Урок физики на тему: "Сила трения".
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Кузьмина Инга Валерьевна

В данной работе содержиться подробный план урока физики 7 класса на тему: "Сила трения", составленный  по технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Сила трения». 7 класс.

 ТРЕНИЕ – СИЛА ЗНАКОМАЯ,
НО ТАИНСТВЕННАЯ
А.А. Первозванский

Цели урока:

Образовательные:

  • Способствовать формированию представления о силе трения.
  • Экспериментальным путем установить причины возникновения силы трения, зависимость силы от массы,  движущегося тела и установить какая из видов силы трения имеет наименьшее значение.
  • Познакомиться с формулой нахождения силы трения.

Развивающие:

  • Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

  • Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.
  • Развивать умение работать группой.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование:

  • Динамометр.
  • Трибометр.
  • Набор грузов.
  • Карандаши круглой формы.
  • Деревянный брусок.
  • Листы  наждачной бумаги.
  •  Стеклянные пластины.
  • Пипетки.
  • Стакан с водой.
  • Листы бумаги.
  • Наглядные пособия.
  • Презентация Microsoft Power Point.
  • Учебник «Физика 7 класс».
  • Раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.(сл.1)

-Здравствуйте, ребята, приготовились, садитесь.

  О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг.      

Эти строки из стихотворения А. С.Пушкина. Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.

2. Мотивационный этап урока.

- Ребята, скажите, какой приближается праздник? (сл.2)

- правильно,  Новый год. Начнутся зимние каникулы. Всем вам нравятся зимние забавы: катание на снежной горке, игра в снежки, катание на коньках, лепка из снега (сл. 3-8).

3. Постановка проблемного вопроса, озвучивание темы урока и его целей.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа  Николая Носова «На горке».(сл.9)

                                                                                     На горке.

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

А Котька Чижов горку не строил. Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Подъехал к горке.

- О, - говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Полез на горку – бух носом! Поднялся на ноги и снова бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» - думает.

Придумал: «Вот сейчас её песочком посыплю и заберусь на неё». Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

- Вот теперь, - говорит, - скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе…(сл.10)

- Ребята, почему Котька упал на живот?

- А почему Котька споткнулся? Что стало причиной его торможения?

- Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует движению, это явление называется  трением.

А силу, которая характеризует это взаимодействие – силой  трения.

Тема нашего урока «Сила трения». (сл.11)

Что это за сила, как она направлена, какие виды есть у этой силы, от чего она зависит? (сл.12)

       -   Почему отполированной иголкой шить легче, чем ржавой? (сл.13)

- Почему катить легче, чем нести?

- Почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?

Цель нашего урока ответить на все эти вопросы и разобраться со всеми «почему».

4.Изучение новой темы.

  • Открываем тетради, записываем число, классная  работа и тему урока:  «Сила трения».

Откройте учебники на стр. 112 и прочитайте определение силы трения. (сл.14)

- Какое минимальное количество тел участвуют во взаимодействии, когда мы говорим о трении?

- Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу?

- Какое явление происходит между телами?

-Трение помогает движению или нет? (сл.15)

=>Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направлена против движения, называется силой трения.

Обозначение, единицы измерения

  • Немного истории (сообщение ученика).

1 уч-ся. Первые исследования трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы трения были описаны Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном в 1785году.

- Да, с трением мы знакомы давно.

- Почему возникает сила трения.

  • Установим 2 причины.(сл.16)

динамометр

Работа в группах.

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»

М. В. Ломоносов

1 группа Зависимость сил трения от рода трущихся поверхностей.

2 группа. Зависимость силы трения от молекулярного движения молекул.

Вывод: причины возникновения трения: шероховатость, межмолекулярное притяжение.(сл.16)

- Посмотрите, в этих примерах есть  проявления трения? (работа с рисунками на доске) (сл.17)

- Чем отличается трение в этих примерах?

- Как бы вы назвали эти виды трения?

Виды силы трения: скольжения, качения, покоя.(сл.17)  (сл.18)

  • - Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление силы трения и назвать вид.

 1. В зимние сумерки нянины сказки

     Саша любила. Поутру в салазки

     Саша садилась, летела стрелой

     Полная счастья, с горы ледяной.

                                                    Н. А. Некрасов

2.  Хоть тяжело подчас в ней бремя,

     телега на ходу легка

      Ямщик лихой, седое время,

     Везет, не слезет с облучка.

                                                    А.С.Пушкин

3. Кошка за жучку

    Жучка за внучку

    Внучка за бабку

    Бабка за дедку

    Дедка за репку

    Тянут – потянут, вытянуть не могут.

  • Физминутка.

Ребята вы ,наверное, устали, давайте немного отдохнем.

  1. Разогреем ладони.
  2. Сейчас распространяется вирус гриппа, чтобы не заболеть нужно, укреплять свой иммунитет.

- потрите мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет.

Сделаем 3 шага вперед, 3 шага назад.

- В каких упражнениях вы встретили трение?

- Садитесь.

  • -Давайте подумаем от чего ещё зависит сила трения. Одинаковая ли она будет в разных видах? Где скользить легче: по асфальту или по льду? Двигать легче одну книгу или стопку книг? На эти вопросы мы ответим проведя опыты.

Выполнение экспериментов в группах.

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»

М. В. Ломоносов

 1 гр.  Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.

 2 гр. Изучение зависимости силы трения от давления

Вывод:1 сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности.

            2 Сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках. (слайд 19)

  • - Вам даны пословицы (слайд 20) соотнесите их с выводами, каждая группа выберите пословицу в соответствии со своей работой:

- баба с возу – кобыле легче

- пошло дело – как по маслу

- что кругло – легко катится

  • - А теперь я вас хочу познакомить с формулой нахождения силы трения.

Fтр.= µ·N  

N – сила нормального давления – эта сила с которой тело прижимается к поверхности.

N = Fтяж. = m·g  

  µ - коэффициент  трения, он зависит от состояния соприкосновения поверхностей и от природы трущихся материалов.

таблица  µ.

  • Fтр.= m·g · µ

- Решать задачи по этой теме мы будем на следующем уроке: уроке «Решения задач».

  • -Ребята, а как можно уменьшить трение?

(слайд 21)  шлифовка деталей

            смазка

            уменьшение нагрузки

  • -Как увеличить трение?

          (Слайд 22)  увеличение нагрузки

            увеличение шероховатой поверхности

  • - Вот мы и изучили – силу трения. (Слайд 23)

Что такое трение

Трение – явление

Враг оно нам или друг?

Это знают все вокруг.

В течении 3 мин. 1 группа напишите о пользе трения

                              2 группа о вреде трения

  • - Так нужно избавляться от трения?

      - Конечно, же нет! (Слайд 24)

                         Жизнь без трения

       невозможна.

5. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала.

А теперь вернемся к нашим вопросам, поставленным в начале урока . ( заполнение кластера) (Слайд 25)  (Слайд 276

Ответ на вопросы «почему»: (слайд 27)

  1. Сила трения скольжения
  2. Fтр.кач< Fт.
  3. Сила трения покоя

6. Домашнее задание. (Слайд 28)        §41,42

Творческие задания (по желанию)

  1. Наша жизнь без трения немыслима.

представьте, трение исчезло.

пофантазируйте на эту тему и напишите сочинение «Мир без трения»

  1. составьте кроссворд по данной теме.
  2. сообщение «Трение в природе»

                                                        «Трение в технике».

7. Итог урока.

-Сегодня мы мало писали в тетради, но все о чём мы говорили на уроке, я занесла в буклет.

Вложите их в свои тетради.

Оценки за урок.

8. Рефлексия.

            Ребята вам понравился урок?

            Что понравилось больше всего?

            Какие знание вы, уходя с урока возьмете в жизнь?

Сделайте 1 хлопок те, кто плохо понял тему сегодняшнего урока

Сделайте 2 хлопка те, кто понял тему частично.

Похлопайте те, кто хорошо понял тему.

А я аплодирую вам, потому что мне с вами было приятно работать. (Слайд 29)

На этом урок окончен.

                              До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий на примере урока физики по теме: "Сила трения".

Урок физики по теме:"Сила трения". 10 класс. Урок с использованием ИКТ. На уроке применяется работа в малых группах, а также имеются элементы исследовательской деятельности....

Урок физики по теме "Сила трения" в 7 классе

Урок изучения новой темы "Сила трения" в 7 классе...

Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....

Урок физики по теме: "Сила трения".

Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy».Целью эт...

Методическая разработка урока физики на тему "Сила трения" (7 класс)

Методическая разработка содержит план-конспект урока...

Урок физики по теме "Сила трения" 7 класс

Урок физики в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме "Сила трения"...

Урок физики по теме: "Сила трения"

   Цели урока:    образовательные:   - формирование представлений о силе трения,   -  изучить причины и виды трения,   - выявить прир...