Разработка урока по физике в 8 классе "Виды теплопередачи"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Кузьмин Александр Юрьевич

Разработка урока по физике в 8 классе "Виды теплопередачи". Цель урока:знакомство с тремя видами теплопередачи и их использованием в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_fizike_v_8_klasse_vidy_teploperedach.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Виды теплопередачи»

8 класс

Урок изучения нового материала .

Образовательная цель урока:

- знакомство с тремя видами теплопередачи и их использованием в жизни человека.

Воспитательная цель урока:

- формирование навыков работы в парах (коммуникативность) и в коллективе класса в целом.

Развивающая цель урока:

-развитие памяти, мышления в процессе проблемно-диагностического ведения урока, -формирование универсальных учебных действий (УУД)

Оборудование: школьная доска с перечнем проблемных вопросов; или при наличии компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран. На демонстрационном столе спиртовка, биметаллический стержень с прикреплёнными воском кнопками, сосуд с прозрачной водой, кристаллики марганцовки, мощная электролампа с ИП, термостолбик.

У учащихся: на парте – металлические ножницы, деревянные линейки, конверты с заданиями.

Содержание

                        Методы и приёмы

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организа

ционный

Формулирует тему урока, цели и задачи урока, основные этапы работы.

Концентрация внимания на словах учителя

3

Постановка

проблемного

вопроса

Вопрос: потрогайте ножницы и линейку. Одинаково ли они нагреты на ощупь? Почему?

В организации диалога с высказыванием разных вариантов ответов, от ребят потребуется осознание необходимости получения новых знаний (старых недостаточно: тела на ощупь имеют разную температуру, хотя находятся рядом)

5

Погружение в учебную тему занятия

Демонстрация опыта с биметаллическим стержнем.

Организация фронтальной устной работы по ответам на вопросы или на доске или на слайдах

В диалоге ожидаемый ответ ребят: все твёрдые тела проводят тепло в разной степени, с разной скоростью.

Содержание вопросов и ответов на них ребят приводит к выводам: все твёрдые тела проводят тепло в разной степени , однако как же обстоит дело с жидкостями и газами? (Этот вопрос ожидается от ребят)

5

Мотивация к изучению нового материала

Акцентирует внимание ребят на демонстрационном эксперименте с переносом тепла вверх в жидкостях и газах.

 Вопрос: почему это так?

Новое понятие- конвекция.

Вопрос: а как же тепло передаётся от Солнца к Земле, ведь между ними вакуум? Демонстрация нагревания термостолбика прожекторной лампой.

В попытках ответить на поставленный вопрос учащиеся найдут известные им факты: тела расширяются при нагревании; в жидкостях и газах действует сила Архимеда - результатом будет поднятие вверх нагретых слоёв жидкости и газа.

 В процессе фронтального диалога устанавливается существование третьего вида теплопередачи в вакууме – лучистого обмена.

В процессе диалога выделяют из рассмотренных фактов главное, что должно привести к решению проблемного вопроса, поставленного в начале урока.

8

Изучение нового материала

Объясняет новый материал, заполняя пустые клетки схемы на доске или слайде

Составляют опорный конспект в виде схемы изменения внутренней энергии.

10

Физическая разминка

Согласно здоровье сберегающим технологиям проводит небольшую физическую разминку

Встают, встряхивают кистями рук, совершают вращательные движения головой и плечевым поясом, меняются положением за партой.

Первичная проверка и систематизация знаний

Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся в парах.

(вопросы взяты из дидактических материалов авторов С. Е. Полянского, А. В. Усовой, З. А. Вологодской и др)

Вскрывают конверты, читают вопросы, решают качественные задачи. Подготовив свои ответы в парах, меняются конвертами, выслушивают и оценивают друг друга.

5

Решение проблемного вопроса

Слушает и корректирует ответы учащихся.

В решении проблемного вопроса ожидаемым результатом является ответ: температура руки человека выше температуры окружающего воздуха. Ножницы и линейка имеют температуру окружающего воздуха. Но теплопроводимость металла выше теплопроводимости дерева, поэтому ножницы быстро отводят тепло от руки, нагреваясь сами. Поэтому на ощупь ножницы холоднее.

2

Задание на дом

Итоги

Объясняет содержание задания.

Подводит общие итоги урока, выставляет оценки наиболее активным ученикам

П.31, вопр. Стр. 90

Экспериментальное задание: на улице потрогайте стены железобетонного(блочного) и деревянного домов, кирпича, гаечного ключа. Какие предметы кажутся холоднее? Почему?

Записывают задание в дневники.

3

2

                                                 

                                                 

Литература:

1. Физика – 8, Громов С. В., Родина Н.А., Москва, «Просвещение», 2001г.

2. Дидактические материалы по физике, А. В. Усова, З.А. Вологодская, Москва, «Просвещение», 1983г.

3. Поурочные разработки по физике 8 класс, С. Е. Полянский, Москва, «Вако», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике в 9 классе: "Влияние магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки"

Урок по физике для 9 класса. Предоставлен конспект урока, презентация к нему....

Разработка урока по физике в 7 классе "Рычаг"

Данная разработка содержит план-конспект урока, призентацию и приложения к уроку....

Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...

Методическая разработка урока по физике в 8 классе: "ТЕПЛОПЕРЕДАЧА"

Опыт первый, который показывает передачу внутренней энергии от одной части тела к другой. К концу медной проволоки прикрепим пластилином несколько гвоздиков. При нагревании другого конца проволок...