Главные вкладки

    Урок по теме "Основы МКТ идеального газа Решение задач" 10 класс
    план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

    Матвиенко Александр Владимирович

    Закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач, выполнении эксперимента.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osnovy_mkt_idealnogo_gaza._reshenie_zadach.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Физика 10 класс

    Тема урока: «Основы МКТ идеального газа. Решение задач».

    Пояснительная записка.

    Особенность урока: этот урок нацелен не только на повторение материала, но и на продолжение работы по формированию умений искать информацию, решать задачи, применять знания в разных ситуациях, делать самостоятельно сопоставления.

    Тип урока: урок закрепления и проверки знаний

    Цель урока:

    1. Обобщить, повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
    2. Проверить степень усвоения практически всеми учащимися основных понятий темы.

    Задачи урока:

    1. Образовательные: закрепить основные положения МКТ теории идеального газа, Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач, выполнении эксперимента.
    2. Развивающие: продолжить формирование элементов творческого поиска, уметь сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить.
    3. Воспитывающая: продолжить воспитание личностных качеств; взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность. познавательного интереса, творческой мыслительной деятельности.

    Оборудование и материалы к уроку:

    • мультимедиапроектор, экран (ноутбук);
    • презентация «Биографии учёных»;
    • самостоятельная работа «Основы МКТ»

    План урока.

    Название этапа

    Форма работы

    Время

    1

    Организационный этап.

    Подготовка учащихся к работе на уроке.

    1

    2

    Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос.

    5

    3

    Обобщение и систематизация знаний

    Беседа

    7

    4

    Презентация «Биографии учёных»

    Историческая справка

    5

    5

    Решение задач

    Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач

    10

    6

    Закрепление: контроль и самоконтроль знаний.

    Проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы

    8

    7

    Подведение итогов урока

    Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН.

    3

    8

    Формулировка домашнего задания.

    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

    1

    Ход урока

    1. Организационный этап.

    Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

    2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания).

    Фронтальный опрос.  Класс отвечает на поставленные вопросы в устной беседе.

             

     1. Каков предмет изучения молекулярно-кинетической теории?

    2. Перечислить опытные факты, послужившие основой для разработки МКТ.

    3. Сформулировать основные положения МКТ.

    4. Какая физическая модель используется в МКТ? Дать краткую характеристику этой модели.

    5. Объяснить с помощью модели «идеальный газ», почему газы:

    А) легко сжимаются;
    Б) оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера;
    В) занимают весь предоставленный объём.

    10. Указать отличие теплового движения от механического.

    1. Обобщение и систематизация знаний (беседа)
    1.  Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?

    Ответ: Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически движущихся молекул воздуха. 

    1. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?

    Ответ: Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа. 

    1. Серёжа дежурил в столовой. Вот уже минут пять он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» - спросил сам себя Серёжа. Как бы вы посоветовали ему разделить стаканы?

    Ответ: При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются, поэтому наружный стакан надо опустить в горячую воду, а во внутренний налить холодную воду. 

    1. Будет ли гореть спичка, зажжённая внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?

    Ответ: Нет, так как в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода к зажжённой спичке.

    4. Презентация «Биографии учёных»

    Демонстрация презентации.

    5. Решение задач

    Учащиеся записывают в тетрадях решение задач.

    Задача 1.

    Какое давление на стенки сосуда производит кислород, если V =400m/c, n =2,7*1019m-3

    Дано:

    Решение:

    O2

    Mмол=16*2*10-3кг/моль

    Мг=32

    V=400m/c

    N=2,7*1019m-3

    __________________  


    Опр: р-?

    p = 1/3 *mo*n*v2,

    m0=m/NA, M =MЧ*10-3

    m 0= MЧ*10-3/ NA

    p = 1|3 * MX*10-3 |NA*v2&


    p = 1/3 *2,7*1019m-3 *32*10-3кг/моль/6,02*1023 моль-1* (400м/с)2 =72000Па

    Ответ:72 кпа

    Задача 2.

     Найдите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул гелия, если при давлении 0,5*105Па их концентрация  n=1,5*109m-3

    Дано:

    Решение:

    He

    Mч=4

    Ммол=4*10-3кг/моль

    Р=0,5*105Па

    n=  1,5*109м-3


    Опр: Е-?

    p = 2/3 n *Е

    Е=3р/2 n

    Е=3*0,5*105Па/2*1,5*109м-3 =

    Е= 5*10-21дш

    Ответ: 5*10-21дш



    6. Закрепление: контроль и самоконтроль знаний.

    Ответьте на вопросы теста:

    1. Масса газообразного водорода в сосуде равна 4г. сколько примерно молекул водорода находится в сосуде?

    А. 10 -23

    Б. 1023

    В. 4? 1023

    Г. 12? 10 -23

    Д. 12 ? 1023

    2. Где число молекул больше: в одном моле водорода или одном моле воды?

    А. Одинаковое

    Б. В одном моле водорода

    В. В одном моле воды

    Г. Данных для ответа недостаточно

    3. Чем обусловлено броуновское движение ?

    А) Столкновением молекул жидкости (или газа) друг с другом;
    Б) Столкновением частиц, взвешенных в жидкости (или газе)

    В) Столкновением молекул жидкости (или газа) с частицами, взвешенными в ней (нём)
    Г) Ни одной из указанных причин.

    4. При повышении температуры газа в запаянном сосуде его давление увеличивается. Это объясняется тем, что с повышением температуры:

    А) Увеличиваются размеры молекул газа;

    Б) Увеличивается энергия движения молекул газа;

    В) Увеличивается потенциальная энергия молекул газа;

    Г) Расширяется сосуд (увеличивается его объём)

    5. Если - средняя кинетическая энергия поступательного движения одной молекулы газа, а n –концентрация молекул, то основное уравнение молекулярно – кинетической теории идеальных газов может быть записано в виде:

    А)
    Б) p=
    n
    В) p=
    n 
    Г) p=
    n 
    Д) p= n
     

    6. Если в 1дм3 объёма при давлении 105 Па находится 3• 1021 молекул кислорода (молекулярная масса кислорода m =0,032 кг/моль), то средняя квадратичная скорость молекул кислорода при этих условиях равна:

    А) 650 м/с ;

    Б) 1220 м/с;

    В)1370 м/с ;

    Г)1560 м/с ;

    Д) 1800 м/с.

    Учащиеся меняются работами и проверяют работы друг у друга (на доске записаны правильные ответы)

    7. Подведение итогов урока

    Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН.

    Учитель выставляет и комментирует оценки.

    8. Домашнее задание

    Параграф 66, письменно ответить на вопросы к пар.66.  Упр.11 (№5, 10)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс

    Урок:  Решение задач по теме  «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс...

    Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"

    Конспект урока физики в 10 классе по теме: "Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное уравнение МКТ"...

    презентация к уроку по теме «Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»

    «Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»...

    Практикум по решению задач на тему "Уравнение состояния идеального газа"

    Разработка урока "Практикум по решению задач на тему Уравнение состояния идеального газа" с приложениями....

    Сценарий урока "Задачи на движение (графический способ решения)" 7 класс

    Решение текстовых задач одна из наиболее важных тем в курсе алгебры. Несмотря на относительную простоту задач на движение, некоторые из них носят ярко выраженный олимпиадный характер и требуют красивы...