Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Кравченко Андрей Степанович

Рабочая программа  элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика.  9-11 классы. Профильное обучение/ сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2007. – 125с.)                                    Интегративный элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и предполагает углубленное изучение некоторых тем курса физики, имеющих общее содержание с курсом биологии и медицины; курс рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю). А так же данный элективный курс служит для внутрипрофильной специализации обучения, то есть позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию и физику) на профильном уровне. Здесь учащиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Курс интересен и любознательным, тем, кто увлечен экспериментами, кто увлекается физикой и биологией. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умениях в области физики и биологии. Ученики узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии медицинского работника, физика, биолога.

При проведении занятия курса комбинируются с темами общей биологии, анатомии и физиологии человека, но главной предметной областью является физика. Целью данного курса является интеграция знаний учащихся о природе, установление межпредметных связей между физикой и биологией, дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, их познаваемости; формирование умений и навыков применения физических методов исследований при изучении биологических процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№12

ст.Михайловской Курганинского района Краснодарского края

                                       

                                                                               

 

                             

                               Рабочая программа

                                          По курсу: «Физика в медицине»  

                                          Ступень обучения: 9 класс                                                                                  

                                          Количество часов: 34  

                                          Уровень: Базовый

                                          Учитель Кравченко А.С.

     

   

                 Программа разработана на основе  авторской программы по физике

                 для 7-11 кл. Составители:В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М. : Дрофа, 2008 год.

     

Пояснительная записка

Рабочая программа  элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика.  9-11 классы. Профильное обучение/ сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2007. – 125с.)                                    Интегративный элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и предполагает углубленное изучение некоторых тем курса физики, имеющих общее содержание с курсом биологии и медицины; курс рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю). А так же данный элективный курс служит для внутрипрофильной специализации обучения, то есть позволяет более полно реализовать межпредметные связи и дает возможность изучать смежные учебные предметы (биологию и физику) на профильном уровне. Здесь учащиеся увидят применимость законов физики к живому организму, ознакомятся с некоторыми результатами бионики, научатся объяснять некоторые процессы, происходящие в живом организме законами физики. Курс интересен и любознательным, тем, кто увлечен экспериментами, кто увлекается физикой и биологией. Интегрированный курс основан на теоретических знаниях и практических умениях в области физики и биологии. Ученики узнают, что в основе работы человеческого организма лежат законы физики, научатся правильно применять их для сохранения своего здоровья. Предлагаемый курс позволит ученикам сориентироваться в выборе профессии медицинского работника, физика, биолога.

При проведении занятия курса комбинируются с темами общей биологии, анатомии и физиологии человека, но главной предметной областью является физика. Целью данного курса является интеграция знаний учащихся о природе, установление межпредметных связей между физикой и биологией, дающее больше возможности для формирования представлений о единстве материального мира, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, их познаваемости; формирование умений и навыков применения физических методов исследований при изучении биологических процессов.  

Цели и задачи курса:

  • знакомство с основными методами применения физических законов в медицине;
  • развитие познавательного интереса к современной медицинской технике и проблемам здравоохранения;
  • формирование умения выдвигать проблемы и гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий.

Учебно-тематический план

ТЕМА

Кол-во часов (аудиторные)

1

Вводное занятие

2

Невесомость и перегрузки. Центрифугирование.

3

Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации человека

4

Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека

5

Работа и мощность человека. Эргометрия

6

Характеристики слухового ощущения. Звуковые измерения

7

Физические основы клинического метода измерения давления крови. Физические свойства нагретых и холодных сред, используемых для лечения. Применение низких температур в медицине.

8

Физические основы электрокардиографии

9

Оптическая система глаза и некоторые ее особенности  

10

Использование рентгеновского излучения в медицине. Тепловое излучение тел

11

Использование радиоактивных изотопов в медицине

12

Итоговое занятие

ИТОГО

34 часа

Содержание программы

Невесомость и перегрузки. Центрифугирование. (2 ч)

Функционирование организма человека в условиях одновременного воздействия силы тяжести и силы реакции опоры. Особенности поведения человеческого организма при невесомости, когда органы человека не оказывают давления друг на друга. Движение тела человека в условиях невесомости. Ориентация тела человека при безопорном «плавании» в невесомости. Неинерциальные системы отсчета. Особенности поведения человеческого организма при перегрузках. Оптимальные положения тела человека при разных перегрузках. Использование центрифуг в космической медицине для подготовки людей к работе в условиях перегрузок. Центрифугирование – процесс отделения (сепарации) мелких частиц от жидкостей, в которых они находятся. Применение центрифуг в медико-биологических исследованиях для разделения биополимеров, вирусов и субклеточных частиц.


Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации человека (2ч)

Структура уха человека. Составляющие вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Реакция вестибулярного аппарата на равнодействующую сил, действующих на человека. Восприятие человеком состояния невесомости и перегрузок посредством вестибулярного аппарата как необычных состояний, к которым необходимо приспособиться.

Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека (2 ч)

Фаланги пальцев как пример одноосных соединений. Проявление двухосного соединения при вращении черепа вперед и назад. Шаровой шарнир в тазобедренном суставе человека как пример трехосного соединения. Рычаги первого, второго и третьего родов в организме человека. Удержание человеком равновесия с помощью совокупности рычагов, входящих в опрно-двигательную систему человека.

Работа и мощность человека. Эргометрия (5 ч)

Работа и мощность человека при кратковременных и продолжительных усилиях. Статистическая и динамическая работа мышц человека. Эргометры – приборы для измерения работы человека или отдельных его членов. Велоэргометр.


Характеристики слухового ощущения. Звуковые измерения (2ч)

Природа звука. Виды звука: тоны (музыкальные звуки), шумы, звуковые удары. Физические характеристики звука. Тембр и громкость звука. Обертоны. Порог слышимости. Действие звука на человеческий организм в зависимости от уровня интенсивности звука. Звуковое давление. Физические основы устройства аппарата речи и слуха человека. Физические основы звуковых методов исследования в медицине. Стетоскоп и фонендоскоп. Применение ультразвука в медицине. Особенности воздействия инфразвуковых колебаний на организм человека.

Физические основы клинического метода измерения давления крови. Физические свойства нагретых и холодных сред, используемых для лечения. Применение низких температур в медицине. (5 ч)

Физические основы измерения давления крови в плечевой артерии. Систолическое и диастолическое (верхнее и нижнее) давление в артерии. Сфигмотонометр с ртутным манометром. Сфигмотонометр с металлическим мембранным манометром. Измерение кровяного давления с помощью электронной аппаратуры. Абсолютная и относительная влажность. Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Методы контроля воздушно-теплового режима. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Применение в лечении сред с большой удельной теплоемкостью (вода, грязи, солевые растворы), а также сред с большой удельной теплотой фазового превращения (парафин, лед). Использование низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани при замораживании и размораживании (удаление миндалин, бородавок и т. п.). Механические свойства твердых тел и тканей организма.

Физические основы электрокардиографии (3ч)

Биологические потенциалы в клетках и тканях человека. Определение состояния сердечной деятельности с помощью биопотенциалов. Принцип работы медицинских приборов, регистрирующих биопотенциалы. Регистрация электрического поля сердца на точках поверхности тела человека с помощью электродов. Электрокардиограмма как временные зависимости напряжения в разных точках поверхности тела человека. Электростимуляроторы. Стимуляторы центральной нервной системы (электросон, электронаркоз), нервно-мышечной системы, сердечно-сосудистой системы (кардиостимуляроторы, дефибрилляторы) и т. д.

Оптическая система глаза и некоторые ее особенности (5 ч)

Строение глаза человека. Аккомодация – приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов (наводка на резкость). Расстояние наилучшего зрения. Острота зрения и способы ее проверки. Чувствительность глаза к свету и цвету. Близорукость и дальнозоркость – дефекты зрения, способы их исправления. Оптические иллюзии. Волоконная оптика и ее использование в медицине.

        
Использование рентгеновского излучения в медицине. Тепловое излучение тел (3 ч)

Устройство рентгеновской трубки, принцип ее работы. Рентгенодиагностика – просвечивание внутренних органов человека с диагностической целью. Рентгеноскопия – рассмотрение изображения на рентгенолюминесцирующем экране. Рентгенография – фиксирование изображения на фотопленке. Рентгенотерапия – применение рентгеновского излучения для уничтожения злокачественных образований. Источники теплового излучения, применяемые для лечебных целей. Теплоотдача организма. Понятие о термографии. Инфракрасное излучение и его применение в медицине. Ультрафиолетовое излучение и его применение в медицине. Использование токов высокой частоты в лечебных целях. Высокочастотная физиотерапевтическая электронная аппаратура, аппараты электрохирургии. Лазеры и их применение в медицине.

Использование радиоактивных изотопов в медицине (2 ч)

Радиоактивность. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. Методы, использующие изотопные индикаторы (меченые атомы) с диагностическими и исследовательскими целями. Методы, использующие ионизирующее излучение радиоактивных изотопных материалов для биологического действия с лечебной целью. Гамма-топограф (сцинтиграф) – прибор для обнаружения распределения радиоактивных изотопов в разных органах тела человека. Применение изотопных индикаторов для исследования обмена веществ в организме человека. Защита от ионизирующего излучения. Дозиметрические приборы. Защита от альфа-, бета – и гамма-излучений. Защита от рентгеновского излучения. Ионизирующее действие космических лучей. Причины, порождающие космические лучи. Радиационные пояса Земли


Перечень литературы

1

Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Физика. Сборник задач (с решениями). – М., ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Альянс-В», 2004. – 416 с.

2

Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. М.: Наука, 1986.

3

Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7 – 11 классы. – Волгоград, «Учитель - АСТ», 2002. – 112 с.

4

Малафеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике. 9 – 11 классы. – М., «Школьная Пресса», 2003. – 48 с. –  («Библиотека  журнала

«Физика в школе». Вып.32).

5

Маковецкий П. В. Смотри в корень! / Сборник любопытных задач и вопросов. М.: Наука, 1984.

6

Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания. Серия «Книга для учителя». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. – 288 с.

7

Сборник нормативных документов. Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М., «Дрофа», 2004. – 443 с. – (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования)

8

Тесты по физике для 7 – 11 классов. Сост. Шевцов В.А. – Волгоград, «Учитель», 2005. – 56 с.

9

Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7 – 11 кл. – М., «Школьная Пресса», 2003. – 112 с. – («Библиотека журнала «Физика в школе». Вып.28).

10

   Хилькевич С. С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 1985.

СD - ROM

8

1С: Репетитор. Физика 1,5. – М., Фирма «1С», 2001.

9

Большая советская энциклопедия. – ЗАО «Новый Диск», ЗАО «Гласнет», Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.

10

Открытая физика 1,1. под ред. Проф. МФТИ С.М. Козела. – М., ООО «Физикон», 2001.

11

Репетитор по физике Кирилла и Мефодия. – М., ООО»Кирилл и Мефодий», 2004.

12

Физика, 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий. Под ред. Ханнанова Н.К., - 1С: Школа

13

Физика, 7 – 11 классы. Практикум. Учебное электронное издание. – «ФИЗИКОН»

14

Физикус. Обучение с приключением. – «Heureka-Klett», «МедиаХаус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...