ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
методическая разработка (11 класс)

Кармеев Адгам Камилович

В ДАННОЙ РАБОТЕ ОТРАЖЕНО КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДАЕТ "ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

                      ФИЗИКЕ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                       Ориентация на «среднего» ученика в преподавании физики приводит к потере интереса у учащихся –как «слабых», так и «сильных». Основная педагогическая идея: создать условия для увлекательной познавательной деятельности школьников. Реализация этой идеи отражены в следующей последовательности:

       1.Создать разнообразие в педагогической деятельности, что обеспечивает активизацию мышления. Для этого необходимо чередовать различные методы и формы обучения. Необходимо работать по следущей схеме:                                                                                                                                         2. Необходимо образно изложить материал, развивать интуицию, повышать эмоциональное восприятие, что реализуется организацией аналого–ассоциативной  деятельности, учебных игр.

   3.Во время работы необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития, что обеспечивает развитие познавательных способностей. При этом нужно постоянно усложнять материал.

   4.Индивидуализация обучения создает вариативность алгоритмов деятельности. Вводятся дополнительные индивидуальные задания.

   5.Неавторитарный подход побуждает учащихся к проявлениям несогласия с общепринятыми представлениями. Проводятся дискуссии, поддержкой оригинальных суждении.

   Система изучения строится следующим образом. Материал преподносится крупным блоком, и в сопровождении опорного конспекта. Осмысление знаний происходит посредством изучения текста, решением задач.

     Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебного блока  сопровождается  синхронным  конструированием  опорного конспекта.

    Организация осмысления теоретических знаний включает в себя многократное вариативное  повторение  /воспроизведение содержания конспекта, устные ответы, работа в парах, индивидуальные беседы/.

      Организация обобщения позволяет систематизировать и углубить знания, формирует более высокий уровень умений и навыков, развивает учебные способности.

     Тематический контроль, осуществляемый в формате зачета, позволяет учесть познавательные возможности учеников.

      Обучение конструированию опорного конспекта осуществляется с целью формирования у учащихся умения трансформировать основную теоретическую информацию в символы, рисунки и предпологают в 3 этапа.

     1.С первых уроков учащиеся конструируют опорный конспект в своей тетради одновременно с учителем, который делает это на доске.

     2.На втором этапе ученики могут ученики могут раскрасить конспект по своему усмотрению, затем им предполагается изобразить то или иное явление в соответствии с личными ассоцияциями.

     3.В зависимости от индивидуальных особенностей учащиеся начинают самостоятельно конструировать конспект в разное время.

     В результате у школьников формируется умение сжато, логично интерпретировать теоретическую информацию, что способствует ее глубокому осмысленному усвоению. Ученики бережно относятся к тетрадям по физике, ведь в них конспекты, которых нет ни в одном пособии.

         ПРАВИЛА КОНСТРУИРОВАНИЯ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА.

   МОТИВАЦИЯ. Конспект должен содержать элементы, вызывающие интерес даже у тех учеников, для которых словесное, теоретическое представление материала труднодоступно.

    СОЧЕТАНИЕ ИНФОРМАТИВНОСТИ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.В основе схем, рисунков---ассоциации по аналогии, опора на известную информацию.

      СОБЛЮДЕНИЕ ФОРМАТА. Для сохранения единства и целостности восприятия учебного материала учителю следует полностью уместить конспект на классной доске, а ученику---на странице тетради.

       НЕОБЫЧНОСТЬ. Рисунки, символы должны пробуждать у учащихся аналогии либо с известной, либо с новой информацией.

      СООТВЕТСТВИЕ ВОЗРАСТУ, ИНТЕРЕСАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ УЧАЩИХСЯ.

                                           УЧЕБНЫЕ ИГРЫ.

       Игровая учебная деятельность осуществляется с целью создания эмоцианального настроя и личной заинтересованности каждого ученика в

       усвоении учебного материала. Игры используются на всех этапах обучения: изучение нового материала проводится в виде интегрированных уроков, деловых игр;

      осмысление теоретических знаний осуществляется с  помощью деловых игр;

      обучение решению задач---на уроках---соревнования, в деловых и

ролевых играх, КВН;

      обобщение знаний проводится в форме деловых игр, соревнований;

      тематический контроль осуществляется кроме зачетов и тестирования,  в форме деловых игр, соревнований;

     Для тренировки памяти, мышления, внимания, восприятия используются любые игры—задания.

        Игровая деятельность развивает воображение. Включаясь в игру, учащиеся не боятся сделать или сказать что-то «не так».

                        ПРАВИЛА ИГРЫ.

 ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА.  При проведении учебных игр большое значение имеет единый сюжет, который разыгрывается в течение всего урока. Примером может служить учебная игра «за 7-юпечатями», в которой разыгрывается 7 конкурсов, обозначенных пословицами и поговорками, содержащими цифру 7. Победитель снимает печать с «таинственного сундука», в котором находится приз.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. Для «переключения» учащихся  с одного вида деятельности на другой большое значение имеет театрализация. Учитель в ходе урока может несколько раз сменить элементы одежды: снять или надеть пиджак, шарф, шляпу, пилотку, перчатки, очки, плащ, парик и т.д. Например, можно обмотать шею шарфом или раскрыть зонт, сославшись на повышенную влажность, и предложить ее определить.

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ТАИНСТВЕННОСТИ. Это важный фактор, который помогает в течение всего урока поддерживать «боевой дух» учеников. Задание должно быть таким, чтобы, выполнив его можно было разгадать какую-либо тайну. На любом этапе урока применяется поощрение. После правильного выполнения задания ученика надо похвалить, вручив ему символическую награду/жетон, конфету/.В заключение игры также нужен приз. Это может быть медаль, диплом, благодарственное письмо, фотография на память, песня исполненная учениками или учителем. Желательно поощрить как можно больше учеников. Особое внимание нужно уделить тем, кто очень стремился к победе, но успеха не добился.

     Использование игровых ситуации ведет к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению учебной информации.

    Воплощение основных идей этой концепции в практике работы приводит к следующим результатам:

     формируется умение работать с информацией;

     развиваются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

     исчезают неуспевающие, увеличиваются число «хорошистов»;

     повышается активность учащихся, растет интерес к предмету;

     становится меньше бездельников, больше увлеченных людей.

 

 

 

     

 

     

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении физике

Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....

Дифференцированный подход в обучении физике

Статья, раскрывающая значение дифференцированного подхода при обучении физике в общеобразовательной школе....

Дифференцированный подход в обучении физики

Общепризнанно, что физика – предмет трудный. К тому же многие учащиеся имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков. В связи с этим учитель физики сталкивается со следующими вопросами:·...

Дифференцированный подход в обучении физике

Дифференцированный подход в обучении на уроках физики....

Дифференцированный подход в обучении физики

Повышение внимания к проблеме дифференцированного подхода является естественной и объективной потребностью современного образовательного процесса. Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить ...

"Интегративно - дифференцированный подход в обучении физики - современная инновационная идея развития образовательного пространства"

При традиционном подходе к образовательному процессу по предмету "Физика", который ориентирован на формирование определенной системы знаний, умений и навыков не всегда дает возможность...