Конспект интегрированного урока "Глаз как оптическая система"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Гришина Лариса Александровна

Данный интегрированный урок физики (интеграция предметов физика-биология) предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_fizika_biologiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (физика + биология) в 12 классе II вида

Тема: «Глаз как оптическая система»

Учитель физики: Гришина Лариса Александровна

Учитель биологии: Сердцева Светлана Сергеевна

Цели урока:

Обучающие:

  • Показать связь двух наук - физики и биологии.
  • Обобщить знания учащихся о строении глаза человека, функциях его отдельных систем.
  • Проанализировать роль оптической системы глаза в получении достоверной информации об окружающем мире.
  • Установить причины возникновения нарушений зрения и правила их профилактики.

Развивающие, воспитательные:

  • Продолжить формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать и систематизировать материал в виде таблиц и схем.
  • Продолжить развитие исследовательской культуры.
  • Продолжить развитие коммуникативной культуры.
  • Продолжить формирование здоровьесберегающего мировоззрения

Коррекционная:

  • Продолжить работу с терминологическим словарем (обогащение, закрепление и активизация совершенствования грамматической правильности речи)

Задачи урока: 

  1. повторить строение и свойства глаза;
  2. рассмотреть работу глаза как оптической системы; 
  3. объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов; 
    ставить вопросы и находить ответы; 
  4. формировать умение работать коллективно, давать взаимооценку. 
  5. закрепить умение пользоваться ресурсами сети Интернет и справочной литературой; 

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте!

Как Вы меня слышите?  (проверка слух аппаратов)

Дежурный звук «В», говорите хорошо!

1мин

  1. Постановка задач к уроку

Сегодня необычный урок: перед вами 2 учителя - физики и биологии, и значит  рассматривать, сегодняшнюю тему мы будем с двух сторон.

Уч. физики: Обратите внимание, знакомо ли вам это изображение?

Глаз человека.

Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать глаз человека как совершенную оптическую систему, созданную природой. Рассмотрим строение глаза, выясним, почему мы видим, узнаем, какие бывают дефекты глаза и как они устраняются.

Откройте тетради, запишите тему.

Тема урока: «Глаз как оптическая система» 

Что же представляет собой глаз человека?

2мин

  1. Актуализация знаний.

Уч. Биологии: Мы с вами уже изучали строение глаза. Давайте посмотрим фильм и вспомним – каково строение глаза? Основываясь на  знании анатомического строения глаза, вы назовете,  какие функции осуществляют показанные части?

Слушайте внимательно.

Демонстрация фильма.

Работа в группах по карточкам, после проверка  работ (правильные ответы на слайде).

1 человек работает у доски.

Вопросы с/з и  За экраном.

Кто хочет к доске.

Кто хочет ответить?

Иди к доске К………

Ответь А………….

Мы повторили строение глаза.

7мин

  1. Изучение нового материала по физике.

Уч. Физики: Какое физическое тело напоминает Вам хрусталик?                                                                                                                              

Собирающую линзу

Хрусталик, роговица, стекловидное тело – это оптическая система глаза.

 Запишем это в тетрадь.

Итак, свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза (роговице) на границе ее с воздухом. Затем свет, проходя через хрусталик, еще преломляется. Далее свет преломляется  в передней камере и стекловидном теле.

Оптическая сила глаза- 63 дптр, благодаря чему на сетчатке глаза образуется изображение рассматриваемых предметов.

Какое изображение образуется на сетчатке глаза?

Действительное, уменьшенное и перевёрнутое

Мы говорим преломление света, а кто может сформулировать закон преломления света?

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления является постоянной величиной для данных двух сред

А вы слышали слово «аккомодация»?

Кто знает слово «аккомодация»?

Где можно найти информацию об этом термине?

Интернет, энциклопедии, учебники, фильмы, учитель.

Давайте поищем

Уч. биологии Аналитико синтетический метод

Послушайте!

Прочитаем.

… Аккомодация

Ака мА да ци я

Акко мода ция

аккомодация

Прочитай К…….,

Прочитай Н……..

Аккомодация –  изменение оптической силы глаза, т,е. способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далеком расстоянии.

Это происходит потому, что кривизна хрусталика меняется.

Расстояние наилучшего видения  (без напряжения)   для нормального глаза – 25см.

Запишем в тетрадь определение

Мы не всегда хорошо  можем различать предметы  на разных расстояниях. Все ли из вас достаточно легко смогли прочесть предлагаемые подсказки?

Это происходит благодаря мышцам, которые присоединяются к хрусталику и, сокращаясь, регулируют его кривизну.

 Как называется процесс, при котором происходит регуляция кривизны хрусталика?

Аккомодация

Предлагаем провести небольшое практическое задание.

У вас на партах лежит модель хрусталика из поролона. Возьмите ее и представьте, что кисти ваших рук, это мышцы изменяющие кривизну хрусталика. Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, кривизна хрусталика рефлекторно изменяется, примерно вот так… (учитель просит поднять руки и показать слегка сжатый хрусталик).  Теперь представьте, что вы будете читать или смотреть телевизор, либо работать за компьютером, т.е. долго смотреть на  близко расположенные предметы.  Мышцы должны сжимать хрусталик. Что вы скажете про свои руки, если я попрошу вас подержать модель хрусталика несколько минут  в сжатом состоянии?

Верно, руки устают. Теперь вы понимаете, как устают глазные мышцы?

 В итоге глаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность изменять свою кривизну,  нарушается процесс аккомодации.

Только благодаря аккомодации глаза изображение предметов получается на сетчатке глаза. Это происходит если глаз нормальный. Но есть недостатки(дефекты) глаза - близорукость и дальнозоркость.

Давайте посмотрим на слайд.

Чем корректируют проблемы со зрением?

Очками, линзами

Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом

Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка глаза расположена ближе к хрусталику, по сравнению с глазом нормальным.

Уч. Физики: Значит, близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазных мышц лежит внутри глаза.

Дальнозорким называют такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазных мышц лежит за сетчаткой.

Запишем в тетрадь.

Каковы  причины этих дефектов?

Ответы

Люди, имевшие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими.

Это объясняется тем, что мышцы глаза, сжимающие хрусталик, ослабевают, и способность к аккомодации уменьшается. Происходит это и из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность сжиматься.

Как предупредить, близорукость?

Как можно исправить эти недостатки глаза?

Ответы

Зарядка для глаз

Уч. Физики: Близорукость и дальнозоркость исправляется применением очков, контактных линз.

Посмотрим на слайд

у близоруких людей изображение предметов получается внутри глаза, т.е. впереди сетчатки.

И что бы оно передвинулось на сетчатку, надо уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу в очках.

Какая из этих линз рассеивающая?

2 линзы на плакате.

У дальнозорких людей изображение предметов получается за сетчаткой.

И что бы оно передвинулось на сетчатку, надо увеличить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют собирающую линзу в очках.

На сетчатке возникает перевернутые изображения всех предметов. Но мозг, перерабатывая полученную зрительную информацию, воспринимает предметы правильно.

А какие еще бывают изображения?

Прямые, действительные, мнимые, уменьшенные, увеличенные

20мин

  1. Закрепление изученного материала

Вставьте пропущенные слова и попишите картинки

Аккомодация, близорукость, дальнозоркость, рассеивающая линза, собирающая линза, оптическая система глаза.

Составление памятки «Гигиена глаз». 

Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности. 

Памятка «Гигиена глаз»

НУЖНО:
1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).
2. Чтобы свет падал с левой стороны.
3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.
4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.
5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.

НЕЛЬЗЯ:
1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.
2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.
3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.
4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.
5. Тереть глаза руками при попадании пыли.

Выполнение задания в форме игры. «Вопрос-ответ». 

1.Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

Линза

2.Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные ощущения.

Свет

3.Точка, в которой собираются после преломления в линзе параллельные лучи.

Фокус

4.Угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленный в точке падения луча, называется

Угол падения.

5.Какой луч, походящий через стеклянную линзу не преломляется?

Луч, идущий через оптический центр линзы.

6.Угол падения луча равен углу отражения.

Второй закон оптики

7.Единица оптической силы линзы.

Диоптрий

6мин

  1.  Домашнее задание

Письменно ответить на вопросы после параграфа 5,6.

1мин

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Вы убедились в связи науки физики и биологии.

Повторили строение глаза, узнали глаз как оптическую систему

Выяснили какие бывают дефекты зрения и как их можно исправить.

- Что мы делали сегодня на уроке?

Мы смотрели видео, отвечали на вопросы, изучали новую тему

-Какую тему мы изучали на уроке?

Глаз как оптическая система

-Что нового вы узнали?

Кто сегодня работал хорошо, кто отлично?

Какую оценку можем поставить?

У кого какие оценки?

А насколько хорошо вы сегодня поработали, нам  покажет табличка «для меня сегодняшний урок…» заполните ее, и оставьте на столах.

Рефлексия  «для меня сегодняшний урок…»

Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я на уроке

В итоге

Интересно

Работал

1. понял и усвоил  материал

Скучно

2.   ничего не делал

2. узнал новое

Безразлично

3.  помогал другим

3. не понял

Урок окончен. Спасибо! До свидания!

3мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"

Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....

интегрированный урок по физике и биологии "Глаз-как оптическая система"

В ходе  данного интегрированного урока учащиеся  знакомятся со строением глаза, зрительным анализатором,с преломлением света, рассмотривают дефекты зрения, способы коррекции зрения, основные...

интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"

Урок проводится в завершении изучения раздела "Оптика" в 8 классе...

разработка интегрированного урока физики и биологии 8 класс "Глаз как оптическая система"

Разработка интегрированного урока включает разноуровневые задания. Урок построен в интерактивном режиме...

Конспект урока "Глаз как оптическая система"

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний...