Конспект урока по физике "Звуковые колебания"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Чернышова Татьяна Николаевна

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.

Урок объяснения нового материала.

Учащиеся в результате работы на уроке должны усвоить на уровне понимания учебный  материал по теме «Источники звука. Звуковые колебания»; уметь пользоваться полученными знаниями для решения качественных задач по данной теме.

1. Технологическая карта.

2. Конспект урока.

3.Презентация.

4.Карта ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: 

Источники звука. Звуковые колебания (урок объяснения нового материала)

Цели урока:  Учащиеся в результате работы на уроке должны усвоить на уровне понимания учебный  материал по теме «Источники звука. Звуковые колебания»; уметь пользоваться полученными знаниями для решения качественных задач по данной теме.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • сформировать у учащихся представления об источниках и условиях распространения звуковых колебаний в различных средах (в основе формирования знаний лежит эксперимент).
  • ознакомить учащихся со звуковыми волнами, как одним из видов механических волн;
  • сформировать понятия инфразвука и ультразвука

2. Развивающие:

  • развивать умение наблюдать звуковые явления и объяснять результаты наблюдений и эксперимента, развивать умение анализировать и обобщать учебный материал;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

3. Воспитательные:

  • развитие умения говорить, формулировать свои мысли;
  • воспитание уважения к мнению коллектива;
  • формировать трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность.

Структура урока:

  1. Организационный этап. 1 мин.
  2. Этап постановки целей и задач урока. 2 мин.
  3. Изучение нового материала. 20 мин
  4. Физминутка. 3 мин
  5. Закрепление изученного материала (решение качественных задач). 10 мин.
  6. Заключительный этап. 3 мин
  7. Организация домашнего задания.2 мин.
  8. Рефлексия.4 мин.

Ход урока

2. Мотивация и постановка целей урока.

Урок начинается с прослушивания звукозаписи (пение птицы, комар, шмель).

Учитель. Я думаю, ребята, что вы без труда узнали, кому принадлежат эти звуки. Чьи это голоса? (Ответ учащихся). А вы никогда не задумывались над проблемой, почему можно распознать звуки, окружающие нас?

   Мы живем в мире информации, и главная её часть проходит через глаза и слух человека. Природу звука необходимо знать людям различных профессий: музыкантам, архитекторам, биологам, сейсмологам, военным. Сегодня мы выясним, что называется звуком, определим причины его возникновения, основные характеристики и некоторые практические применения в нашей жизни. Для того чтобы довольно большой материал этой темы, вернее, его основные моменты, остались у Вас в записях, мы в процессе урока будем заполнять схему, приведенную на доске и заранее заготовленную у Вас на листках.

3. Объяснение нового материала.

Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. Рассматривая этот источник, мы всегда найдем в нем что-то колеблющееся. Дотроньтесь до своих голосовых связок, сказав букву «а». Что Вы ощущаете?

Ответы учеников. Происходят колебательные движения.

Почему же возникают звуковые волны? Это происходит из-за того, что в среде возникают возмущения (механические колебания среды). И эти возмущения передаются от одних частей среды другим. Таким образом, из-за периодической деформации среды и действия в ней силы упругости, в среде возникают упругие механические волны, которые мы зрительно не видим, зато воспринимаем на слух. Давайте проведем опыт, который доказывает, что звук – это возмущение среды.

Демонстрация 1: - На штативе на нитке висит бусинка. При ударе по камертону резиновым молотком, образуются звуковые волны. Мы видим, что бусинка на нитке приходит в движение. Это доказывает, что звуковые волны есть возмущение среды, в данном случае, воздуха.

Звук – это волна, распространяющаяся в веществе. Необходимое условие распространения звуковых волн — наличие материальной среды. В вакууме звуковые волны не распространяются, так как там нет частиц, передающих взаимодействие от источника колебаний. 

Наше ухо – уникальный приемник звуковых волн. Ухо представляет сложный звукоприёмный аппарат, работающий в чрезвычайно широком диапазоне частот и амплитуд.

Уши собирают звуковые волны из воздуха. Звуковые волны направляются через слуховой проход к барабанной перепонке и заставляют при этом вибрировать эту тонкую кожицу. Вибрации проходят через три крошечные косточки, превращаясь в электрические сигналы, идущие вдоль слухового нерва к головному мозгу, где они расшифровываются как звуки.

Сообщение учащихся.


Учитель 2: Проблемный вопрос --КАК МЫ СЛЫШИМ СВОЙ ГОЛОС ?

Обычно самому человеку его голос при воспроизведении записи с магнитофона кажется чужим.
Кости черепа тоже хорошо проводят звук. Разговаривая, мы слышим не только те звуки, которые слышат окружающие, но и низкочастотную составляющую звука голоса, которая дошла до вас через кости черепа. Однако слушая магнитофонную запись собственного голоса, мы слышите только то, что можно было записать, — звуки, проводником которых является воздух.
Что такое костная проводимость?
 Если кончиками пальцев заткнуть уши и начать разговаривать или жевать, то звуки, которые мы при этом слышим, преимущественно низкочастотные звуки, дошедшие до внутреннего уха благодаря костной проводимости. Колебания воздуха, возникающие в полости рта, передаются нижней челюсти и достигают внутреннего уха.

- Источником же звуковых волн может являться любое тело, в котором есть что-то колеблющееся. Существуют два вида источников звуковых волн: естественные и искусственные (записываем в схему).

Прекрасным примером естественного источника звука является гортань.

К искусственным источникам звука относятся камертон, сирена и т.д.

Демонстрация 2. Примером искусственного источника звука является укрепленная в тисках металлическая линейка. Линейка будет издавать звук, если ее свободную часть, длина которой подобрана определенным образом, привести в колебательное движение (практически делает каждый ученик).

Учитель: - Звуковые волны, поскольку они являются механическими, имеют такие же характеристики. Давайте их перечислим.

Ученик: - К характеристикам звуковых волн, как и механических, относятся длина волны λ, которая определяется по формуле λ=v*T, где Т – период – следующая характеристика звуковой волны, также частота ν.

Учитель - Звуковые волны, воспринимаемые человеком имеют определенный диапазон частот: от  16 Гц до 20 кГц. Еще одна характеристика звуковых волн – скорость v. Скорость звуковой волны зависит от среды распространения: в газах она наименьшая, а в твердых телах – наибольшая.

Учитель: Мы с Вами рассмотрели характеристики, которые описывают звук как механическую волну. Но есть такие физические величины, которые характеризуют только звук и ничего больше – это  «характеристики, присущие только звуку» в нашей схеме. К ним относятся: громкость – определяется амплитудой колебаний в звуковой волне.

Единица громкости называется децибелом (дБ). Постоянный, нормальный шум окружающей среды варьирует от 35 до 60 децибел. Однако часто человек испытывает различное по силе действие шума, которое зависит от окружающей среды и образа жизни самого человека.

Шум - комплекс звуков, вызывающий неприятное ощущение или болезненные реакции. Шум - одна из форм физической среды жизни.

Сообщение учащихся «Влияние шума на организм».

Учитель. Механические колебания, частота которых превышает 20 000 Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотой менее 20 Гц – инфразвуковыми.

Когда были созданы высокочувствительные приемники звуков для самых различных частот, обнаружилось, что инфра- и ультразвуки распространены в природе так же широко, как и звуки слышимые. Выяснилось, что их излучают и воспринимают живые существа на суше, в воздухе и в воде и используют для своих “переговоров”. Собаки, например, воспринимают ультразвуки с частотой до 40 кГц. Этим пользуются дрессировщики, чтобы подавать собаке команду, не слышимую людьми.

Учитель. Звуки бывают разные. Мы легко различаем свист и дробь барабана, мужской голос (бас) от женского (сопрано). Чем же отличаются звуки друг от друга?

Об одних звуках говорят, что они низкого тона, другие мы называем звуками высокого тона. Ухо их легко различает. Звук, создаваемый большим барабаном, это звук низкого тона, свист — звук высокого тона. Простые измерения (развертка колебаний) показывают, что звуки низких тонов — это колебания малой частоты в звуковой волне. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Частота колебаний в звуковой волне определяет тон звука.

(Прослушиваем различные звуки).

На свойстве отражения звука основана эхолокация. (Сообщение учащихся.)

4. Физминутка.

(Включается спокойная музыка. Проводится небольшая ритмическая пауза – 1 минута).

Прошу всех закрыть глаза. Поднесите к уху ладонь. Представить себя на берегу моря. А море теплое, синее, синее, дует приятный морской ветерок. Вы лежите на берегу и наслаждаетесь теплыми лучами солнца, приятными звуками моря. Море плещется, вы слышите звуки волн, чаек.…И открываете глаза. С приездом с моря!

Почему мы слышим звуки моря?

5. Закрепление изученного материала.

5. Итог урока. Проверка таблицы, заполняемой на уроке.

6.Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание п. 34-37

7. Оценки.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО учителя:              Чернышова Татьяна Николаевна

         Предмет:                 физика

       Класс:                    9 «А»

Тема урока,

 цели и задачи,

 план урока,

 возможная личностно значимая проблема

Тема:  Источники звука. Звуковые колебания (урок объяснения нового материала)

Цели урока:  Учащиеся в результате работы на уроке должны усвоить на уровне понимания учебный  материал по теме «Источники звука. Звуковые колебания»; уметь пользоваться полученными знаниями для решения качественных задач по данной теме.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • сформировать у учащихся представления об источниках и условиях распространения звуковых колебаний в различных средах (в основе формирования знаний лежит эксперимент).
  • ознакомить учащихся со звуковыми волнами, как одним из видов механических волн;
  • сформировать понятия инфразвука и ультразвука

2. Развивающие:

  • развивать умение наблюдать звуковые явления и объяснять результаты наблюдений и эксперимента, развивать умение анализировать и обобщать учебный материал;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

3. Воспитательные:

  • развитие умения говорить, формулировать свои мысли;
  • воспитание уважения к мнению коллектива;
  • формировать трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность.

Структура урока:

  1. Организационный этап. 1 мин.
  2. Этап постановки целей и задач урока. 2 мин.
  3. Изучение нового материала. 20 мин
  4. Физминутка. 3 мин
  5. Закрепление изученного материала (решение качественных задач). 10 мин.
  6. Заключительный этап. 3 мин
  7. Организация домашнего задания.2 мин.
  8. Рефлексия.4 мин.

Возможная личностно значимая проблема:

Осознание практической необходимости и теоретической значимости темы.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Стимулирование и мотивация учения:

Стимулирование и мотивация познавательного интереса к учению: создание ситуации новизны, актуальности; анализ жизненных ситуаций.

Методы, средства, приёмы:

Словесный, частично-поисковый, иллюстративный, коммуникативный.

Дидактический материал, лабораторное оборудование.

Фронтальная работа, эксперимент, наблюдение, индивидуальная работа.

Демонстрации: 

  1. Звучание камертона.
  2. Возбуждение звуковых волн при помощи механической линейки.
  3. Звучание мелодий различных частот.

Планируемая совместная деятельность

Деятельность учителя:

  1. Объясняется тема,  сообщаются цели урока.
  2. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
  3. Организация работы на разных этапах урока.
  4. Рефлексия.

Деятельность ученика:

  1. Участвуют во фронтальном опросе, в обсуждении поставленного вопроса.
  2. Участвуют в объяснении нового материала.
  3. Рефлексивно осмысливают урок.

Основные понятия и термины

Звук, источники звука, камертон, громкость и тон звука.

 ЗУН, которыми обладают ученики к моменту проведения урока

Владеют понятиями «колебательное движение, волна», знают основные характеристики.

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник:

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М.
  2. Образовательное пространство расширяется за счет:
  1. Годлевская А.Н., Ткачев М.В.  Качественные задачи по физике.
  2. Ланина И.Я.. Внеклассная работа по физике.
  3. Перельман Я.И."Занимательная физика"
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7–9-х классов. общеобразовательных. учреждений / А.Е. Марон, Марон А.Е. - М.: Просвещение, 2006.

Комментарии к технологической карте …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»

В течение урока внимательно слушайте материал и продолжите предложения.

  • Для возникновения звуковых колебаний необходимы:

а)

б)

  • Источники звука бывают …..
  • Звуком называются механические колебания в пределах от ….
  • Инфразвуком называются….
  • Ультразвуком называются ….
  • Громкость звука зависит от … и измеряется в ….
  • Звуковая волна распространяется в пространстве с определенной скоростью и зависит от…

………………………………………………………………………………………………..

Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»

В течение урока внимательно слушайте материал и продолжите предложения.

  • Для возникновения звуковых колебаний необходимы:

а)

б)

  • Источники звука бывают …..
  • Звуком называются механические колебания в пределах от ….
  • Инфразвуком называются….
  • Ультразвуком называются ….
  • Громкость звука зависит от … и измеряется в ….
  • Звуковая волна распространяется в пространстве с определенной скоростью и зависит от…
  • ………………………………………………………………………………

Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»

В течение урока внимательно слушайте материал и продолжите предложения.

  • Для возникновения звуковых колебаний необходимы:

а)

б)

  • Источники звука бывают …..
  • Звуком называются механические колебания в пределах от ….
  • Инфразвуком называются….
  • Ультразвуком называются ….
  • Громкость звука зависит от … и измеряется в ….
  • Звуковая волна распространяется в пространстве с определенной скоростью и зависит от…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Аналогия колебаний"

На уроке рассматривается полная аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями...

План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс

План- конспект урока  Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника»  с исполь...

Конспект урока "Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания"

Конспект урока в 9 классе "Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме "Математический маятник" с использованием ЭОРов. Тип урока - комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, группо...

Опорный конспект урока физики "Механические колебания" с тестовыми задачами для СПО

Опорный конспект рассчитан на два академических часа занятия с последующим решением тестовых задач. Подготовлены 6 выриантов задач по 5 вопросов в каждом....

План-конспект урока "Динамика свободных колебаний"

Приводится план-конспект урока в 11  классе  "Динамика  свободных  колебаний"...

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...