Календарно-тематические планирования по физике для 8 и 9 классов
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) на тему

Сахарова Ольга Николаевна

Для 8 класса есть пояснительная записка к календарно-тематическому планированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по физике в 8В классе

МОУ «СОШ № 5» 

на 2012 — 2013 учебный год.

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тепловые явления- 15ч

1

Вводный инструктаж по ТБ

Тепловое движение. Температура

2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

3

Теплопроводность

4

Конвекция.

5

Излучение

6

Примеры теплопередачи в природе и технике

67

Количество теплоты.  Удельная теплоемкость.

8

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

9

Решение задач, тест

10

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ.

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

12

Инструктаж по ТБ при выполнении л/р.

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

13

Решение задач. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

14

Решение задач по теме «Тепловые явления»

15

Контрольная работа №1: «Тепловые явления»

Изменение агрегатных состояний вещества- 11ч

16

Агрегатные состояния вещества. Плавление

17

Плавление и отвердевание кристаллических тел . График плавления и отвердевания

18

Испарение.  Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар

19

Кипение

20

Удельная теплота парообразования  и конденсации

21

Влажность воздуха

22

Двигатель внутреннего сгорания

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

24

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

25

Обобщение материала. Решение задач.

26

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Электрические явления- 29ч

27

Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп..

28

Электрическое поле. Делимость электрического заряда.

29

Строение атомов.

30

Объяснение электрических явлений

31

Электрический ток. Источники электрического тока

32

Электрическая цепь и ее составные части

33

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока

Направление электрического тока

34

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр.

35

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.

37

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

38

Зависимость силы тока от напряжения.

39

Электрическое сопротивление

40

Закон Ома для участка цепи

41

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

42

Реостаты. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»

43

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

44

Последовательное соединение проводников

45

Решение задач

46

Параллельное соединение проводников

47

Решение задач

48

Работа электрического тока

Кратковременная к/р  «Закон Ома, соединение проводников»

49

Мощность электрического тока. Единицы измерения.

50

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

51

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

52

Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание.

53

Решение задач

54

Решение задач.  Тест.

55

Контрольная работа №4 по теме «Электрические явления. Постоянный ток»

Электромагнитные явления – 6ч

56

Магнитное поле. Магнитные линии

57

Электромагниты. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

58

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

59

Электродвигатель. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

60

Устройство электроизмерительных приборов.

Повторение темы «Электромагнитные явления»

61

Контрольная работа № 5 по теме:«Электромагнитные явления»

Световые явления- 9ч

62

Источники света. Распространение света.

63

Отражение света. Законы отражения света.

64

Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

65

Преломление света

66

Линзы. Оптическая сила линзы.

67

Изображения, даваемые линзой. Построение изображений.

68

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

69

Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость

70

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9А КЛАСС

Наименования разделов и тем уроков

Домашнее задание

Плановые сроки проведения

Фактические

сроки проведения

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ ( 54 часов)

Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (7 часов)

1

Инструктаж по ТБ. Механика.

§1,№2Р

2

Механическое движение. Система отсчета.

§1,2,

3

Траектория, путь и перемещение

§2,3

№7-10Р

4

Проекция перемещения. Определение координаты движущегося тела.

§3,№15Р

5

Прямолинейное равномерное движение

§4

6

Графическое представление

движения

§4

7

Решение задач

Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение (12  часов )

8

Неравномерное движение. Средняя скорость.

9

Прямолинейное равноускоренное

движение. Ускорение. Проекция ускорения

§5,6

10

Скорость при равноускоренном движении. Проекция скорости.

11

Графики скорости и ускорения равноускоренного движения.

12

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

§7,8

13

Решение задач на прямолинейное

равноускоренное движение

§6,7,8

14

Решение задач на прямолинейное

равноускоренное движение

§6,7,8

15

Относительность  движения

§9, упр. 9

16

Инструктаж по ТБ, Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

17

Решение задач по темам: «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»

Повторить §1-9

18

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

19

Контрольная работа № 1

«Прямолинейное движение»

Тема 3. Законы динамики (22 часа)

20

Первый закон Ньютона

§10

21

Сила. Масса. Второй закон Ньютона

§11

22

Третий закон Ньютона

§12

23

Измерение сил Сложение сил.

§10, 11,12

24

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх

§"13. 14

25

Решение задач на свободное падение

§13, 14

26

Закон всемирного тяготения

§15

27

Ускорение свободного падения

§16, 17

28

Контрольная работа № 2 «Законы Ньютона»

29

Криволинейное движение.

30

Равномерное движение по окружности. Скорость, ускорение, период, частота при движении по окружности

§«, 19, упр. 18(1, 2, 3)

31

Угловая скорость

32

Решение задач на движение по окружности

§18, 19

33

Движение искусственных спутников

§20

34

Импульс тела. Закон сохранения импульса

§21, 22

35

Решение задач

36

Реактивное движение.

§22, 23

37

Решение задач

38

Работа силы. Механическая энергия.

39

Закон сохранения и превращения энергии

40

Решение задач

41

Контрольная работа «Законы сохранения»

Тема 4:Силы в природе (8 часов)

42

Сила тяжести

43

Вес тела. Невесомость.

44

Сила упругости

45

Сила трения

46

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2: «Определение коэффициента трения и коэффициента жесткости»

47

Решение задач.

48

Решение задач.

49

Контрольная работа: «Силы в природе»

Тема 5: Применение законов динамики (5 часов)

50

Движение под действием силы тяжести по вертикали

51

Движение под действием силы тяжести. Начальная скорость направлена горизонтально

52

Движение под действием силы тяжести. Начальная скорость направлена под углом к горизонту

53

Движение по наклонной плоскости

54

Движение под действием нескольких сил.

РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (14 часов)

55

Свободные и вынужденные колебания

§24-25

56

Величины, характеризующие колебательное движение

§26-27

57

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3: «Измерение ускорения свободного падения»

§26-27

58

Превращение энергии при колебаниях

§28, 29,30

59

Резонанс.

60

Распространение колебаний в упругой среде. Волны

§31, 32,33

61

Волны в среде, характеристики волн.

§33

62

Звуковые волны

§34

63

Высота и тембр звука. Громкость звука

§35-36

64

Распространение звука. Скорость звука

§37-38

65

Отражение звука. Эхо. Решение задач.

§39-40

66

Ультразвук. Инфразвук. Интерференция звука.

67

Решение задач.

68

Контрольная работа: «Механические колебания и волны. Звук»

РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (17 часов)

69

Магнитное поле

§43-44

70

Графическое изображение магнитного поля

§45

71

Действие магнитного поля на проводник с током

§46

72

Индукция магнитного поля

§47

73

Магнитный поток

§48

74

Решение задач

§47

75

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

76

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4: «Изучение явления электромагнитной индукции»

§49

77

Получение переменного электрического тока.

§50

78

Электромагнитное поле

§51

79

Электромагнитные волны, их свойства

§51

80

Шкала электромагнитных волн.

§52

81

Электромагнитная природа света.

Преломление света.

§54,

упр.43

82

Дисперсия света, спектроскоп.

§60

83

Дисперсия света. Света тел.

84

Решение задач

85

Контрольная работа: «Электромагнитное поле»

РАЗДЕЛ IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (17 час)

86

Радиоактивность. Состав р/а излучения

§55

87

Строение атома. Схема опыта Резерфорда

§56

88

Радиоактивные превращения атомных ядер

§57, 61,63

89

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

§58

90

Открытие протона и нейтрона

§61, 64

91

Состав атомного ядра. Ядерные силы

§61, 64

92

Изотопы.

§65

93

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5: «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

94

Энергия связи. Дефект масс

§65

95

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

§66, 67

96

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6: «Изучение деления ядер атома урана по готовым фотографиям треков»

97

Ядерный реактор.

§66, 67

98

Атомная энергетика

99

Биологическое действие радиации.

§ 78

100

Термоядерные реакции

§79

101

Контрольная работа: «строение атома и атомного ядра»

102

Элементарные частицы. Античастицы

§80



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  рабочей программы по физике 7-9 классы (авторская программа А.В.Перышкина). Данная рабочая программа реализуется в учебнике А.В. Перышкина «Физика» для 8 класса. Программа составлена на основе Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. В физике 8 класса происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторные работы.

Цели изучения физики:

      Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

      Формирование системы научных знаний о природе;

      Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях

           процессов и о законах физики;

      Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

- Знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- Приобретение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлениях,      

  физических явлениях, характеризующих эти явления;

- Формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы  

  с использованием приборов;

- Понимание отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для  

  удовлетворения потребностей человека.

Требования к уровню подготовки.
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.                                                                  

Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.                                                                                                                                                                                                                                                                  Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично….)
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Содержание курса.
Тепловые явления (15 часов). 
- Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
- Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
- Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Демонстрации:
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Фронтальная лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Фронтальная лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости твердого тела».

Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов).
- Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
- Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации:
Явление испарения.
Кипение воды.
Явление плавления.
Устройство психрометра.
Способы определения влажности воздуха

Электрические явления (29 часов).
- Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.
- Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, полупроводники и диэлектрики.
- Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Демонстрации:
Электризация тел.
Два рода электрического заряда.
Устройство и действие электроскопа
Проводники и изоляторы
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда
Конденсаторы
Источники тока
Составление электрической цепи
Амперметр
Вольтметр
Реостат и магазин сопротивлений

Фронтальная лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».
Фронтальная лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Фронтальная лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом».
Фронтальная лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Фронтальная лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Электромагнитные явления (6 часов).
- Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальная лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Фронтальная лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Световые явления (9 часов).

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Фотоаппарат.
Демонстрации:
Источники света.

Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.

Преломление света.
Изображение в плоском зеркале.
Линзы
Модель глаза.  

Принцип действия фотоаппарата.
Фронтальная лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы»

Всего запланировано проведение 10 лабораторных работ.

                  Запланировано проведение контрольных работ по каждому разделу, в том числе кратковременной по теме: «Закон Ома, соединение проводников».    Всего-6.

Перечень учебно-методических средств обучения

Программа рассчитана на 70 часов -35 учебных недель, в неделю —2 часа.

Плановых контрольных работ — 6.

Лабораторных работ —10.

Планирование составлено на основе УМК  А.В. Перышкина «Физика 7-9 класс», «Дрофа», 2001 г. КТП соответствует требованиям обязательного минимума содержания общего образования в области «Физики». КТП незначительно скорректировано для данных классов. На раздел «Тепловые явления отведено 26 часов, на раздел «Электрические явления – 29, на раздел «Электромагнитные явления» - 6 часов, на раздел «Световые явления» -9 часов. Резервных уроков нет.

Учебно-методический комплект:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 8 класс», М., «Дрофа», 2010г.

2.Дидактические материалы «Физика-8 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2007 год.

Дополнительная литература:

1.Приложение к газете «1 сентября» «Физика».

2.Журнал «Физика в школе».

Для учащихся:
1. Учебник «Физика-8», А. В. Перышкин, – 2-е изд.-М.:Дрофа, 2004.
2. Сборник задач по физике. 7-9 кл./Составитель В.И.Лукашик.- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
Оборудование и приборы.
- Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
- Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Примерная  расчасовка.


Количество


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


год


Часов


18


14


21


17


70


Контрольных работ


1


1


2


2


6


Лабораторных работ


2


2


5


1


10



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику Г.Я.Мякишева

Календарно-тематическое планирование по физике для 10-м класса (базовый уровень)  составлен на основе «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профиль...

Календарно - тематическое планирование по физике 7,8 класс к учебнику А.В. Перышкин.

Данное тематическое планирование включает в себя требования к уроку, т.е что необходимо учащимся знать и уметь наданном уроке....

Календарно-тематическое планирование по физике 10-11 класс.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе УМК  Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева с учетом КЭС и КПУ....

Календарно- тематическое планирование уроков физики в 9 классе.

Планирование уроков физики  составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. Авторы составители: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин .- М «Дрофа» 2010 г. и с учётом методических писем. ...

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе

Календарно-тематическое  планирование составлено   на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.  Астрономия». 7-11кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-3-е изд....

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 8 классе

Календарно-тематическое  планирование составлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.  Астрономия». 7-11кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-3-е изд., стере...

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 9 классе

Календарно-тематическое  планирование составлено   на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.  Астрономия». 7-11кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.-3-е изд....