Дифференцированный подход в обучении физики
методическая разработка по физике на тему

Салахетдинов Хамит Халитович

 

Общепризнанно, что физика – предмет трудный. К тому же многие учащиеся имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков. В связи с этим учитель физики сталкивается со следующими вопросами:

·  Как повысить познавательный интерес учащихся к предмету?

·  Как научить ребят учиться?

·  Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным и по возможности – стал частью их профессиональной жизни?

·  Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?

·  Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?

Для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития).

Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения.

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannoe_obuchenie.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа» 

Краснооктябрьского района

Дифференцированный подход в обучении физике

Выступление учителя физики Салахетдинова Х.Х.
на заседании районного методического объединения учителей физики

 2012 г.

Общепризнанно, что физика – предмет трудный. К тому же многие учащиеся имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков. В связи с этим учитель физики сталкивается со следующими вопросами:

  • Как повысить познавательный интерес учащихся к предмету?
  • Как научить ребят учиться?
  • Что необходимо сделать, чтобы интерес учащихся к научным знаниям не был ситуативным и по возможности – стал частью их профессиональной жизни?
  • Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие?
  • Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?

Для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить “ситуацию успеха”. Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития).

Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения.

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.2

Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

Дифференцированный подход в своей основе содержит три принципа:

  • свободы; 
  • самостоятельности; 
  • сотрудничества. 

Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма.

Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. Такой подход позволяет “слабым” учащимся успевать по предмету, а “сильным” - изучать физику на более высоком (чем средний) уровне.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания учитывающие имеющиеся у учащихся предварительные знания по теме.

Для реализации дифференцированного подхода в обучении использую разноуровневые карточки–задания на 6 вариантов для самостоятельного выполнения.

Каждая карточка–задание состоит из трёх задач:

  • Первый уровень – задача на знание и применение прямой формулы или физического закона.
  • Второй уровень – задача в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
  • Третий уровень – задача творческого характера, требующая знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

При организации разноуровневого обучения возможна следующая последовательность действий:

1) распределение содержания учебного материала темы по уровням;

2) разработка плана для учащихся по изучению отдельных блоков темы;

3) блочное изложение материала (лекции, семинары, промежуточные, самостоятельные работы);

4) создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета);

5) устные зачёты по теме;

6) письменные зачёты (тесты, контрольные работы);

7) анализ результатов;

8) коррекция.

В целях реализации технологии уровневой дифференциации необходимо проводить контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет легко осуществлять, имея сводную таблицу:

Тема:

№ группы

Ф.И.

Результаты
устных
ответов
и зачетов

  • у доски;
  • индивидуальные задания;
  • устные зачеты;
  • участие в обсуждении проблем и т.д.

Результаты письменных работ

  • самостоятельные, промежуточные и итоговые контрольные работы,
  • письменные зачёты,
  • ведение тетради,
  • лабораторные и практические работы.

Творческие
работы

  • доклады,
  • рефераты,
  • кроссворды,
  • экспериментальные задачи,
  • олимпиады,

 и т.д.

Итоговая отметка

Рекомен-дации
учащемуся

Такой подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, что позволяет решить проблему успеваемости.

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка:

Уровни усвоения                                                                   Действия учащегося

Первый - репродуктивный

(удовлетворительно)

  • Запоминание;
  • Воспроизведение.
  • показывать, (опознавать);
  • называть;
  • распознавать;
  • узнавать;
  • давать определения;
  • пересказывать и т. д.

Второй – практический (хорошо)

  • применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);
  • выполнение действий с четко обозначенными правилами.
  • измерять;
  • объяснять;
  • составлять по готовой схеме;
  • соотносить;
  • характеризовать;
  • сравнивать;
  • соблюдать правила и т.п.

Третий – творческий (отлично)

  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • выполнение творческих заданий.
  • составлять устный или пись-менный ответ на проблемный вопрос;
  • высказывать суждения;
  • анализировать информацию;
  • выделять сущест. признаки;
  • устанавливать логические связки;
  • делать выводы;
  • приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;
  • осуществлять поиск необходимой информации и т. п.

Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желает изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном (причем не только желает, но и способен), то он имеет такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

Разноуровневый контроль провожу обычно после прохождения темы или раздела; он охватывает значительный круг вопросов, усвоение которых подлежит проверке. В основу  своей методики я кладу следующее:

три  уровня развития познавательных способностей, о которых говорил психолог К.Блюм: знание, понимание, применение;

три степени сложности мыслительной деятельности: первый уровень соответствует умением выполнять отдельные элементарные операции, знание характеризуются запоминанием отдельных формул, законов, единиц измерения, физических величин и умением их узнавать; второй – знанию и осознанию выполняемых операций, требующих более сложных умственных действий, умение устанавливать  причинно-следственные связи, решать простейшие задачи, интерпретировать несложные схемы и графики; третий (высший) соответствует осознанному выполнению операций, требующих сложных умственных действий, умений решать задачи с  нестандартными условиями  в несколько действий и знаний из разных областей, а также применять теорию к конкретным ситуациям и в новых условиях; этот уровень предполагает умение творчески перерабатывать информацию, в результате чего создается нечто новое.

Поясню сказанное на примерах.

  • Тема «Электризация тел».

Ситуация (общая)

На металлический изолированный шар «упало» 1000 электронов.

Задание-вопрос первого уровня (на узнавание):

Зарядится ли при этом шар?

Задание-вопрос второго уровня (на установление причины появления электрического заряда на шаре, на расчет этого заряда):

Что произойдет с шаром и по какой причине?

Какой заряд получит шар (его знак и значение)?

Задание-вопрос третьего уровня (на понимание измененной ситуации в связи с попаданием на шар электронов, решение задач, требующих знания дополнительных данных об электроне):

Изменятся ли: а) заряд шара, б) его масса?

Если изменятся, то как?

Если не изменятся, то почему?

  • Тема «Постоянный электрический ток».

Работы нацелены на проверку понимания схем электрических цепей, законов и процессов, протекающих в них. Всего предлагаю 15 вопросов для всех трех уровней: по 5 вопросов в каждом. Знание материала об электрическом токе и силе тока проверяю так:

на первом уровне выясняю знание основной формулы для расчета силы тока на участке цепи;

на втором уровне – умение рассчитывать силу тока в несложных цепях;

на третьем уровне – умение определить силу тока в любых видах соединения проводников.

  • Материал о видах соединения резисторов и расчет эквивалентного сопротивления проверяю следующим образом:

на первом уровне даю задание указать тип соединения в предложенной схеме;

на втором уровне: рассчитать сопротивление цепи;

на третьем уровне произвести расчет сопротивления цепи и предсказать, как изменится сопротивление участка при изменении условий в цепи; произвести соответствующий расчет.

Тема «Постоянный электрический ток»

Основные знания

I уровень

II уровень

III уровень

Электрический ток, сила тока

Укажите основное выражение для определения силы тока: 1) U/R, 2) q/t, 3) E/(R+r)

Рассчитайте силу тока в проводнике, если за две минуты через его поперечное сечение прошло 600 Кл электричества

Какое из действий тока сопровождает его всегда?

Электрическая цепь, её  элементы и их условные обозначения. Изменения в цепи

Из каких элементов состоит цепь?

Разомкнули ключ К.

Что в цепи изменилось?

Что покажут амперметр и вольтметр

                 К

Рис. 2

Какие элементы входят в эту цепь?

Разомкнули ключ К, что изменилось в цепи?

Будут ли иными показания амперметра?

Рис. 3

В цепи замкнули ключ К. Изменится ли накал ламп? Какая из ламп будет гореть ярче?

Почему?

Подтвердите свой ответ расчетом, полагая, что U = 220 B;R1 = R2  = 400ОмA

Рис. 4

Соединение проводников. Расчет сопротивления цепи

Укажите, где изображено смешанное соединение резисторов

Какая из приведенных цепей обладает большим сопротивлением? Произведите расчет. Сопротивление отдельных резисторов равны. 

Как соединены три резистора, если сопротивление каждого равно 21 Ом, а эквивалентное сопротивление цепи 7 Ом? Каким станет общее сопротивление цепи, если:

а) один резистор отсоединить?

б) концы одного резистора замкнуть медным проводником?

Графическое выражение зависимости между напряжением и силой тока

Какой закон изображает этот график?

По графику рассчитайте сопротивление цепи.

Чем отличаются электрические цепи, характеризуемые графиками 1 и 2?

Какая цепь имеет большее сопротивление? Докажите:

а) расчетом, б) пользуясь графиком.

Мощность электрического тока. Единицы мощности

По какой из приведенных формул можно рассчитывать мощность тока?

1) P = I2 U,

2) P = U2 / R ,

3) P = I2/U.

На электрической лампе написано: 40 Вт, 220 В. Какая сила тока в цепи накала при этих параметрах?

Электрическая лампа мощностью 300 Вт рассчитана на напряжение

100 В. Определите, какое дополнительное сопротивлении нужно для включения её в сеть с напряже-нием 127 В. Изменится ли при этом мощность тока в лампе? Если изменится, то как? Если не изменится, то почему?

Пусть группа 1 обучается на уровне обязательной подготовки, определяемом стандартом образования; назовём эту группу базисной. Группа 2 обучается по основной (базовой) программе; назовём её основной. Организационная структура отдельных этапов урока определяется типом решаемой многоуровневой задачи. Рассмотрим несколько наиболее типичных ситуаций.

1. Коллективное решение двухуровневой задачи нарастающей сложности имеет следующую структуру: при решении первой ступени ведущей выступает базисная группа 1, при решении второй ступени ведущей становится основная группа 2. Блок-схема решения приведена на рисунке 1. Прямоугольниками изображены ступени задачи, работа ведущей группы изображена сплошной стрелкой к центру прямоугольника, ведомой – пунктирной стрелкой к вершине.  

Рис. 1

2. При решении двухуровневой задачи примерно одинаковой степени сложности предыдущая схема, очевидно, непригодна. В этом случае возможны два варианта организации работы класса.

а) Основная группа 2 ведет решение первой ступени. Вторая ступень решается путём парной работы учеников из разных групп (рис. 2, а). При парной работе имеют место взаимопомощь и взаимоконтроль. Это – разновидность групповой работы.

Рис. 2

б) Второй, более продуктивный подход заключается в следующем. Первая ступень задачи, как и в предыдущем случае, решается фронтально при ведущей роли основной группы 2. Но её вторая ступень для основной группы слишком проста и не представляет интереса, поэтому вторую ступень решает только базисная группа. Основная группа решает самостоятельно более сложную задачу (рис. 2, б).    

3. Решение с пропуском первой ступени, когда первую ступень задачи решает только базисная группа 1. Основная группа 2 решает в это время самостоятельно другую, более сложную задачу. После коллективного обсуждения первой ступени задачи класс переходит к решению второй ступени при ведущей роли, вероятнее всего, основной группы 2 (рис. 3).  

Рис. 3

4. Решением с пропуском последней ступени. Может случиться, что последняя ступень задачи слишком сложна для базисной группы, даже если

она ведомая; например, третья ступень задачи 2 и вторая ступень задачи 4. Тогда базисной группе целесообразно опустить сложную ступень и решать

самостоятельно более лёгкую задачу. Блок-схема решения задачи 2 приведена на рис. 4.

Приведённая структура отдельных этапов уроков при решении многоуровневых задач и блок-схемы к ней могут использоваться в качестве элементов технологии обучения. Опыт работы говорит о том, что для организации учебного процесса при уровневой дифференциации использование разработанных нами педагогических технологий более целесообразно, нежели при традиционном одноуровневом обучении.

Образовательный стандарт по физике предполагает обучение на трех уровнях – базисном, основном и повышенном. При увеличении числа групп усложняются организационная структура урока, но функции многоуровневых задач не изменяются. Группы, обучающиеся на базисном и повышенном уровнях, чаще будут включаться  в групповую и самостоятельную работу, а смежные – объединяться для коллективной работы.

Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел. Учащийся, при этом, похож на туриста, в рюкзак которого каждый преподаватель складывает знания своего предмета. Рюкзак становится все тяжелее и тяжелее и наступает время, когда учащийся не может его сдвинуть с места. Отсюда неудачные оценки, которые сказываются на дальнейшем процессе обучения и воспитания, приводят к депрессии учащихся и нежеланию учиться. Чтобы этого избежать - необходимо отказаться от неудовлетворительных оценок, а в процессе обучения использовать новые методы и формы работы, развивая мышление учащихся.

В инновационном обучении важно, чтобы учащийся был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, по нашему глубокому убеждению, является дифференцированный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении физике

Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....

Дифференцированный подход в обучении физике

Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....

Дифференцированный подход в обучении физике

Дифференцированный подход в обучении на уроках физики....

Дифференцированный подход в обучении физики

Повышение внимания к проблеме дифференцированного подхода является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить ...

"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"

При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В ДАННОЙ РАБОТЕ ОТРАЖЕНО КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЕТ "ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД"...