Дифференцированный подход на уроках физики
статья по физике на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif.podkhod_na_urokakh_fiziki.rar44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Шебекинская общеобразовательная спортивная школа-интернат «Салют»

Использование дифференцированного

подхода на уроках физики

(из опыта работы)

                                                                                Выполнила:

                                                        Ляхова Наталья

Викторовна,

                                                                                учитель физики

                                                                                

Шебекино

2012

Дифференцированный подход в обучении является средством развития потенциальных возможностей учащихся.

Дифференцированный подход в обучение – это:

- форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп учащихся.

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения.

Возникают вопросы: как осуществлять дифференциацию в обычных, не специализированных классах, как учитывать индивидуальные возможности школьников. Ведь это важно: ученики имеют разные уровни знаний и умений, разные склонности, у одних учебные навыки формируются быстро, у других – медленно. Поэтому предлагаем обучающимся разной сложности задания по одной учебной проблеме:

- первый вариант (облегченный) представляет собой задание, направленное на воспроизведение или усвоение учащимися основных понятий, фактов, формул, законов и т.д. он рассчитан на тех, кто обладает невысоким уровнем знаний и умений, и представляет собой, как правило, алгоритм действия вкупе с текстом учебника и простейшими изучаемыми по программе приборами;

- второй вариант (средний по трудности) состоит из заданий более сложных: на сравнение, постановку эксперимента, проведение самостоятельного анализа изучаемых фактов и явлений. Он рассчитан на учащихся со средним уровнем подготовленности;

- третий вариант (наиболее трудный) содержит задания, требующие от ученика творческой работы мысли: самостоятельного поиска и отбора необходимых фактов из дополнительной литературы, составления проекта, самостоятельного выполнения исследования, анализа эксперимента и др. он предназначен учащимся, проявляющим повышенный интерес к физике и обладающим сравнительно высоким уровнем знаний. В случае быстрого выполнения работы этим ученикам предлагается дополнительное задание: например, собранный фактический материал или сделанные выводы представить в виде таблицы (форму таблицы учащийся выбирает сам); это способствует развитию умения обобщать, делать выводы в сжатой, наглядной форме.

Учащиеся сами выбирают себе вариант задания, что вырабатывает критический подход к оценке своих возможностей.

Вопросы, входящие в состав заданий каждого варианта, тоже дифференцированы по сложности; последняя возрастает от первого вопроса к третьему, что позволяет ученику постепенно, плавно входить в работу, а учителю индивидуализировать их деятельность. Ребята, выбравшие один и тот же вариант, образуют группы. Внутри группы каждый может, если хочет, учится друг у друга, получить помощь более сильного. По истечении отведенного времени (15-20 мин) представители каждой из группы выступают с ответами на свои вопросы. Учитель же в учетной тетради записывает, в какой группе ученик работал, его выбор варианта сложности и каковы результаты, и степень самостоятельности его действий.

Поясняю сказанное примером.

  • В 8 классе при изучении вопроса «Электромагниты и их применение» учитель предлагает классу следующие три варианта заданий (все необходимое учебное оборудование для выполнения работы имеется на рабочих столах учащихся), направленных на усвоение материала:

Общий текст ко всем вариантам задания.

Прочитать § 58 в учебнике (Физика – 8 А.В. Перышкин, 2011 г.), подготовить ответы на вопросы и выполнить экспериментальную работу (вопросы и указания к опыту приводятся ниже).

Вопросы и задания для варианта I (облегченный вариант)

  1. Как устроен электромагнит? Каков принцип его действия? Как пользоваться устройством?
  2. Для чего служит железный сердечник?
  3. Каким еще способом модно усилить магнитное действие электромагнита?
  4. Собрать электромагнит из данных вам деталей по предложенной вам схеме. Включить его в цепь, определить полюса при помощи магнитной стрелки. Схему опыта зарисовать.

Вопросы и задания для варианта II (средней трудности)

  1. Какими преимуществами обладает электромагнит по сравнению с постоянным магнитом?
  2. Найдите в учебнике описание установки для сборки электромагнита. Начертите по этому описанию схему, соберите по ней из предложенных деталей цепь и испытайте действие полученного устройства.
  3. Объясните, почему при движении ползунка реостата в одну сторону магнитное действие на магнитную стрелку становится сильнее, а в другую – слабее.
  4. Ответьте на вопрос: каким электромагнитом можно поднять больший груз – полосовым или дугообразным, если они сделаны из одного материала и одинакового размера. Почему?

Вопросы и задания для варианта III (повышенной трудности)

  1. Благодаря каким свойствам электромагнит нашел широкое применение?
  2. Соберите по собственному проекту электромагнит и испытайте его действие. Установите, как зависит магнитное действие от расстояния до притягиваемого предмета и силы тока в обмотке. Сделайте вывод.
  3. Предложите, как построить сильный электромагнит, потребляющий малую силу тока. Соберите такое устройство и продемонстрируйте его.
  4. Объясните работу электрического звонка, используя для этого его демонстрационную модель.

Как видим, в вопросы для всех трех групп включают разные виды деятельности учащихся. Часть из них связана с самостоятельной работой по учебнику, часть – с выполнением практических действий: отработкой экспериментальных умений, навыков обращения с приборами, составления схем и др.; есть и творческие работы (вариант III).

  • Известно, что некоторые ребята выполняют домашние задания не систематически. Это связано с тем, что для одних (слабых) задания трудны, у других (сильных) отсутствует интерес, так как они слишком легки. Это удается преодолеть дифференциацией и индивидуализацией содержания домашних работ, проводимых на основе принципа, заключающегося в делении работ по сложности на три варианта. Например «Электромагниты и их применение» (8 класс) – домашнее задание, обязательно в одном из вариантов:

Вариант 1

Объясните устройство и работу электрического звонка по рисунку учебника.

Вариант 2

Начертите схему включения электрического звонка. Объясните устройство и принцип работы прибора.

Вариант 3

Начертите схему включения электрического звонка в вашей квартире. Каковы её особенности по сравнению с простейшей? Как устроен и как действует ваш звонок?

Всем желающим

Используются ли на работе у ваших родителей электромагниты? Где и для чего?

  • Некоторые учащиеся испытывают затруднения при решении задач. Чтобы избежать этого, поступаем так: сначала знакомим всех с алгоритмами решения типовых задач по изучаемой теме; затем предлагаю для решения номера задач в порядке возрастания сложности условия. Более подготовленные ученики выбирают задачи посложнее; слабые – попроще.

Тем кто испытывает затруднения на отдельных этапах решения, предлагаю так называемые «карточки помощи». Последние могут быть даны индивидуально либо в проекции на экран. Слайд с «карточкой помощи» состоит обычно из двух частей: «Указания» и «Ответы». Первая часть представляет собой систему рекомендаций (или вопросов), расположенных в строгом логическом порядке – так, что исполнение их или правильные ответы на них приводят к решению задачи. Во вторую часть входит последовательность ответов на каждое указание или вопрос. Она предназначена для самоконтроля за процессом решения задачи.

Например, задача на второй закон Ньютона (9 класс): на тело массой 0,2 кг в течении 5 с действовала сила 0,1 Н. Чему равны скорость и путь тела после воздействия.

Первая часть карточки:

  1. Внимательно прочтите задачу, запишите, что дано, что надо найти.
  2. Подумайте, как будет двигаться тело, если на него действует постоянная сила.
  3. Сделайте рисунок, координатную ось ОХ направьте по направлению движения тела, укажите все векторные величины. В соответствии с рисунком данные задачи в проекциях на ось ОХ.
  4. Как определить модуль перемещения при равноускоренном движении?
  5. Вспомните и запишите второй закон Ньютона. Найдите модуль ускорения.
  6. Зная ускорение, найдите пройденный путь.
  7. Вспомните, как определить конечную скорость тела при равноускоренном движении из состояния покоя.
  8. Выполните расчет скорости.

Вторая часть карточки:

  1. Дано:        Решение:

υ0=0

m=0,2 кг

t=5 с

F=0,1 Н

υ−?        

S−?                      

  1. Тело будет двигаться равноускоренно
  2. F               a                      υ                   S

        О                                                                Х

        Fх=F;  aх=a;  υх=υ;  Sх=S

  1. При υ0=0 перемещение S=at2/2 (см. § 8 учебника)
  2. a=F/m=0,1 Н/0,2 кг=0,5 м/с2
  3. S=at2/2=0,5 м/с2·(5 с)2/2=6,25 м
  4. υ=at (см. § 6 учебника)
  5. υ=0,5 м/с2·5 с=2,5 м/с

Ответ: 2,5 м/с, 6,25 м

Существует правило прежде чем обращаться к «ответной» части карточки, учащиеся должны попытаться самостоятельно решить задачу или воспользоваться лишь первой частью. Только по истечении отведенного времени учитель проецирует вторую часть карточки на экран. Этим достигается эффективность самостоятельной мыслительной работы ребят.

Более подготовленные ученики по предложению учителя могут за это время поработать не только с исходной задачей, но и составить и решить обратную к ней.

Описанный прием помимо дифференциации работы (решение а) с подробной подсказкой, б) с направляющими указаниями, в) полностью самостоятельное, т.е. без «карточки помощи», плюс творческая работа по составлению обратной задачи) позволяет дать эталоны решения и рационально обучать слабых и средних учащихся процессу решения.

Затруднения вызывают у учащихся и задачи на определение направление индукционного тока по правилу Ленца. Тогда можно предложить «карточку образец».

Реши задачу, используя образец

Задача. Определите направление индукционного тока для случаев, изображенных на рисунках а и б. Проследите за ходом решения в случае а) и решите её самостоятельно для случая б).

План решения

Случай а

Случай б

  1. Определите направление вектора индукции В внешнего поля

                       В

υ

                  υ

  1. Найдите изменение магнитного потока ∆Ф

∆Ф›0

  1. Определение вектора индукции В индукционного тока

                 В

                 

                       В

υ

  1. Найдите направление индукционного тока (по правилу буравчика или правой руки)

Для работы можно предложить несколько вариантов (всего 8 вариантов). Как правило, учащиеся справляются с таким заданием успешно.

Положительные стороны дифференциации позволяют:

- исключить уравниловку и усреднение детей;

- повысить уровень мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;

- объединить детей в группы равных по способностям для облегчения учения и усвоения предметного материала;

- создать щадящие условия для более слабых учеников.

Учитель получает возможность:

- помогать слабому ученику, уделять больше внимания сильному;

- не снижать общий уровень преподавания;

- эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

- создавать оптимальные условия для более сильных учащихся.

Применение дифференцированного подхода на уроках позволяет решить многие учебно–воспитательные задачи:

- повышение сознательности и прочности усвоения знаний учащихся;

- выработка у детей умений и навыков, требуемых учебной программой;

- умение пользоваться приобретёнными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде;

- развитие у учащихся познавательных способностей, наблюдательности, пытливости, логического мышления;

- привитие учащимся культуры умственного и физического труда;

- понимание необходимости занятия самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративно - дифференцированный подход на уроках физики

Данный материал был составлен на основе пройденных дистанционных курсов на сайте "1 сентября!"!...

Дифференцированный подход в обучении физике

Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....

Дифференцированный подход в обучении физике

Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....

Дифференцированный подход в обучении физики

Общепризнанно, что физика – предмет трудный. К тому же многие учащиеся имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков. В связи с этим учитель физики сталкивается со следующими вопросами:·...

Дифференцированный подход на уроках физики

В данной работе даны алгоритмы использования дифференцированного подхода на уроках физики...

Дифференцированный подход в обучении физике

Дифференцированный подход в обучении на уроках физики....