Физика вокруг нас
методическая разработка по физике (10 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Физика вокруг нас (внеклассное мероприятие по физике)»

Составила: учитель физики МБОУ «Абдрахмановская  СОШ» Альметьевского Муниципального района  Республики Татарстан  Садыкова Сирина Давлетгараевна


Цели: развитие интереса к предмету, повторение и закрепление изученного материала.

Задачи: вовлечь в интересный мир физики, развить дух здорового соперничества.

Тип занятия: дидактическая игра (три команды).

Ход занятия

1 этап: Вступительное слово ведущего:

Дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на Физическом  Вечере

1 ведущий:

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто  звук!

Физика-опора и основа,
Всех без исключения наук.

2 ведущий:

Физика учит хозяйку,
Как пищу готовить быстрей,
Зимою выращивать розы,
Тепло сберегать в квартире своей

1 ведущий:

Физика учит плавать
Тяжёлый морской пароход,
Летать воздушный лайнер,
Космический звездоход.        

2 ведущий:

Физика в жизнь воплощает,
Все замыслы и мечты.
Загадки природы она объясняет,
Всем, кто с нею на "Ты".

1 ведущий
Мой юный друг!

Сегодня ты пришёл вот в этот класс,

Чтоб посидеть подумать, отдохнуть,

На все вокруг обдуманно взглянуть.

Пусть ты не станешь  Ньютоном,

Каким хотел бы может быть,

Может  будешь ты рабочим, а может и ученым

И будешь физику любить!

2 ведущий информирует о порядке  проведения  вечера и призывает ребят  быть внимательными,

1. Приветствия команд. Представители команд приветствуют своих соперников и болельщиков, объясняют название своей команды: «Электрон», «Фотон», «Позитрон». Каждая из команд в интересной форме представляет свое название и девиз ему соответствующий.

Конкурс оценивается: 1 балл за наличие, 1 балл за оригинальность

2. Разыгрывание начала -право первого хода. Капитанам  выдают по конверту, в котором находятся буквы. Из них надо составить слово, обозначающее физическое явление. (Электростатика, гидростатика, электрификация, теплоизоляция)

3. Ведущие  по очереди предлагают  ребятам  загадки на  тему   «Физика   вокруг  нас» и к каждой загадке ставят физический  вопрос.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Отвечает команда первой ударившая в гонг. Время обсуждения - 1 мин.

1.Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)

Вопрос: Какого  цвета  белый свет?

Ответ: белый свет сложный, состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

2. Горя не знаем, а горько плачем? Что это?   (Облако)

 Вопрос: Что больше: облако или  тень?

 Ответ:  Облако отбрасывает суживающийся к земле конусполной тени,высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака на земле мало отличается по размерам от самого облака.

3. В воде  не тонет и в огне не  горит. Что это такое?  (Лёд)

Вопрос: Когда лёд может быть  нагревателем?

Ответ: Когда другое тело, находящееся в  соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.

4. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить.  (Тень)

Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?                                    

Ответ: Нужно наклонять её  под разными углами  по  направлению к Солнцу.

5.Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? (Гром)

Вопрос: На улице гроза, идёт сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим  молнию?

Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300000км/с, а звука  в воздухе при нормальных условиях  -340м/с.

6. Что идёт не двигаясь с  места?  (Время)

Вопрос: Всегда  ли время идёт с одинаковой скоростью?

Ответ: Нет, и его ход зависит от скорости движения системы отсчета.

1 ведущий:   Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на сегодняшний вечер физике было хорошее настроение, а для этого принимаем эстафету юмора у великих ученых – физиков и изобретателей. А они шутить умели!

2 ведущий: - «Ты так устал, на тебе лица нет» - сказала жена американскому изобретателю Эдисону. – «Уходи из дома на сутки, отдохни в свое удовольствие». Эдисон послушался и куда–то исчез. Через день она нашла его… в лаборатории за очередным опытом. «Так хорошо отдохнул!» - радостно сказал ей муж при встрече.  

1 ведущий:  Одна дама попросила Эйнштейна позвонить ей вечером по телефону. «Правда, мой номер так трудно запомнить 24-361» «О, нет!» – возразил физик. «12 умноженное на два и 19 возведенное в квадрат. Так просто».

2 ведущий: - Однажды на лекции известного русского учёного, основоположника  эволюционной палеонтологии В.О.Ковалевского  один студент из озорства запел петухом. Профессор достал из своего кармана часы и проговорил: «Они отстают, так как  показывают семь часов вечера, а должно быть  три часа  ночи». Увидев недоуменные взгляды  студентов, профессор  пояснил: «Да, да, это  так. Инстинкт низших животных, как это убедительно  доказано  наукой, безошибочен».

1 ведущий:   Продолжаем наш  физический вечер. Кто лучше знает учёных-физиков. В этом конкурсе нужно узнать ученого по портрету, знать время его жизни и основной вклад в науку.

2 ведущий объявляет «Конкурс  приборов». Командам выдают по два прибора, участники конкурса должны рассказать о применении каждого из приборов, внести предложение по использованию их  в быту (динамометр, психрометр, весы, мензурка, термометр, барометр).

1 ведущий: А теперь физическая пауза (ставятся занимательные физические опыты с объяснением их сути).

Опыт 1: Варёное яйцо «вползает» в бутылку. Берём молочную бутылку, вареное вкрутую куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь.  В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему? - задаёт залу ведущий.

Опыт 2: На стол ставят пустой стакан. На него  кладут фанерку, а сверху гирю  массой  5 кг. Молотком резко ударяют по гире. Стакан под ней остаётся целым. Почему?

Опыт 3: Фейерверк  из  скрепок. Цепочку скрепок – длиной 120 см включить в цепь ЛАТРа. При встряхивании скрепок  в темноте появляется цепочка искр. Она повисает в  воздухе, переливается  при  изменении напряжения от 40-50 до 100В. Почему?

Опыт 4:   Картофельный элемент. К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоединяют медные провода. К концу одного из них прикрепляют железный гвоздь. Воткнем гвоздь и медный провод в картофелину – стрелка гальванометра отклоняется. Почему?                         Опыт  5:   Электризация цветка. Один полюс электрофорной машины соединяют с влажной почвой, в которую посажен цветок. К цветку прикасаются одним полюсом спектральной трубки, а другим - к свободному полюсу электрофорной машины. При вращении ручки машины, спектральная трубка светится. Почему?

2 ведущий: объявляет конкурс  артистов и художников. Выбирают по два человека из  каждой команды. Художник выходит из  класса, а  артисту показывают опыт, возвратившемуся художнику артист должен жестами и мимикой показать опыт. Художник зарисовывает опыт  на доске (явление инерции, диффузия, опыт  шара  с кольцом, демонстрация электрических султанов, зарядка электроскопа).                                              

1  ведущий: объявляет  конкурс  капитанов. Кто больше  и правильно напишет  формулы  по  физике?

2 ведущий: объявляет  конкурс игрушек. Каждой команде показывают две игрушки: мяч, куклу-неваляшку, инерционный  самолёт, вездеход. Необходимо объяснить физический принцип их  действия   дать рационализаторское предложение  по  изготовлению. Составить стихотворную инструкцию по использованию этой игрушки  на  уроке физики.

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Используемая литература:

  1. И.Я. Ланина, «Внеклассная работа по физике», М. Просвещение 1976 г.
  2. О.Ф. Кабардина, «Внеурочная работа по физике», М.Просвещение 1983 г.
  3. Ф.Ф. Нагибин,  Е.С. Канин: «Математическая смекалка», М. Просвещение» 1988 г.
  4. Я. Перельман,  «Занимательная физика», М. Просвещение» 1985 г.
  5. М.И. Блудов. «Беседы по физике», М. Просвещение 1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...

Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"

Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....

Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».

Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон.   Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...

Мастер -класс по физике на тему "Физика вокруг нас"

Этот мастер -класс я представляла на конкурсе "Учитель года Мясниковского района - 2015"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  7-ЫХ  КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....

Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов «Физика вокруг нас»

Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов«Физика вокруг нас».Цель мероприятия: привить интерес к физике, расширение кругозора учащихся с помощью демонстрации занимательных опы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неде...