рабочая программа по физике для 7класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Мельникова Татьяна Геннадьевна

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_7_klass.docx56.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Средняя общеобразовательная школа№6»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ____

от ________________ 201__г.

Руководитель МО

_______________ .

Утверждаю

Приказ № _____

от ___________________201__г.

Директор МОУ СОШ№6»

___________  Петракова.В.А  

Рабочая программа

Предмет: физика

Класс ____7____.

Профиль: базовый

Всего часов на изучение программы ___68

Количество часов в неделю __2__

Мельникова Т.Г.

учитель физики

2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7класса  (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, и является нормативно – управленческим документом, в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6  на 2013- 2014 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе (2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

 

Цели изучения физики:

  • Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
  • Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;
  • Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Структура предмета.

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

В том числе

Примечания

уроки

лаб.работы

контр.работы

1

Введение

4

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

1

3

Взаимодействие тел

21

15

4

2

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

24

21

2

1

5

Работа и мощность. Энергия.

12

9

2

1

Повторение

1

1

Всего

68

54

10

4

                         

   программа (содержание образования)

ФИЗИКА

7 класс (Перышкин А.В.

(68 часов, 2 часа в неделю)

I.  ведение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Школьный компонент

Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.

Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.

Взаимосвязь природы и человеческого общества.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

Школьный компонент 

Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.

Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.

Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Ростовской области.

III.Взаимодействие тел. (21час)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. 

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

 Школьный компонент 

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Вредное трение и проблема энергоснабжения.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (24 часа)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Школьный компонент 

Водоисточники, качество питьевой воды.

Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.

Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.

Единый мировой воздушный и водный океаны.

V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Школьный компонент 

Понятие равновесия в экологическом смысле.

Экологическая безопасность различных механизмов.

Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.

Использование энергии рек и ветра.

Резервное время 5 часов

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  по физике за курс 7 класса.

1. Учащиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие. Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия. Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.

2. Учащиеся должны уметь :

        собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

        измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

        объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

        применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

        воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах  (словесной, образной, символической);

читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные   вопросы;

выражать результаты измерений и расчётов единицах Международной системы;

решать задачи на применение изученных законов;

приводить примеры практического использования физических законов;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

График контрольных и лабораторных работ-7 класс

л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Введение

Определение цены деления измерительного прибора

-

Строение вещества

Измерение размеров малых тел

-

Взаимодействие тел

Измерение массы на рычажных весах

Механическое движение. Масса. Плотность

Измерение объема. измерение плотности твердого тела

Сила. Равнодействующая сила

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Выяснение условий плавания тела

Работа. Мощность. Энергия

Выяснение условий равновесия рычага

Работа. Мощность. Энергия

Определение КПД наклонной плоскости

Тематическое планирование

Физика-7

2013-2014 учебный год

№ п/п

Дата

Название темы

демонстрация

Содержание материала

Домашнее задание

Предметные знания

Деятельностно-коммуникативные умения

1

2

3

4

5

6

Введение

1/1

Что изучает физика

Примеры физических явлений: колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие металлических опилок с магнитом; примеры электрических явлений и др.

Физические термины: тело, вещество, материя, физические тела, физические явления.

Приводить примеры физических явлений, различать понятия вещество и тело.

§ 1-3

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Измерительная линейка, секундомер, термометр, амперметр, демонстрационный транспортир, демонстрационный микрометр.

Определение физической величины. Измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с учётом погрешности.

Умение приводить примеры физических величин и единиц их измерения, умение определить цену деления шкалы прибора.

§ 4,5, упр. 1

3/3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Мензурка, грузики, линейка.

Термины: отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления.

Уметь оформить отчёт по лабораторной работе, закрепить навык по определению цены деления, делать вывод по результатам работы.

повт. § 1 – 5

4/4

Физика и техника.

Современные электронные устройства: плеер, мобильный телефон и т.п.), портреты учёных-физиков и выдающихся изобретателей.

Основные этапы в развитии физики, взаимосвязь физики и техники научно-технический прогресс, вклад учёных, деятелей в экономическое развитие России и Урала.

Уметь собирать материал для сообщений, докладов.

§ 6

2. Первоначальные сведения о строении вещества

5/1

Строение вещества. Молекулы.

1. Опыт по рис. 16, 17, 18, 19 учебника. 2. Модели молекул воды, водорода, кислорода. Модель хаотического движения молекул.

Опыты и явления, доказывающие, что вещества состоят из молекул.

Понятие молекула. Представление о размерах молекул.

§ 7, 8

6/2

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Линейка измерительная, крупа, горох, фотография молекул.

Ознакомление со способом рядов.

Овладение способом рядов для определения размеров малых тел. Отработка навыка оформления лабораторной работы.

повт. § 7, 8 провести измерение размеров 5 тел

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1. Опыт по рисунку 23 учебника.

2. Модель хаотического движения молекул.

3. Механическая модель броуновского движения.

4. Диффузия газов.

Явление диффузии, причины и закономерности этого движения.

Умение приводить примеры диффузии в окружающем мире, выявлять причины и закономерности этого явления на основе молекулярного строения вещества.

§ 9. Задание 2

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1. Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение кусочков мела, сжатие и распрямление резинового ластика, сваривание в пламени2х стеклянных палочек.

 2. Сцепление свинцовых цилиндров. 3. Отрывание стеклянных пластин от воды и керосина.

Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимодействия. Явление смачивания и несмачивания.

Умение приводить примеры сил притяжения и отталкивания молекул в природе, технике и быту.

§ 10

9/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении вещества.

Объём и форма тела твёрдого, жидкости, газов. Свойство газов занимать весь предоставленный объём (по рис. 30 учебника).

Три состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное.

Умение объяснять свойства различных состояний вещества на основе молекулярного строения вещества.

§ 11, 12, таблица

10/6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Тест по теме.

.

Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействующих между собой.

Умение представлять информацию в виде таблицы.

повт. § 7-12

3. Взаимодействие тел

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1.Относительность движения: движение игрушечного авто по столу и движущейся тележке. 2.Равномерное и неравномерное движение, криволинейное и прямолинейное движение управляемого игрушечного авто. 3.Траектория мела на доске.

Понятия: механическое движение, виды движения, траектория, пройденный путь.

Умение давать определение механического движения по плану изучения физических величин (алгоритму), пройденного пути, траектории.

§ 13, 14, упр.3

12/2

Скорость, единицы скорости.

Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5 с, найти среднюю скорость движения).

Понятие скорости, средней скорости.

Умение давать определение скорости, средней скорости по алгоритму; запомнить формулу расчёта скорости, научиться сравнивать скорости различных тел, умение графически изображать скорость, уметь переводить единицы скорости в СИ.

§ 15, упр. 4

13/3

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

Оформление задач, их решение.

Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь.

Формирование умения оформлять и решать задачи на расчёт пути, скорости, времени, средней скорости.

§ 16, упр. 5

14/4

Явление инерции. Решение задач.

1. Опыты по рис. 41 учебника.

2. Колебания маятника.

3. Явление инерции ( кукла на тележке).

Явление инерции.

Умения выявлять причины изменения скорости тел, приводить примеры проявления инерции в быт, природе, техники.

§ 17

15/5

Взаимодействие тел.

1.Опыты по рис. 42, 43 учебника. 2.Взаимодействие подвижного и неподвижного тела (движение шарика по жёлобу и столкновение с неподвижным телом)

Явление отдачи.

Умение приводить примеры взаимодействия тел и выявлять результат этого взаимодействия.

§ 18

16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1.Опыт по рис. 46 в учебнике. 2.Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах.

Понятия массы тела, знать устройство и принцип действия рычажных весов.

Формировать умение пользоваться рычажными весами для измерения массы тела.

§ 19, 20, упр. 6 (1)

17/7

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Закрепление умения пользоваться рычажными весами для измерения массы тела. Закрепление навыка оформления отчёта по лабораторной работе.

упр. 6 (2)

18/8

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».

Закрепление навыков и умения пользоваться мензуркой, нахождения цены деления, производить запись конечного результата измерения с учётом погрешностей.

упр. 6 (3)

19/9

Плотность вещества.

1.Демострация твёрдых тел одинакового объёма, но разной массы. 2. Сравнение объёмов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах. 3. Демонстрация твёрдых тел одинаковой массы, но разного объёма.

Понятие плотности вещества, её единиц измерения.

Усвоение формулы расчёта плотности, умение сравнивать плотности различных веществ по таблицам 3, 4, 5 (с.50), понимать физический смысл плотности.

§ 21, упр. 7(1, 2, 3)

20/10

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

Понятие плотности вещества.

Закрепление умения рассчитывать плотность по формуле, умение сравнивать полученное значение плотности с табличным.

упр. 7 (4, 5)

21/11

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Измерение объёма алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс. Таблицы плотностей тел. Проверка полученного результата с помощью весов.

Вывод формулы для расчёта массы и объёма тела по его плотности.

Закрепление навыков решения задач, применения формул плотности для расчёта массы и объёма тела

§ 22, упр. 8

22/12

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Закрепление навыка решения задач с использованием изученных формул: υ = ; s=υ; ρ=

повт. §§ 13 - 22

23|13

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества».

Умение на практике применить полученные знания и навыки по решению задач.

24/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Опыт по рис. 55, 56 учебника. Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после пережигания нити. Движение теннисного шарика, брошенного горизонтального.

Сила – причина изменения скорости, модуль и направление силы, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела.

Умение давать определения понятиям: сила, сила тяжести, явление тяготения.

§ 23, 24

25/15

Сила упругости. Закон Гука.

Прибор для демонстрации видов деформации; колебание тела на пружине. Действие рогатки (частный случай катапульты), лабораторный динамометр. Виды деформации.

Сила упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций.

Умение приводить действия силы упругости, практического использования закона Гука.

§ 25

26/16

Вес тела.

Понятие веса тела.

Умение графически изображать вес тела.

§ 26

27/17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Единицы силы.

Умение применять формулу для расчёта силы тяжести, действующей на тело произвольной формы, умение графически изобразить силу тяжести.

§ 27, упр. 9

28/18

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Динамометр Бакушинского, демонстрационный динамометр.

Знать устройство и принцип действия динамометра, виды динамометров.

Умение использовать динамометр на практике , закрепление умения оформлять отчёт, находить цену деления шкалы прибора.

§ 28, упр. 10

29/19

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Опыт по рис. 74, 76 учебника. Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.

Понятие равнодействующей сил.

Умение определять направление и модули равнодействующую двух сил для различных случаев.

§ 29, упр. 11

30/20

Сила трения. Трение скольжения, трение покоя.

Измерение силы трения скольжения при движении бруска по деревянной доске. Сравнение силы трения скольжения с силой трения покоя и качения. Зависимость силы трения от массы тела, от шероховатости поверхности.

Понятия: сила трения скольжения, покоя, качения. Знание техники безопасности при гололёде, листопаде, знания о тормозном пути.

Умение выявлять причины возникновения силы трения.

§ 30, 31

31/21

Трение в природе и технике.

Способы увеличения и уменьшения. Шариковые и роликовые подшипники.

Знать способы уменьшения и увеличения сил трения, устройство и принцип действия подшипников.

Умение приводить проявления сил трения в природе и технике, умение объяснить причины сил трения.

§ 32, таблица «Способы увеличения и уменьшения трения»

Из резерва

Контрольная работа №2

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

32/1

Давление. Единицы давления.

Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры (по рис. 86 учебника).

Знать понятие «давление тела на опору», знать единицы давления.

Умения: давать определение физической величины «давление», уметь решат задачи, делать перевод единиц давления в СИ.

§ 33, упр. 12

33/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

Закрепление понятия давление. Знать о способах спасения провалившихся под лёд.

Умение решать качественные и количественные задачи на применение формулы p=.

§ 34,  задание 6

34/3

Давление газа.

Раздувание камеры по рис. 91 учебника. Изменение давление газа при изменении его объёма и температуры по рис. 92 учебника.

Знать причины возникновения давления в газах.

Умение объяснять давление газа в зависимости от его объёма и температуры (при неизменной массе).

§ 35

35/4

Закон Паскаля.

Передача давления жидкостями и газами по рис 95, 96 учебника.

Знать различия в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости, газы; знать, как передаётся давление жидкостями и газами, знать закон Паскаля.

Умение решать качественные и количественные задачи.

§ 36,  упр. 14, задание 7

36/5

Расчёт давления на дно и стенки сосуда.

Опыты по рис. 99-103 учебника.

Знать наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной, равенство давлений на одном и том же уровне, формулу расчёта давления внутри жидкости.

Умение решать качественные и количественные задачи.

§ 37

37/6

Решение задач.

Знать формулу ρ=ρж.gh и уметь её применять.

Умение решать расчётные задачи.

§ 38, упр. 15 (1)

38/7

Самостоятельная работа «Гидростатическое давление».

Умение применять полученные знания при решении задач.

упр. 15 (2, 3)

39/8

Сообщающиеся сосуды.

Равновесие однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах. Модели водомерного стела, фонтана. Таблица «Шлюзы».

Знать примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Умение приводить примеры сообщающихся сосудов, уметь обосновывать расположение поверхности жидкости на одном уровне, а жидкостей с разными плотностями – на разных уровнях.

§ 39, упр.16, зад.9

40/9

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почем существует воздушная оболочка земли.

Обнаружение атмосферного давления. Опыты с демонстрационной пипеткой, ливером, грушей.

Знать: условия существования земной атмосферы; явления, подтверждающие существования атмосферного давления.

Уметь объяснять причину изменения атмосферного давления.

§ 40, 41, зад.10

41/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Таблица «Опыт Торричелли», действие присоски.

Знать, как измеряется атмосферное давление жидкостным термометром.

Умение вычислять атмосферное давление в мм рт.ст. и в Па.

§ 42,упр.19 (1,4). Зад.11

42/11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Барометр-анероид, таблица «Схема устройства барометра-анероида».

Знать назначение и устройство барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты, об высотомерах.

Умение определять атмосферное давление барометром-анероидом.

§ 43, 44, упр. 21(1)

43/12

Решение задач.

Знать формулы по теме, правила сообщающихся сосудов.

Умения применить формулу ρ=ρж.gh; измерять атмосферное давление.  

упр. 21 (2, 3)

44/13

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра. Устройство и действие металлического манометра (демонстрационная таблица, действующая модель манометра).

Знать принцип устройства и действия жидкостного и металлического манометра, всасывающего жидкостного насоса.

Умение пользоваться манометрами различного назначения.

§ 45§ 46

45/14

Гидравлический пресс.

Действие модели гидравлического пресса.

Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Умение решать задачи на использование формулы .

§ 47, упр. 23

46/15

Контрольная работа №3 «Гидростатическое давление».

Умении е применять полученные знания на практике при решении задач.

47/16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Опыты по рис. 137, 138 учебника.

Знать о причинах возникновения выталкивающей силы, знать, как направлена выталкивающая сила.

Умение графически изображать выталкивающую силу, решать задачи на расчёт выталкивающей силы.

§ 48

48/17

Архимедова сила.

Опыт по рис. 139 учебника.

Знать легенду об Архимеде, формулу для расчёта архимедовой силы.

Умение решать задачи на расчет архимедовой силы.

§ 49, упр. 24 (3, 4)

49/18

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы»

Знать формулу для расчёта архимедовой силы.

Умение выполнять отчёт по лабораторной работе, умение проводить расчёт архимедовой силы.

задание 14

50/19

Плавание тел.

Плавание тел в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы.

Знать условия плавания тел.

Уметь применять условия плавания тел при решении задач.

§ 50

51/20

Решение задач

Умение решать задачи на определение силы Архимеда и на условия плавания тел.

упр. 25 (1, 2)

52/21

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия плавания тел».

Уметь на практике исследовать условия плавания тел.

упр. 25 (3, 4, 5)

53/22

Плавание судов. Воздухоплавание.

Плавание коробки из фольги. Подъём в воздухе воздушного шарика или мыльных пузырей.

Знать о подъёмной силе. Знать об охране окружающей среды вследствие полёта воздушных шаров, водного транспорта.

Водный транспорт – практическая реализация условия плавания тел.

§ 51, упр. 26 (2, 3) § 52

54/23

Повторение темы «Архимедова сила»

Знать основные понятия темы.

Уметь решать задачи на применение формулы для расчета архимедовой силы, на использование условия плавания тела.

повт. §§ 33 – 52, задачи

55/24

Контрольная работа № 4 «Архимедова сила».

Умения применять полученные знания на практике

5. Работа и мощность. Энергия.

56/1

Механическая работа.

Расчёт работы при подъёме бруска известной массы на высоту 1м и равномерного его перемещения на то же расстояния по горизонтальной плоскости.

Знать формулу для расчёта работы, знать определение  механической работы.

Уметь решать качественные и количественные задачи по теме.

§ 53, упр. 28 (3, 4)

57/2

Мощность. Единицы мощности.

Расчёт мощности, развиваемой при ходьбе.

Знать определение мощности, формулу для расчёта мощности.

Уметь решать качественные и расчётные задачи .

§ 54, упр. 29

58/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Простые механизмы (без рассмотрения устройства), опыты по рис. 149, 150 и 154 учебника.

Знать виды простых механизмов, определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага.

Уметь применять условия равновесия рычага при решении задач.

§ 55, 56

59/4

Момент силы.

Условие равновесия рычага по рис. 154 учебника.

Знать определение момента сил, правило моментов, единицы момента сил.

Уметь применять правил моментов при решении задач.

§ 57

60/5

Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Знать устройство и действия рычагов, рычажных весов.

Уметь определять выигрыш в силе при работе с ножницами, кусачками и др. инструментами. Уметь оформлять отчёт по лабораторной работе.

§ 58, упр. 30 (4,5)

61/6

Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики».

Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока. Действие подвижного блока. Равенство работ при использовании простых механизмов.

Знать устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков, иметь понятие о равенстве работ при использовании простых механизмов. Знать, в чём заключается «Золотое правило» механики.

Уметь применить условия равновесия рычага к блоку.

§59,60, упр.31(1,2)

62/7

Решение задач.

Уметь решать задачи качественные и количественные на «Золотое правило» механики.

упр. 31 (3, 4, 5)

63/8

Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД наклонной плоскости»

Иметь понятие о полезной и полной работе, знать определение КПД.

Уметь определять КПД наклонной плоскости, уметь составить отчёт о проделанной лабораторной работе.

§ 61

64/9

Решение задач.

Умение решать задачи на расчёт КПД.

повт. §§ 53 – 61

65/10

Энергия. Потенциальная икинетическая энергии.

Опыт по рис. 171 и 172 учебника

Иметь понятие об энергии и её видах.

Уметь определять кинетическую и потенциальную энергию.

§ 62, 63, упр. 32

66/11

Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Опыт по рис. 175 и 176 учебника. Колебания нитяного маятника. Движение «сегнерова колеса».

Уметь приводить примеры перехода механической энергии одного вида в другой.

§ 64

67/12

Контрольная работа №5 «Работа. Мощность. Энергия.».

Умение применить полученные знания на практике.

§ 62 – 64

68-/

1

Обзорное повторение курса физики-7.

Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7.

Уметь применить полученные знания на практике.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):
  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2007.;
  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.Тематическое и поурочное планирование к учебникам А.В Пёрышкин «Физика-7, » -М., Дрофа, 2007

        Библиотека электронных наглядных  пособий. Физика 7 – 11 класс. Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО    «Кирилл и Мефодий», 2003.(CD – диск)

       Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD – диск)

Школа. Физика. 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий. 2004. .(CD – диск)

      Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

  • знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
  • приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся  (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
  • развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

 

Используемые технические средства

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 7класса

Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего...

Рабочая программа по физике 7класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, литературу,  список используемыех презентаций...

Рабочая программа по физике 7класс

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государств...

Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс

Программа  модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов. Данный модуль организован с целью углубления знаний п...

рабочая программа по математике для 7классе.

Данная рабочая программа ориентирована для  7класса, обучающихся по учебнику Макарычева Ю.Н. и др. 5 часов в неделю из них: алгебра 1 четверть -5 часов,далее 3 часа. Геометрия - со 2 четверти 2 ч...

Рабочая программа по физике 7класс

Рабочая программа по физике 7класс...

Рабочая программа по Всеобщей истории,7класс

Рабочая программа по Всеобщей истории (истории нового времени) 7класс.Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы "Но...