икт в учебном процессе
учебно-методический материал по физике на тему

Сабылина Ольга Николаевна

опыт использования икт на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon икт на уроках физики48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ИКТ на уроках физики

       Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  • обрабатывать  текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; 
  • создавать слайды по данному учебному материалу , используя редактор презентации, продемонстрировать презентацию на уроке; 
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; 
  • организовать работу с электронным учебником на уроке; 
  • применять учебные программные средства ; 
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 
  • организовывать работу  с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; 
  • работать на уроке с материалами Web-сайтов; 
  • создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала; 
  • разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

 

      

Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих детей. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого учителя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают по данным опросов учителей и детей более высокую оценку усвоения материала учащимися.          

  Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при применении новых информационных технологий может выступать в двух аспектах:

1) в присвоении учащимся готовых знаний, готовых образцов, правильных, точных и экономичных умственных и практических действий для того, чтобы на основе их включиться в решение творческих задач;

2) в создании чего-то своего, индивидуального, того, что в обучении выражается в самостоятельном решении учеником теоретических и практических задач.  Компьютерные программы, цифровые образовательные ресурсы, возможности интернет-ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, эффективность развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников. Компьютерные технологии играют значительную роль, особенно в преподавании детям таких тем, в которых лабораторные работы не показывают в полной мере физические процессы, как например: "Строение вещества" и т.д. Компьютерные модели дают возможность в широких пределах изменять условия физических экспериментов (массы, скорости, ускорения, жесткости пружин, температуры, характера протекающих процессов и т. д.). Именно поэтому для развития творческих способностей учащихся в наступившем веке не обойтись без компьютерной поддержки.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
 У меня кабинет физики совмещен с кабинетом информатики, с одной стороны это очень даже неплохо, но с другой стороны с установкой Linux я практически осталась без программного обеспечения ( того достаточно большого количества дисков, которые использовала). В кабинете 8 ПК, а поскольку школа малокомплектная, количество учащихся (от 4 до 7) позволяет организовать индивидуальную работу на компьютере. На каждом ПК созданы папки для 7-11 классов, в которых размещены электронные пособия из УМК ( дидактические материалы, тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы (Чеботарева А.В. Дидактические карточки- задания по физике, О.И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы пофизике 7 кл, Чеботарева А.В. Тесты по физике 8 кл и др.), текстовые документы с диктантами, проверочными работами у коллег созданными  мной и с Интернет -сайтов, подборки презентаций  по темам учителя, учащихся и позаимствованные из Интернета, материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, для внеурочной деятельности. Использую ЦОР, (удобно, т. к. они встроены в систему) и Интернет- сайты по физике для учащихся ( собраны в закладках браузера), часто используемый из них, практически на каждом уроке  в 7-9 кл, сайт Классная физика.

Мною накоплен печатный раздаточный материал по всем классам и темам. Для подготовки к урокам использую сайты учителей- предметников (Шишацкой Ольги Алексеевны, Ломакина Александра Владимировича, Львовского Марка, Елены Витальевны Шарковой и др), учительские порталы (социальная сеть работников образования, физика в школе, презентации, педсовет и др), и сайты школ. На портале proshkolu веду свою страницу и работаю в клубе физиков и информатиков.

На подготовку к урокам уходит уйма времени из-за огромного количества ресурсов, ведь каждый раз находишь что-то новое и интересное. Но вместе с тем обеспечивается разнообразие материала  и его большая плотность на уроке, развивается и поддерживается интерес к предмету, творческие способности, формируется самостоятельность учащихся в различных видах деятельности.

        Проводимая мною работа дает положительные результаты: мониторинги  показывают стабильные знания учащихся по физике. Уровень обученности учащихся по предмету за последние годы составляет 100%.

Качество знаний по физике

класс

2009 -2010 уч. г.

2010 -2011 уч. г

2011 -2012 уч. г.

7

8

9

10

11

средний балл

50

57

67

75

72

64,2

57

50

43

25

75

50

75

67

50

67

83

68,4


Учащиеся 9 класса выбирают физику на итоговую аттестацию, подтверждая свои знания на выпускных экзаменах. Выпускники 11 класса при сдаче ЕГЭ  и экзаменов в вузы подтверждают свои знания по физике.

                                                

2011 – 2012г

        

ГИА

ЕГЭ

Колич

.уч-ся

Колич. баллов

Колич.уч-ся

Колич. баллов

ОУ

район

край

ОУ

район

край

1

30

21

22,22

2

41

46

45,6

47,6

 В 2009 г в районном конкурсе творческих работ по физике ученик 10 кл занял 1 место, ученик 7 кл – 2 место. В 2010 году в районном конкурсе творческих работ ученик 10 класса занял 2 призовое место  с проектно — исследовательской работой по физике.

В 2009 г. и 2010 г. я участвовала в работе краевого 9 и 10 педагогического фестиваля «Интернет и образование», имею сертификаты.

Провожу мониторинг прогнозируемых результатов обучения учащихся и намерена продолжить работу по освоению и внедрению новейших технологий и современных педагогических достижений на основе компетентностного подхода к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Анализ учебного процесса 2012-2013 учебный год

Представлен анализ учебного процесса в сравнении за три последних года. Материал будет интересен завучам школы....

Программа привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу в 2013-2014 учебном году

Программа привлечения несовершеннолетних детей  к учебному процессу в 2013-2014 учебном году в МБОУ НСОШ № 2...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

ИНФОРМАТИКА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.

Рассмотрена  роль межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами в средней школе. Доказана необходимость использования межпредметных связей для комплексного видения подходов в о...

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...