конспект урока по физике в 7 классе "Инерция"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

План-конспект урока по теме "Инерция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_v_7_klasse.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе.

Тема урока «Инерция»

Цель урока:

  1. Сформулировать понятие инерция;
  2. Научить учащихся умению находить в окружающем мире примеры проявления инерции и уметь их объяснять;
  3. Продолжить формирование умение создавать  опорный конспект.

Оборудование: штатив с лапкой и муфтой, желоб, шар,  демонстрационная тележка, брусок с указателем, портреты Аристотеля и Галилея.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступление. 

 Ребята,  сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну знаний, но прежде давайте себя проверим, усвоили ли мы материал прошлого урока.

  1. Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация.

Провожу фронтальный опрос (на экране проецирую вопросы):

  1. Что такое механическое движение?
  2. Какие физические величины характеризуют механическое движение?
  3. Какое движение называют прямолинейным и равномерным?
  4. Установите  соответствие:

(за ответы школьники получают жетоны).

Затем на экране проецирую рисунок и предлагаю предположить, что автомашина движется равномерно и прямолинейно.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

                                                                                                U

        

                                                           s

перед машиной помещаю изображение камня. Спрашиваю: «Что произойдет  со снеговиком, если автомашина встретит на пути препятствие?»  При обсуждении этого вопроса ввожу понятие «инерция» и приглашаю совершить путешествие в страну Знаний и познакомится с одной из ее представительницей  -  «Инерцией».

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, мы начинаем наше путешествие по стране Знаний. Мы побываем   в картинной галерее,     покатаемся  в парке развлечений на машинах.  Во время всего путешествия   мы будем вести путевые заметки, т.е. опорный конспект.                          

 «Что бы попасть в картинную галерею нам нужно перейти  дорогу. Давайте подождем, когда загорится зеленый свет. Мы видим, что одни машины движутся, а другие нет.  Давайте  выясним, при каких  условиях тела движутся, а при каких нет.  Посмотрите на тележку, находящуюся на столе. Она находится в состоянии покоя  (действую на тележку рукой). Что происходит? (перестаю действовать). Что вы наблюдаете? Так при каком условии движется тело?

Ученик: « Тело движется, если на него действует другое тело».

Учитель. Рада за вас. Вы  рассуждаете как выдающийся философ Древней Греции Аристотель,  который жил он в  IV веке до н.э. (показываю слайд -  портрет Аристотеля и его высказывание «Все,  что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».

Учитель. Утверждение Аристотеля согласуется с повседневным опытом. Посмотрите на движение машины с прицепом (показываю слайд), как бы вы прокомментировали происходящее с точки зрения Аристотеля? Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. В XVII веке гениальный итальянский ученый Галилео Галилей (показываю слайд с портретом), используя опыт как способ получения знаний, пришел к иному суждению. Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы сделаем то же (демонстрирую: шар скатывается по желобу, продолжает движение, но вскоре останавливается) Почему шар остановился? Уменьшим трение, и шар катится дальше. Если бы трения не было совсем. То как бы тогда двигался шар?

Ученик. Шар совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).

Ученик. Именно такое предположение высказал Галилей в 18 веке. Отметим это в путевых заметках (делаю запись на доске):

   

      XVII век

    Галилей

         Если… бы РПД!

Учитель.  Что можно сказать о скорости тел, если на них не действуют другие тела?

Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.

Учитель. Умница! Именно так Галилей сформулировал закон инерции, отметим это в путевых заметках. Кстати, «инерция» в переводе с латинского – бездеятельность или бездействие. Откройте учебник и найдите в тексте (на стр. 41) определение инерции.

Давайте подведем теперь итого посещения картинной галереи. Дополните мои предложения: (демонстрирую слайд)

Инерция – это ….

Первым ввел понятие инерция … в  XVII веке.

Если бы не было трения, то шар в опыте Галилея двигался бы …

 V. Развитие знаний при решении творческих задач.

Учитель. Продолжим наше путешествие. Давайте пойдем в парк развлечений и покатаемся на электромобилях.  Представим, что вы    сидите за рулем автомобиля и совершаете поездку по определенному направлению. Чтобы не столкнутся с товарищами  вам  приходится: 1) резко тормозить; 2)  трогаться с места; 3)поворачивать направо; 4) поворачиваю налево.

Проанализируйте, что произошло бы в этих случаях  (учащиеся подводятся к выводу: инерция проявляется, если изменяется значение скорости тела или ее направление. В путевых заметках делается запись).

 

Учитель.  Теперь заглянем в мастерскую. Это   деревянный  молоток , используется для обработки древесины. Возьмите его детали и насадите молоток на рукоятку. Молодцы! Теперь объясните свои действия с использованием термина «инерция».

 

Ну вот,  ребята, подходит к концу наше путешествие по   стране  знаний и давайте подведем итоги.

VI. Закрепление и проверка полученных знаний.

Учитель.  Мы видим, что на выходе нас ждут испытания:

  1. перед вами машина «молоковоз». Она везет молоко на завод. Давайте ответим на следующие вопросы:

а) Какая машина движется прямолинейно и  равномерно?

б) Какая машина   трогается с места?

в) Какая  машина   тормозит?

(проецирую слайд)

А        Б        В

(За правильные ответы  учащимся получают жетоны).

  1. Послушайте отрывок из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница» и объясните, почему так произошло.

[ Лягушка, дрыгая своими всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше]

За правильное объяснение учащиеся получают жетон.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

Наше путешествие  завершилось. Давайте подведем итого:  учащиеся подсчитывают жетоны, объявляются оценки и записывается домашнее задание §17 читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике в 7 классе «Физика и техника»

Урок изучения знаний и способов деятельности...

План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика

План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"...

Конспект урока по физике «Что изучает физика?» 7 класс

Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Пояснить связь физики с другими науками.Ввести физические термины: физические явления, физиче...