Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Шишова Ирина Анатольевна

Программа  модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.

 Данный модуль организован с целью углубления знаний по биологии и носит проектно-исследовательский характер с краеведческим аспектом. Программа  знакомит учащихся с красотой окружающего мира и разными способами восприятия и изображения этой красоты.. При изучении курса реализуются межпредметные связи: биология, география, музыка, изобразительное искусство, основы экологии, технология, краеведение, литература. У учащихся формируются общеучебные навыки: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, работа с разными источниками информации, разные формы презентации творческих работ. В результате обучения формируются ключевые компетенции: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog_7_klass_2_chetv.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании МО

Протокол №        от

Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь

Протокол №        от

Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь  

Приказ №

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов города Россоши

Рабочая программа Модуль «Юный эколог»         7класс

Составитель

Шишова Ирина Анатольевна

учитель биологии

МКОУ СОШ №25 с УИОП

Россошь

2014


Пояснительная записка.

Программа модуля по биологии разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области  на 2014/2015 учебный год.

Программа  модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.

 Данный модуль организован с целью углубления знаний по биологии и носит проектно-исследовательский характер с краеведческим аспектом. Программа  знакомит учащихся с красотой окружающего мира и разными способами восприятия и изображения этой красоты.. При изучении курса реализуются межпредметные связи: биология, география, музыка, изобразительное искусство, основы экологии, технология, краеведение, литература. У учащихся формируются общеучебные навыки: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, работа с разными источниками информации, разные формы презентации творческих работ. В результате обучения формируются ключевые компетенции: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие.

Основная цель программы:

Способствовать формированию экологически грамотной, социально адаптированной и значимой личности, имеющей определённые творческие способности и реализующей их в разных формах, используя краеведческий аспект в обучении учащихся.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

по способу общения (беседа, демонстрация, работа с книгой),  по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические),          по степени активности учащихся (проблемные, частичнопоисковые, исследовательские).

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы

Наглядность: просмотр компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов.

Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.


4.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел/        Тема

Кол-во часов

Содержание темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид контроля

Оборудование

Планируемые результаты

Дата

1

Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения.

1

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Инструктаж по т/б .

Умение давать определение краеведению. - приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве,

  развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Фронтальный опрос

Книги «География Россошанского района»,

«Россошь- земли родной начало».

 Умение давать определение краеведению. - приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

 - развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края

 Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

2

Что нас окружает?

1

Природа живая и неживая

Умение  отличать черты живой и неживой природы,

умение структурировать

материал ,

соблюдать дисциплину

на занятии, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам.  умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы, умение вести диалог с учителем

,умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Самостоятельный анализ

Фронтальный опрос, практикум

Фотографии растений, животных, гербарии.

Умение  отличать черты живой и неживой природы,

умение структурировать

материал ,

соблюдать дисциплину

на занятии, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам.  умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы, умение вести диалог с учителем

,умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Самостоятельный анализ

.

3

Волшебные листья.

1

Изготовление поделок, аппликаций из природного материала, фотоальбом

Приобретать навыки изготовления поделок, аппликаций из природного материала.

 Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Практикум

Цветной картон, ножницы, клей

Гербарий из листьев растений, фломастеры,

семена растений,

фотоальбом.

Приобретать навыки изготовления поделок, аппликаций из природного материала.

 Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

4

Зима на носу .

1

Изготовление  кормушек для подкормки птиц зимой.

Приобретать навыки изготовления

кормушек для подкормки птиц зимой.

 Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Практикум

Молоток, гвозди,

рейки деревянные,

ножовка.

Приобретать навыки изготовления

кормушек для подкормки птиц зимой.

 Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

5

Мастерская природы.

Экскурсия.

1

Природа в различных произведениях.

(музыка, поэзия, живопись, проза.)

Встреча с интересными людьми.

Экскурсия в районную библиотеку г. Россоши.

Умение рассказывать как воспевали в своих произведениях природу писатели и поэты,

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Опрос

Произведения великих классиков Пушкина А.С.,

Некрасова  Н.А. и т.д.

Умение рассказывать как воспевали в своих произведениях природу писатели и поэты,

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

6

Природа  в народных мотивах.  Экскурсия.

1

Наличники на окнах, национальная русская одежда, вышивка, ремёсла, плетение из бересты, лозы, вырезание по дереву

Встреча с интересными людьми.

Экскурсия в дом ремесел г. Россоши.

Умение рассказывать о особенностях ремесел Воронежской области,

 умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Опрос

Национальная русская одежда, вышивка,

изделия из бересты, лозы. Компьютер, экран,

проектор.

Умение рассказывать о особенностях ремесел Воронежской области,

 умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

7

Природа Воронежского края.

1

Природа Воронежского края.

Умение составить рассказ о особенностях природных зон Воронежской области

умение работать в составе творческих групп,

аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Опрос

Компьютер, экран,

Проектор, презентации(Природа Воронежского края

Умение составить рассказ о особенностях природных зон Воронежской области

умение работать в составе творческих групп,

аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

8

Экскурсия по Воронежскому и Хоперскому заповеднику (виртуальная)

1

Охраняемые территории Воронежской области.

Умение словесного описания охраняемых территорий Воронежской области,

умение работать в составе творческих групп,

аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Защита презентаций.

Компьютер, экран,

Проектор, презентации (заповедники и заказники Воронежской области).

Умение словесного описания охраняемых территорий Воронежской области,

умение работать в составе творческих групп,

аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

9

Подготовка проекта

1

Оформление результатов проектной работы и подготовка к ее презентации

Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения.

Мультимедиа, компьютер, экран

Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Создание презентаций.. Работа с программой Power Point.

Овладение исследовательской и проектной деятельностью.

10

Итоговое занятие: «Человек и природа»

     

1

Контроль и систематизация знаний.

Роль человека в природе: Что мы можем сделать для сохранения природы?

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Сформированность познавательных интересов и

мотивов, направленных на изучение живой природы.

умение работать в составе творческих групп,

аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Защита проектов

Защита презентаций, проектов.

Компьютер, экран,

Проектор, презентации.

 Сформированность познавательных интересов и

мотивов, направленных на изучение живой природы.

умение работать в составе творческих групп,

аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Защита проектов


Предполагаемые результаты программы:

В результате изучения модуля обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
  • Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
  • 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  •  приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
  •  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
  •  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  •  выявление приспособлений растений к среде обитания;
  •  овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • 2.     В ценностно-ориентационной сфере:
  •  знание основных правил поведения в природе;
  •  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  • 3.      В сфере трудовой деятельности:
  •  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,  микроскопы).
  • 4.     В сфере физической деятельности:
  •  освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
  • 5.             В эстетической сфере:
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
  • Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

                       умение работать с разными источниками информации;

  •                        овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  •                        умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  •                        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  •                        умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формы контроля и критерии оценки.

Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: беседы, индивидуального опроса, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). В течение курса учителем осуществляется контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 10 занятий. По окончании изучения каждого модуля осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей. Итоговый контроль целесообразно проводить в виде  баллов. Продуктом курса может стать  мультимедийные презентации, рефераты , буклеты, альбомы,  проекты учеников на одну из актуальных тем модуля во время общественного смотра знаний.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений», М. Просвещение, 2009 год

2.Энциклопедия для детей. Биология. т.2  — М.:  «Аванта+». 2010.-704 с.

3.Энциклопедия для детей. Биология. т.27  — М.:  «Аванта+». 2010.-614 с.

Дорогань Л. В., Филиппов В.П. Экология

4.Я познаю мир. Биология— М.: «АСТ» 2006.-400с.

                Приложение к программе.

Проекты учащихся:

1.«Природа в произведения великих классиков». Выпуск брошюры.

2.«Кормушки возле школы». Изготовление кормушек.

3. «Изделия из лозы». (корзины)

4. «Русские ремесла» (выжигание по дереву)

5. «.Национальная русская одежда»

6. «Заповедники и заказники Воронежской области» выпуск буклетов.

7. «Славянские травы»

8.Альбом «Изготовления поделок, аппликаций из природного материала»

9.Альбом фотографий  и рисунков охраняемых растений и животных на территории Воронежской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Рабочая программма кружка "Юный эколог"....

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Рабочая программа кружка "Юный эколог"...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности для детей 11-14 лет...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Программа кружка рассчитана на группу учащихся  5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практичес...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

Материал предназначен для проведения внеурочной деятельности...

Рабочая программа кружок "Юный эколог"

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;ФГОС (базовый уровни); Примерной программы  внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» 5-6 к...

Рабочая программа кружка Юный эколог

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и живот...