Рабочие программы по физике 10-11 классы
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Игольченко Светлана Николаевна

Рабочие программы по физике 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по физике (автор Г.Я. Мякишев), учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика 10 класс» Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева «Физика 11 класс», базисного учебного плана МБОУ «СОШ № 17».

        Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая  качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, соединяющим мыслящего человека с окружающим миром, превращающим человека в творческую личность.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физика в учебном плане школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • приобретение умений выбора и использования монологической и диалогической речи, участия в диалоге, способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • овладение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, солнечная система, Галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория даёт возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической        

деятельности и повседневной жизни для

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов обучающихся

        Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

        Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

        Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему изучению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, допустил четыре или пять недочётов.

        Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка письменных контрольных работ

        Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

        Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

        Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

        Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка практических работ

        Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.

        Оценка «4» ставится, если  выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

        Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод, если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

        Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

        Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  • незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  • неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов;
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию  измерительным приборам;
  • неумение определить показания измерительного прибора;
  • нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые шибки

  • неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
  • пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
  • нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  • нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач;
  • арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
  • отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • орфографические и пунктуационные ошибки.
    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Основные методы физического метода исследования — 2 ч.

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Основные элементы физической картины мира.

Механика — 45 ч.

Кинематика — 15 ч.

Механическое движение и его виды. Положение точки в пространстве. Система отсчёта. Перемещение.

Скорость равномерного прямолинейного движения.

Относительность движения. Сложение скоростей.

Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения: тело брошено горизонтально и под углом к горизонту.

Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика — 13 ч.

Основное утверждение механики. I закон Ньютона. Сила. связь между силой и ускорением. Масса. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. I космическая скорость. Сила тяжести. Вес. невесомость. Сила упругости. закон Гука. Сила трения.

Законы сохранения в механике — 10 ч.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа и мощность. Кинетическая энергия и её изменение. Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.

Статика — 4 ч.

Равновесие тел. I условие равновесия твёрдого тела. Момент силы. II условие равновесия твёрдого тела.

Повторение — 3 ч.

Молекулярная физика. Тепловые явления — 30 ч.

Основы МКТ — 10 ч.

Возникновение атомистической гипотезы. Основные положения МКТ. Размеры и массы молекул. Количество вещества. Опытные обоснования основных положений МКТ. Агрегатные состояния вещества.

Идеальный газ. Измерение скорости движения молекул газа. Давление газа. Основное уравнение МКТ.

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел — 8 ч.

Фазовый переход жидкость-пар. Испарение. Конденсация.

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Кристаллические и аморфные тела. Плавление. Структура твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел.

Термодинамика — 9 ч.

Внутренняя энергия. работа в термодинамике. Количество теплоты. I закон термодинамики. Применение I закона термодинамики к различным изопроцессам.

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды. II закон термодинамики.

Повторение — 3 ч.

Основы электродинамики — 44 ч.

Электростатика — 14 ч.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов.

Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Законы постоянного тока — 14 ч.

Электрический ток. Источники тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Электродвижущая сила. закон Ома для полной цепи.

Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца.

Электрический ток в различных средах — 13 ч.

Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводников от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзисторы.

Электрический ток в вакууме.

Электрический ток в газах. Плазма.

Электрический ток в жидкостях. закон электролиза.

Повторение — 23 ч.

11 класс

1. Основы электродинамики – 18 ч.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток
  2. Изучение явления электромагнитной индукции

Колебания и волны – 28 ч. 

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Уравнение гармонических колебаний. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.

Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Конденсатор и катушка индуктивности цепи переменного тока. Вынужденные эл/м колебания. Резонанс в электрической цепи. Производство, передача и потребление электрической энергии. Трансформатор.

Механические волны. Волновые явления. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Уравнение бегущей волны. Звуковые волны.

Электромагнитные волны. Эл/м волны и их свойства. Экспериментальное обнаружение эл/м волн. Плотность потока излучения. Принципы радиосвязи.

Фронтальная лабораторная работа:

  1. Определение ускорения свободного падения при помощи    

маятника

 

 Оптика – 25 ч.

Световые волны. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Линза. Получение изображений с помощью линзы. Когерентность. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка. Дисперсия света. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Элементы теории относительности. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы с энергией.

Излучение и спектры. Шкала эл/м излучений. Зависимость свойств эл/м излучений от их частоты. Виды спектров. Спектральный анализ. Применение эл/м излучений.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение показателя преломления стекла
  2. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы
  3. Измерение длины световой волны
  4. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Квантовая физика – 20 ч.

Световые кванты. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Корпускулярно-волновой дуализм.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Виды радиоактивных излучений. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протонно-нейтронная модель ядра. Энергия связи атомных ядер. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

Элементарные частицы. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

Астрономия — 9 ч.

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя

федеральный компонент

региональный компонент

школьный компонент

10 кл.

11 кл.

3 ч

1 ч.

Автор программы:

Г.Я. Мякишев

Учебник:

Г.Я. Мякишев,

Б.Б. Буховцев,

Н.Н. Сотский

«Физика-10»

Г.Я. Мякишев,
Б.Б. Буховцев

«Физика-11»

Москва Просвещение

2013 г.

Задачник:

А.П. Рымкевич «Задачник по физике 9-11 классы» изд. Дрофа Москва 2013 г

Л.А. Кирик «Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике»;

В. Шабловский «Занимательная физика. Нескучный учебник»;

С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике»;

А.И. Семке «Нестандартные задачи по физике»;

сборники подготовки к ЕГЭ разных лет и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...