Силы в природе ( урок - игра по физике в 7 классе)
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Межуева Кира Александровна

Полная разработка с приложениями урока - внеклассного мероприятия (повторение)по физике в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sily_v_prirode.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра по физике

«Взаимодействие тел. Силы в природе»

Выполнила:

МБОУ СОШ № 5 г. Лобни

Учитель физики и математики

Межуева Кира Александровна

2013 год

Тип урока:  урок  обобщения  и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.

Форма проведения:   игровая.  

Цели урока:      1. Повторение основных определений, понятий, формул и постоянных.

                           2. Закрепление и совершенствование полученных навыков решения задач.

                           3. Выработка умений работать в коллективе.

Оборудование:   

1. Компьютер, проектор, экран для показа презентации  с вопросами и  заданиями.

2. Раздаточные карточки с физическими величинами и арифметическими знаками (приложение).

3.Рычажные весы, набор гирь, тела разной массы, динамометр без шкалы, набор грузов по 102 грамма, штатив.

4. Игровой кубик с номерами заданий на его гранях.

5. На доске нарисована сетка для записи баллов, набранных каждой командой в течение урока.

Ход урока:

1. Вступление:

 Дорогие, ребята! За один урок трудно повторить и обобщить такую большую тему, как «Взаимодействие тел. Силы в природе». Но мы с вами попробуем это сделать в интересной игровой форме. Удачи вам!

2. Организационный момент:

Деление ребят на две команды, сообщение темы урока и его целей.

 I  тур «Разминка»

На доске нарисован кроссворд. Учитель задает вопросы, а члены команд поочередно  отвечают. Если команда затрудняется с ответом, право ответа переходит другой команде. Количество баллов выставляется по количеству правильных ответов.

                                                                                                                                                                                   

1

 2

3

4

5

1. Длина траектории, вдоль  которой  движется тело.   (путь)

2. Изменение положения тело относительно других тел с течением времени.    (движение)

3. Линия, вдоль которой движется тело.     (траектория)

4. Вид движения, который используется для уменьшения сил трения.    (качение)

5. Явление сохранения скорости  тела при отсутствии действия на него других тел.   (инерция)

II  тур «Блиц - опрос»

Вопросы 1 команды:

1. Что является причиной изменения скорости тела?    

2. Какую силу называют силой тяжести?

3. Что является причиной возникновения силы упругости?

4. Объясните различие между весом и массой.

5. Какие виды сухого трения вы знаете?

6. Как обозначается сила?

7. Какая из сил больше и во сколько раз: 4 кН  или  800 Н ?

8. Как называется прибор для измерения силы?

9. Объясни пословицу: «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы – домой»

Вопросы 2 команды:

1.Какая величина является мерой воздействия одного тела на другое?

2. Какие виды деформации вы знаете?

3. Какая сила называется силой трения?

4. Что легче: сдвинуть с места покоящееся тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности? Почему?

5. От чего зависит жесткость тела?

6. В каких единицах измеряется сила?

7. В чем заключаются причины возникновения сил трения?

8. На тело вдоль одной прямой действуют силы 20Н и 80Н. Какова может быть равнодействующая этих сил?

9. Чему равно ускорение свободного падения и как оно обозначается?

III  тур «В мире формул»

1 гейм:  Каждой команде выдаются карточки с формулами, где вместо одной из величин – пропуск. Его надо заполнить. Побеждает та команда, которая первая выполнила задание, плюс по баллу добавляется тем. кто выполнил все задания верно.

S = … •  t

=

P =  …• g

… =

2 гейм:  Каждой команде выдается комплект карточек с обозначением физических величин и знаков арифметических действий. Необходимо составить формулы.

=

      •

g

=

∆l

P

m

v

V

:

ρ

F

=

:

S

=

k

t

m

IV тур «Реши задачу»

Каждая команда выбирает задачу, бросая игровой кубик, на гранях которого написаны номера задач. При успешном решении команда получает балл.

1. Чему равна сила, действующая на тело, у поверхности Земли, если масса тела равна 400 грамм? (4Н)

2. При растяжении пружины на 6 см в ней возникает сила упругости 300 Н. Чему равна жесткость пружины?  (5000 Н/м)

3. В каком случае равнодействующая трех сил  8 Н, 12 Н и 4 Н будет равна нулю? Изобразить на чертеже.

(Силы направлены вдоль одной прямой, причем, силы 8 Н и 4 Н в одну сторону, а сила 12 Н в другую)

4. Куда направлена сила трения при ходьбе человека:

А) вертикально вниз    Б)вверх    В) по ходу движения    Г)в сторону, противоположную движению

(Г)

5. Можно ли при помощи динамометра определить вес тела на борту космического корабля? Почему?    (нет, нельзя; в состоянии невесомости вес тела равен нулю)

6. Обозначьте и назовите силы, показанные на чертеже:

А)                                             Б)                                                В)            

       

(   А)сила тяжести  Fтяж;      Б)  вес тела Р;      В)  сила упругости Fупр  )

V тур «Практический»

Капитаны команд «вытягивают» задание для своей команды.

1 задание:  необходимо показать умение проградуировать динамометр, предложив команде набор грузов по 102 грамма, штатив, динамометр без шкалы.

2 задание: необходимо показать умение пользоваться весами, измерив массу предложенных тел с помощью рычажных весов, набора гирь и разновесов.

VI тур «Заполни пропуски»

Задание проверяет знание учащимися физических определений и понятий.

1 команда:

Действие одного тела на другое не может быть _____________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на  _______________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или __________________. Мерой воздействия тел друг на друга является __________. Сила – векторная величина, поэтому на чертеже ее обозначают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом:

- начало отрезка – точка _________________ силы;

- направление стрелки указывает _______________________ действия  силы;

- длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе _________________ силы;

- рядом со стрелкой пишется обозначение _______.

(односторонним;  первое;  скорость;  сила;  приложения;  направление;  модуль или значение;   F)

2 команда:

Сила трения – это сила, препятствующая __________________ тел относительно друг друга и направлена _______________ поверхности взаимодействующих тел. Существуют две причины возникновения силы трения между соприкасающимися поверхностями: 1) __________________

цепляются друг за друга, и 2) ____________________ соприкасающихся частей притягиваются друг к другу. Значение первого фактора снижается, если поверхности тел ___________________, но при этом  значение второго фактора возрастает, так как _________________ число молекул, приблизившихся друг к другу на достаточно малое расстояние. Обе причины можно устранить, применив  ______________, вещество, которое уменьшает  силу трения во много раз.

(движению; вдоль; неровности или шероховатости;  молекулы; отполировать;  увеличивается; смазку)

3. Подведение итогов:

Подсчитывается количество баллов, полученных командами, объявляется победитель.

Награждение обеих команд дипломами об успешном изучении и сдаче зачета по теме «Взаимодействие тел. Силы в природе».

4. Домашнее задание:

Повторить § 23-32, тематический тест №5 (тетрадь на печатной основе Н.К.Ханнанов и другие), варианты по рядам ( три варианта).

5. Рефлексия:

Ребята, а  с каким цветом радуги можно сравнить наш урок?  Почему?

Дополнительный материал:

     Закон Гука                                                                        Масса и инертность                                                            

Для каждой ситуации.                                                        Знаю я с седьмого класса

В упругой деформации                                                       Главное для тела – масса.

Закон везде один:                                                                Если масса велика,

Все силы, как и водится,                                                    Жизнь у тела нелегка:

В пропорции находятся.                                                     С места трудно сдвинуть,

К увеличенью длин.                                                            Трудно вверх подкинуть,

А если при решении                                                            Трудно скорость изменить,

У длин есть уменьшение,                                                   Только в том кого винить?

Закон и тут закон:

Пропорции упрямые,

Прямые (те же самые),                                                                   О силе трения

Но знак у них сменен.                                                         Существует на свете сила трения,

Ну что это за мука:                                                              Она играет большое значение!

Закон запомнить Гука!                                                        Есть три вида трения:

Но мы пойдем на риск.                                                        Скольжения, покоя и качения.

Напишем слева силу,

А справа чтобы было

Знак «минус», «k» и «х».

     F = -  kx

S = …• t

 = m : …

P = …g

… = Fупр : ∆ l

S

V

V

ρ

l

P

m

g

Fупр

t

k

=

=

=

:

:

m

1. Чему равна сила, действующая на тело, у поверхности Земли, если масса тела равна 400 грамм?

2. При растяжении пружины на 6 см в ней возникает сила упругости 300 Н. Чему равна жесткость пружины?

3. В каком случае равнодействующая трех сил  8 Н, 12 Н и 4 Н будет равна нулю?  Изобразите на чертеже.

4. Куда направлена сила трения при ходьбе человека:

   А) вертикально вниз  

   Б) вверх  

   В) по ходу движения  

   Г) в сторону, противоположную движению

5. Можно ли при помощи динамометра определить вес тела на борту космического корабля?  Почему?    

6. Обозначьте и назовите силы, показанные на чертеже:

А)                            Б)                               В)  

                                               

Заполните пропуски:

Действие одного тела на другое не может быть _____________________.  Если первое тело действует на второе, то и второе действует на  _______________.  В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или __________________.  Мерой воздействия тел друг на друга является __________.  Сила – векторная величина, поэтому на чертеже ее обозначают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце, при этом:

  • начало отрезка – точка _________________ силы;  

  • направление стрелки указывает _______________ действия  силы;

  • - длина отрезка условно обозначает в некотором масштабе ______________ силы

  • рядом со стрелкой пишется обозначение _______.

Заполните пропуски:

Сила трения – это сила, препятствующая __________________ тел относительно друг друга и направлена _______________ поверхности взаимодействующих тел. Существуют две причины возникновения силы трения между соприкасающимися поверхностями: 1) __________________

цепляются друг за друга, и 2) _______________ соприкасающихся частей притягиваются друг к другу. Значение первого фактора снижается, если  поверхности тел ______________________, но при этом  значение второго фактора возрастает, так как ________________________ число молекул, приблизившихся друг к другу на достаточно малое расстояние. Обе причины можно устранить, применив  ______________ -вещество, которое уменьшает  силу трения во много раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков

Урок - игра по физике 8 класс Турнир знатоков...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ИГРЫ "Соревнование физиков 7 класса"

 Настоящая методическая разработка посвящена нетрадиционной форме контроля знаний учащихся - уроку-игре. На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я. И. Перел...

Урок-игра по физике 7 класс "Все выше и выше и выше" по теме "Сила тяжести. Вес тела"

В этом уроке содержится много элементов занимательности по разделу Механика. Самым распространенными заданиями являются опрос в виде теста, физические задачи....

«Урок – игра по физике 7 класс»

Необходимость использования дистанционных уроков для детей-инвалидов очевидна. Обучающийся, не имеющий возможности посещать школу, может получать знания в полном объёме на дому, при помощи  диста...

УРОК – ИГРА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА» 7 КЛАСС

УРОК – ИГРА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»7 КЛАСС  ...

Урок-игра по физике 7 класс «Незнайкины вопросы»

Подобную игру целесообразно проводить в последние дни учебного года или четверти, когда оценки уже выставлены....

Презентация урок-игра по физике 8 класс "Покорение вершины знаний"

Данная призентация поможет провести интересный урок-игру по физике....