рабочая программа по физике в вечерней школе 10-12 класс
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Мельникова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физике. Рабочая программа разработанадля вечерней школы  на 35- 36 учебных недель с нагрузкой 1 час в неделю. Программа состоит из пояснительной записки, описания структуры предмета, тематического планирования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_vechernyaya_shk.docx33.69 КБ
Файл 12_klass.docx32.15 КБ
Файл rab_prog_10_kl_vech_shk.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1»

                       

« Рассмотрено»                                                                     «Утверждаю»

 На заседании МО                                                         Директор МБОУСОШ№ 1                                                                                                                                                                                                      

 РУКОВОДИТЕЛЬ  МО _________                                                                                       ------------------Щекина Н.А.

Протокол №                                                                                Приказ№ _______

От ___________              

Рабочая программа

По предмету

 ФИЗИКА

11 класс.

 

Учитель: Мельникова Татьяна Геннадьевна.

2013г.

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа, составлена на основании:

        Учебного плана МБОУ В(С)ОШ№1» на 2013-2014учебный год;

        Инструктивно-методического письма ИДППО  от 16 августа 2006г. «О преподавании учебного предмета «Физика»;

        Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год № 1089 «об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»);

        На основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень 10-11класс.
Автор программы Г.Я.Мякишев.

Главная особенность программы состоит в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. Именно такое объединение было реализовано в предшествующих программах. В результате облегчается  трудный первый раздел «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.    

Данная программа  и составленное тематическое планирование рассчитано на 36 часов; по 1часу физики в неделю в 1и 2 полугодии.

 Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды/

              В задачи обучения физике входят:

  • - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • - формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Структура предмета

№ темы

Название темы

Количество часов

1

Законы постоянного тока

7 часов

2

Электрический ток в различных средах

6 часов

3

Магнитное поле

5 часов

4

Электромагнитная индукция

5 часов

5

Электромагнитные колебания

8 часов

6

Электромагнитные волны

5 часов

итого

36 часов

Содержание по темам

Законы постоянного тока: Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах:электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления  от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Р-n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях . Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах.

Магнитное поле.  Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитное свойство вещества.

Электромагнитная индукция.  Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое  электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность . Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Электромагнитные колебания Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота. Фаза колебаний  . Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре . Собственная частота колебаний в контуре. Автоколебания. Генератор незатухающих колебаний. Переменный ток. Электрический резонанс. Трансформатор.

Электромагнитные волны.  Свойства электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Плотность потока излучения. Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи. Радиолокация.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать:

Электростатика: понятия:

Электрический заряд,  электрическое и магнитное поля,  напряженность,  разность потенциалов, напряжение,  электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.

         Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.

         Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

Электродинамика: понятия:

Магнитное поле, характеристики МП., индукция МП, магнитный поток, магнитная проницаемость, электромагнитная индукция, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле;

Законы и правила:

Ампера, Лоренца, ЭМИ,

Буравчика, левой руки для тока, левой руки для скорости частицы в МП, правой руки для ЭДС индукции;

Формулы:

Fa=IBlsinα, Fл=qBvsinα,

Уметь применять:

правило буравчика для определения направления силы тока и линий индукции магнитного поля, правило левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца, тока и скорости частиц в МП, правило правой руки по определению направления ЭДС индукции;

Решать задачи:

на движение и равновесие заряженных частиц в магнитном поле,

на расчет ЭДС индукции, магнитного потока, работы магнитного поля;

Производить расчеты:

силы Ампера и силы Лоренца, заряда, массы, скорости, энергии частиц, находящихся в магнитном поле;

 Электромагнитные колебания

Знать понятия:

свободные и вынужденные колебания; гармонические колебания, электромагнитные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, трансформатор, волна, электромагнитная волна;

 рассчитывать:

   параметры колебательного контура.

Календарно- тематическое планирование

Тема  урока.

Дата урока

1

 Электрический ток. Сила тока.

§102,103

2

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

§104

3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

§105

4

Работа и мощность постоянного тока.

§106

5

Электродвижущая сила.

§107

6

Закон Ома для полной цепи.

§108

7

Контрольная работа  по теме: Законы постоянного тока .Зачет.

Повт.

8

Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления от температуры.

§109

9

Электрический ток в полупроводниках. Транзисторы.

§113-116

10

Электрический ток в вакууме. Электронно- лучевая трубка.

§117.118

11

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

§119,120

12

Электрический ток в газах. Плазма.

§121-123

13

Контрольная работа по теме: Электрический ток в различных средах.

повт

14

Взаимодействие токов. Магнитное поле.

§1.2

15

Действие магнитного поля на проводник с током.

§3

16

Действие магнитного поля на движущийся заряд.

§6

17

Решение задач по теме: Магнитное поле.

Упр 1(3)

18

Ферромагнетики. Магнитная запись и хранение информации.

§7

19

Явление электромагнитной индукции.

§8-9

20

Самоиндукция. Индуктивность.

§15

21

Решение задач по теме: Электромагнитная индукция.

Упр2(4)

22

Электромагнитное поле

§17

23

Контрольная работа по теме: Магнитное поле

повт

24

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

§27

25

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

§28

26

Переменный электрический ток.

§31

27

Электрический резонанс.

§35

28

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

§37,38

29

Решение задач по теме: переменный электрический ток.

§31- 38

30

Производство и использование электрической энергии.

§39.

31

Передача электроэнергии

§40

32

Электромагнитная волна. Свойство электромагнитных волн.

§48,54

33

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.

§55

34

Радиолокация. Понятие о телевидении.

§56,57

35

Развитие средств связи.

§58

36

Контрольная работа по теме: электромагнитные колебания и волны. Зачет.

Материально- методическое обеспечение образовательного процесса.

Мякишев Г.Я., БуховцевБ.Б.,Физика: Учеб. Для 10кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. 

Мякишев Г.Я., БуховцевБ.Б.,Физика: Учеб. Для 11кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. 

Сборники задач:

           Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

           Степанова Г.Н.. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. средней общеобразовательной школы. – Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1997.

           В.Г. Маркина. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006

           Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002 

Дидактические материалы

           Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

           Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

           Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 11 класс.Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

           Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика11 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1»

                       

« Рассмотрено»                                                                     «Утверждаю»

 На заседании МО                                                         Директор МБОУСОШ№ 1                                                                                                                                                                                                      

 РУКОВОДИТЕЛЬ  МО _________                                                                                       ------------------Щекина Н.А.

Протокол №                                                                                Приказ№ _______

От ___________              

Рабочая программа

По предмету

 ФИЗИКА

12 класс.

 

Учитель: Мельникова Татьяна Геннадьевна.

2013г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа, составлена на основании:

        Учебного плана МБОУ В(С)ОШ№1» на 2012-2013учебный год;

        Инструктивно-методического письма ИДППО  от 16 августа 2006г. «О преподавании учебного предмета «Физика»;

        Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год № 1089 «об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»);

        На основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень 10-11класс.
Автор программы Г.Я.Мякишев.

Главная особенность программы состоит в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. Именно такое объединение было реализовано в предшествующих программах. В результате облегчается  трудный первый раздел «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.    

Данная программа  и составленное тематическое планирование рассчитано на 36 часов; по 1часу физики в неделю в 1и 2 полугодии.

 Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды/

              В задачи обучения физике входят:

  • - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • - формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Структура предмета

№ темы

Название темы

Количество часов

1

Световые волны

10 часов

2

Элементы теории относительности.

2 часа

3

Квантовая физика.

8 часов

4

Атом и атомное ядро.

8 часов

5

Повторение разделов физики.

8 часов

итого

36 часов

Содержание по темам

Световые волны.  Электромагнитные волны. Основы геометрической оптики (вводное повторение). Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Когерентность. Интерференция света и её применение в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Поляризация света. Электромагнитные излучения разных диапазонов волн: радио волны, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Их свойства и применение.

Элементы теории относительности.  Принцип относительности Энштейна. Скорость света в вакууме как предельная скорость. Закон взаимосвязи массы и энергии.

Квантовая физика. Фотоэлектрический эффект и его законы. Кванты света. Уравнение фотоэффекта. Вакуумный и полупроводниковый фотоэлементы. Применение фотоэффекта в технике. Фотон. Корпускулярно- волновой дуализм.

Атом и атомное ядро. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Непрерывный и линейчатый спектры. Спектры испускания и поглощения. Спектральный  анализ и его применение. Лазер. Состав ядра атома. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма – излучения. Закон радиоактивного распада. Методы регистрации ионизирующих излучений. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Элементарные частицы и их свойства. Частицы и анти частицы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать:

Световые волны:

 понятия  корпускулярно-волновой дуализм, отражение и преломление света, полное отражение, зеркала, линзы, фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение, интерференция, дифракция и дисперсия света.

законы: принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, полного отражения, принцип постоянства скорости света в вакууме, формула тонкой линзы;

 строить: изображение предмета в зеркалах и линзах, системе "линза-зеркало", чертить ход  лучей при отражении, преломлении и полном отражении света;

вычислять: фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение линзы, расстояние от объекта до линзы, расстояние от линзы до изображения; условие max и min интерференции и дифракции, период решетки, длину волны света;

пользоваться: дифракционной решеткой для определения длины световой волны, стеклянной призмой для определения показателя преломления света.

Элементы теории относительности:

понятия: относительность движения, тело отсчета, система отсчета, относительность одновременности, относительность расстояний, релятивистская динамика,

законы: постулаты теории относительности, релятивистский закон сложения скоростей, зависимость массы и энергии от скорости, формула Эйнштейна;

 решать задачи:  на применение основных следствий СТО: определение возраста космонавтов, продолжительности процесса в ПСО, определение собственных размеров тел, на определение массы и энергии  тела, движущегося с с.

Квантовая физика:

понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм;

рассчитывать: дефект массы атома, энергию связи ядра атома, красную границу фотоэффекта, импульс, массу и энергию фотона, энергию фотоэлектронов при фотоэффекте 

законы: связь массы и энергии; законы фотоэффекта

Атом и атомное ядро:

понятия: ядерная модель атома,  атомное ядро, ядерные силы, энергия связи; радиоактивность, радиоактивный распад, период полураспада; изотопы, ядерные реакции, цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица;

 законы: связь массы и энергии; законы фотоэффекта; постулаты Бора; правило смещения, закон радиоактивного распада;

 механизм: деления массивных ядер, цепная реакция деления ядер урана, термоядерная реакция;

практическое применение:  фоторезистор, фотоэлемент, фотография, лазер, детекторы; ядерные реакторы.

определять: число нуклонов в ядре,  продукты ядерных реакций, энергетический выход реакции, знак заряда и направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях;

 рассчитывать: дефект массы атома, энергию связи ядра атома, красную границу фотоэффекта, импульс, массу и энергию фотона, энергию фотоэлектронов при фотоэффекте, период полураспада ядер атомов образца, времени распада, числа распавшихся ядер;

 чертить схему: атома химического элемента;

записывать:

уравнение ядерных реакций, формулы для расчета энергии связи и удельной энергии

связи атома.

Календарно- тематическое планирование

Тема  урока.

Дата урока

1

 Скорость света. Закон отражения света.

§59§60

2

Закон преломления света.

§61

3

Оптические приборы.

Упр. 9 (2-5

4

 Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла»

с.325

5

Дисперсия света.

§66

6

 Интерференция света

§68,§71

7

Дифракция света.

,§71

8

Поляризация света.  Виды излучений. Шкала электромагнитных излучений.

§73

9

Постулаты теории относительности

75,§76

10

Релятивистская динамика. Принцип соответствия

78,§79

Упр.11

11

Связь между массой и энергией

§80

12

Зачет по теме: “Электродинамика .”

13

Фотоэлектрический эффект и его законы.

§88,

14

Кванты света.

§90

15

Уравнение фотоэффекта

§91

16

Вакуумный и полупроводниковый фотоэлементы.

§92

17

Применение фотоэффекта в технике

§93

18

Фотон

§94

19

Корпускулярно- волновой дуализм.

§95

20

Зачет по теме:”Квантовая физика.”

21

Строение атомного ядра. Ядерные силы

§96

22

Энергия связи атомных ядер.

§97-98

23

Закон радиоактивного распада.

§99-102

24

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор

§107,§109,§110

Упр. 14(7)

25

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений

§112,§114

26

Физика элементарных частиц

§115,§116

27

Единая физическая картина мира

§117

28

Зачет по теме:”Атом и атомное ядро.”

29

Виды движений. Законы динамики.

30

Закон Всемирного тяготения. Закон Паскаля

31

Законы сохранения импульса и энергии.

32

Основное уравнение МКТ  и уравнение состояния идеального газа

33

Внутренняя энергия и способы ее изменения.

34

Закон Кулона. Электрическое поле. Закон Ома.

35

Магнитное поле и его характеристики.

36

Механические и электромагнитные колебания и волны.

Повторить.

Список литературы:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Физика: Учеб. Для 11кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. 

Сборники задач:

           Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с. 

           Степанова Г.Н.. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. средней общеобразовательной школы. – Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1997.

Методическое обеспечение: 

           В.Г. Маркина. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006

           Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002 

Дидактические материалы

           Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

           Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

           Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 11 класс.Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

           Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика11 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1»

                       

« Рассмотрено»                                                                     «Утверждаю»

 На заседании МО                                                         Директор МБОУСОШ№ 1                                                                                                                                                                                                      

 РУКОВОДИТЕЛЬ  МО _________                                                                                       ------------------Щекина Н.А.

Протокол №                                                                                Приказ№ _______

От ___________              

Рабочая программа

По предмету

 ФИЗИКА

10 класс.

 

Учитель: Мельникова Татьяна Геннадьевна.

2013г.

                                    Пояснительная записка.

 

Рабочая программа, составлена на основании:

        Учебного плана МБОУ В(С)ОШ№1» на 2013-2014учебный год;

        Инструктивно-методического письма ИДППО  от 16 августа 2006г. «О преподавании учебного предмета «Физика»;

        Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ от 5 марта 2004 год № 1089 «об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»);

        На основании Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень Х класс.
Автор программы Г.Я.Мякишев.

Главная особенность программы состоит в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. Именно такое объединение было реализовано в предшествующих программах. В результате облегчается  трудный первый раздел «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.    

Данная программа  и составленное тематическое планирование рассчитано на 1час физики в неделю.

 Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

              В задачи обучения физике входят:

  • - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • - овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • - формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Структура предмета

№ темы

Название темы

Количество часов

1

 Основы механики

8 часов

2

Основы молекулярно- кинетической теории

13часов

3

Основы термодинамики

4 часов

4

Электродинамика

11 часов

итого

36 часов

                                                                                                     

                                                 Содержание по темам    

. Механика

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянном ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Рука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.

Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.      

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды.

Календарно- тематическое планирование.

Тема урока

Дата проведения

Дом

Зад.

1

Пространство и время. Система отсчета. Путь .Перемещение. Виды движения

П.3-8

2

Свободное падение. Движение тела по окружности. Угловая скорость.

П.15-19

3

Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея.

П.20-26

4

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Невесомость.

П.27-38

5

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

П.39-42

6

Кинетическая  энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.

43-51

7

Решение задач по теме: Законы динамики и законы сохранения .

повт

8

Контрольная работа № 1  Прием  зачета  № 1

повт

9

Основное положение МКТ. Размеры молекул.

П.56-57

10

Броуновское движение. Масса и размер молекул.

П.58-59

11

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

П.60

12

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.

П.6162

13

Основное уравнение идеального газа.

П.63

14

Температура и ее измерение.

П.64-66

15

Скорость молекул газа.

П.67

16

Уравнение Менделеева- Клайперона.

П.68

17

Изопроцессы в газах. Лабораторная работа: » Изучение изопроцесса.»

П.69

18

Насыщенный  и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

П.70-72

19

Кристаллические и аморфные тела.

П.73-74

20

Механические свойства твердых тел и материалов: упругость, прочность.

повт

21

Прием зачета №2

повт

22

I закон  термодинамики и его применение к изопроцессам.

П.75-79

23

Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов.

П.80

24

Принцип действия тепловых двигателей и повышение их КПД.

П.81-82

25

Прием зачета №3

повт

26

Электрический заряд и элементарные частицы.

П.84-85

27

Закон сохранения электрического заряда.

П.86

28

Закон Кулона.

П.87

29

Электрическое поле

П.90

     30

Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

П.91

31

Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.

П.93

32

Поляризация диэлектриков. Работа  электрического поля

П.94-95

33

Потенциал и разность потенциалов. Напряжение.

П.96-98

34

Электроемкость. Конденсаторы.

П.99

35

Энергия электрического поля конденсатора

П.101

36

. Прием  зачета№4 по теме: “ Электрическое поле.”

Повт.

 

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Физика: Учеб. Для 10кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 201. 

Сборники задач:

           Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с. 

           Степанова Г.Н.. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. средней общеобразовательной школы. – Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1997.

Методическое обеспечение: 

           Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005

           Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003

           В.Г. Маркина. Физика 10 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006

           Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

           Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002 

Дидактические материалы

           Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.

           Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

           Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс.Сборник  заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.

           Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 10 класс

Содержит рояснительную записку и тематическое планирование по физике 10 класса на 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 11 класс

Программа содержит тематическое планирование для 11 класс на 2 ч. и 1 ч в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики 11 класса,требования к уровню подготовки обучаемых,компетенции,соде...

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 12 класс

Программа содержит тематическое планирование по физике 12 класса на 2 часа в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики,тебования к уровню подготовуи обучаемых, компетенции, содержание...

Рабочие программы по литературе для вечерней школы

Данные рабочие программы помогут учителю в работе с учащимися вечерней школы...

Рабочая программа по обществознанию для вечерней школы.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования Росс...

Рабочая программа по истории для вечерней школы.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об ...

рабочая программа по физике для вечерней школы 10-12 класс по новым фгос

Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных ...