Интернет-урок "Строение атома. Опыты Резерфорда"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Ямолтдинова  Любовь Яковлевна

Красивейший  эксперимент Резерфорда по рассеиванию α-частиц ядром. Результат эксперимента-невероятное событие для ученых умов. Изложение истории открытия – начало эпохи новой физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в 11 классе54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Интернет – урок

                         Методика проведения урока

Автор: Ямолтдинова Любовь Яковлевна

   

      МКОУ: Квитокская СОШ №2

     Должность:  учитель физики

Предмет: физика

Класс: 11

Название курса: Атомная физика

Название темы: «Строение атома. Опыты Резерфорда»

Роль и место данной темы в курсе:

 Тема изучается в 11 классе. Данный урок является составной частью темы: "Атомная физика"(3ч). Место данного урока в системе знаний – урок №1.

В школьном курсе физики довольно большое значение придается изучению темы «Строение атома. Опыты Резерфорда» Именно опыты Резерфорда являются важными для формирования мировоззрения  учащихся при введении представлений о строении атома. Именно в этой теме рассматриваются взгляды на строение атома.

Основные вопросы темы: • Строение атома • Опыты Э.Резерфорда • Квантовые постулаты Бора • Трудности теории Бора • Лазеры.    

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

         • Модель атома Томсона.

              • Опыты Резерфорда.

              • Определение размеров атомного ядра

              • Планетарная модель атома.

              • Недостатки модели атома Резерфорда    

Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств:

 Цифровые образовательные Интернет-ресурсы и компьютерные программные средства в данной теме используются : для знакомства учащихся с биографией великого русского физика Э.Резерфорда. Для поиска информации о развитии взглядов на строение атома других ученных. Для демонстрации компьютерной модели опыта, эксперимента Резерфорда по рассеянию α-частиц.

Иллюстрация изучаемого материала,  наглядность при изложении нового

материала, широкое использование возможности моделирования изучаемых          процессов и явлений являются очень важными при изучении данного раздела школьного курса физики.  Это связано с тем, что достаточно сложно вводить наглядные представления при изучении строения атома.

Методически продуманное использование цифровых образовательных ресурсов также позволит учителю при изучении данной темы сформировать определенные информационно-коммуникативные навыки у учащихся.

Технические средства: Компьютер, аудиколонки, мультимедиапроектор,

       интерактивная доска; презентация в Power Point.

Программные средства: Учебник физики 11  класс. Г.Я.Мякишев Б.Б.Буховцев В.М.Чаругин. Диск «Teach Pro. Физика».

Ресурсы Интернет:

      http;//www-college.ru;

      http;//www.tdu.nstu.ru;

      http;//bibliotekar.ru.

      http://physics.nad.ru/physics.htm  - анимации

     http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/top10.htm  - эксперимент Резерфорда по    

      рассеиванию α-частиц ядром.

 Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы.

        Подбор иллюстративного материала.

    Подбор ссылок на интернет-ресурсы для демонстрации во время объяснения но-

     вого материала и для самостоятельной работы учащихся

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

узнают о жизни и деятельности Э.Резерфорда, получат представление о модели атома Томсона, об опытах Резерфорда. Узнают о размерах атомного ядра, планетарной модели атома, недостатках модели атома Резерфорда.    

     

                                             Описание урока

Урок  по теме: «Строение атома. Опыты Резерфорда»

Цели и задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о радиоактивности и видах излучения, формирование у школьников научного мировоззрения, глубже познакомить учащихся с процессом физического познания мира.

Синтез знаний, полученных на уроке химии, для формирования представления об атоме.

Учащиеся должны знать опыт Резерфорда (установку, ход эксперимента, результаты), планетарную модель атома, должны уметь объяснять результаты опыта Резерфорда.

Развивающие: продолжить развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

Воспитательные:

развитие навыков интеллектуальной коллективной работы; воспитание основ нравственного самосознания (мысль: ответственность ученого, первооткрывателя за плоды своих открытий);

пробудить у учащихся интерес к научно – популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений.

Оборудование и ресурсы:

 Компьютеры с подключением к сети Интернет, аудиколонки, мультимедиапроектор, портреты: Э.Резерфорда, Дж.Томсона, слова на доске: «Я был поражен простотой аппаратуры, которую вы используете, и блестящими результатами, которые вы получаете. Мне представляется гением тот, кто может работать со столь примитивным оборудованием и собирать богатую жатву, далеко превосходящую то, что бывало добыто с помощью самых тонких и сложных приборов»  Хантаро Нагаока. Из письма Э.Резерфорду. 1911г.

Перечень используемых цифровых ресурсов  на уроке:

      http;//www-college.ru;

      http;//www.tdu.nstu.ru;

      http;//bibliotekar.ru.

      http://physics.nad.ru/physics.htm  - анимации

     http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/top10.htm  - эксперимент Резерфорда по    

      рассеиванию α-частиц ядром.

Отличительные особенности данного урока:  Красивейший  эксперимент Резерфорда по рассеиванию α-частиц ядром. Результат эксперимента-невероятное событие для ученых умов. Изложение истории открытия – начало эпохи новой физики.

 Работа учителя на уроке:

•Организует учащихся на поиск новых знаний.

•Проводит опрос домашней темы.

•Проводит демонстрационный эксперимент

•Организует проблемные ситуации.

•Осуществляет первичную проверку понимания.

•Организует самостоятельную работу учащихся с использованием компьютера. •Помогает делать выводы из рассмотренных примеров.

•Организует заполнение итоговой таблицы.

•Дает рекомендации. Осуществляет контроль и самопроверку знаний.

•Подводит итоги занятия и рефлексию.

•Подводит итоги рейтинга по результатам работы над темой. Выставляет оценки.

Описание деятельности учащихся:

 Участие в общей беседе по повторению.

 Ищут информацию в Интернете по заданным темам, смотрят  эксперимент Резерфорда по рассеиванию α-частиц ядром в Интернете.

 

 Участвуют в обсуждении результатов эксперимента.

• Отвечают на вопросы, рассуждают.

 • Выполняют задания :  1). Рассчитывают сколько слоев атомов по толщине содержит золотая фольга, толщиной 0,4 мкм. 2). Рассчитывают во сколько раз α - частица тяжелее электрона. 3). Определяют наименьшее расстояние на которое  α – частица приближается  к положительному заряду  атома.

 • Дают объяснения и комментарии.

 • Делают записи в тетрадях. Краткий опорный конспект нового материала со схемами анимаций и интерактивных моделей, использованных учителем при объяснении.

 

• Участвуют в беседе по подведению итогов, отвечают на вопросы учителя.

 

• Заполняют итоговую таблицу

• Получают информацию о результатах своей работы.

• Прикрепляют кружки с + или – соответственно в центр ядра или на орбиту электронов  (рефлексия).

Межпредметные связи на уроке: Химия – само понятие атом принадлежит словарю и физиков и химиков. За открытие α и β излучения  Резерфорд получил  Нобелевскую премию по химии. Литература – Сообщения учащихся: «Страницы биографии Эрнеста Резерфорда». Рисование - рисуют схему модели атома лития, азота, кислорода, фтора.

Итоги урока:

После изучения этой темы учащиеся должны представлять себе особенности  строения атома, сущность планетарной модели строения атома.

Учащиеся должны знать принцип работы установки для наблюдения  рассеивания α-частиц ядром.

Ученики 11-го  класса должны уметь применять полученные знания для решения простейших задач, например:

Каков заряд ядра атома He,Li,Be?

Сколько электронов в атоме He,Li,Be?

Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?

Что является главной характеристикой определенного химического элемента?

В ходе урока учащиеся должны получить дополнительные навыки  работы с интерактивными моделями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение атома. Опыты Резерфорда.

Конспект открытого урока с презентацией по теме: "Строение атома. Опыт Резерфорда." Материал этого урока успешно усваивается на уроке как в 9 классе, так и в 11....

приложение к уроку Строение атома Опыты Резерфорда.

приложение к уроку Строение атома Опыты Резерфорда....

урок Строение атома Опыты Резерфорда.

урок Строение атома Опыты Резерфорда.11 класс...

Презентация по теме: "Строение атома. Опыты Резерфорда".

Презентация может быть использована при проведении уроков по теме: "Развитие взглядов на строение атома. Опыты Резерфорда"...

Строение атома Опыты Резерфорда

Строение  атома Опыты  Резерфорда...

Строение атома. Опыты Резерфорда.

План открытого урока по физике "Строение атома. Опыты Резерфорда"....

Технологическая карта по теме «Строение атома. Опыты Резерфорда..», 11 класс

Технологическая карта по теме «Строение атома.  Опыты Резерфорда..», 11 класс...