охрана окружающей среды), 7 класс

Данная презентация составлена к первому уроку цикла об охране окружающей среды( УМК В.П. Кузовлев-7) и направлена на презентацию новой лексики и её первичную отработку. Урок имеет высокую воспитательн...

Профессии. Урок окружающий мир. 2 класс.

Дополнительный материал к уроку окружающего мира по теме "Профессии" (Презентация). В разработке в игровой форме предлагается познакомиться с заданиями....

"Своя игра" окружающий мир (4 класс)

Цели и задачи мероприятия:Развивать коммуникативные возможности обучающихся в процессе подготовки к внеклассному мероприятию по предметуРазвивать у обучающихся познавательный интерес к предмету,...

тематическое планирование по окружающему миру 5 класс

Данное тематическое планирование разработано к учебнику :Природоведение.5 класс под ред.Т.С.Суховой. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю( федеральный компонент)...

окружающий мир 2 класс

Учебно-тематическое планирование во 2 классе VII вида 33 учебные недели...

Животные и окружающая среда. 7 класс.

Предентация по теме "Животные и окружающая среда"....