Занимательные опыты, загадки о физических явлениях
учебно-методический материал по физике на тему

Багаутдинова Флюра Асхатовна

Материал для внеклассной работы по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimat_opyty.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Не рвущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Волшебник. У кого есть носовой платок. Я могу сделать его несгораемым.

Опыт 4 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Волшебник. А Вы видели волшебную пляску бумажных человечков?

Опыт 5 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать  к рейке и столу.

Опыт 6. «Волшебная пляска»

Оборудование: электрофорная машина, пластины воздушного конденсатора, штатив, соединительные провода, бумажные человечки.

Проведение. Пластины воздушного конденсатора установить в штативе одну под другой на расстоянии 8 – 10 см. К пластинам подвести провода от разрядников электрофорной машины. При вращении ручки машины бумажные фигурки людей «пляшут».

Волшебник. А этот теннисный шарик я заставлю колебаться.

Опыт 7 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

 Ведущий.  Сейчас я приглашу сюда волшебника, который может заколдовать все вокруг.

Волшебник. Сейчас я заколдую воду в стакане и она не будет выливаться.

(В каждом опыте волшебник проводит пассы руками)

8 опыт «Заколдованный шарик».

Оборудование: электрофорная машина, пластины воздушного конденсатора, 3 штатива,  теннисный шарик, покрытый графитом на нитке,  соединительные провода.

Проведение. Пластины воздушного конденсатора установить вертикально на расстоянии 15 – 20 см. Между ними расположить шарик. К пластинам подвести провода от разрядников электрофорной машины. При вращении ручки машины шарик совершает колебательное движение.

Попробуйте угадать, о каких физических явлениях, предметах и устройствах идет речь.

Ученик загадывает Загадки.

1.      Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

2.      Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

3.      Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

4.      На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)

5.      Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)

6.      Чтобы я тебя повез, не давай ты мне овес.

 Накорми меня бензином, на копытца дай резину.

 И тогда, поднявши пыль, побежит …       (Автомобиль)

7.      В нашей комнате одно есть волшебное окно.

 В нем летают чудо-птицы, бродят волки и лисицы.

 Знойным летом снег идет, а зимою – сад цветет.

 В том окне чудес полно, что же это за окно?   (Телевизор)

8.      Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)

9.      В доме комната гуляет, никого не удивляет.  (Лифт)

10.  Есть в квартире робот, у него огромный хобот.

       Любит робот чистоту и гудит, как лайнер ТУ  

       Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым.

       Как загудит его мотор, глотает он и пыль, и сор.    (Пылесос.)

11. Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз.   (Отвертка и шуруп)

12. Гостя примут от души; так обнимут – не дыши. (тиски)

13. То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

       Остановишь – горе, продырявишь – море

       А за ним такая гладь! – ни морщинки не видать.     (Утюг)

14.  Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?     (Часы)

15. Первый слог – нота. Второй – игра.

      А целое встретится у столяра.    (Долото)

О значении физики в жизни человека очень хорошо сказал Адам Мицкевич:

Как наша прожила б планета,

 Как люди жили бы на ней

 Без теплоты, магнита, света

 И электрических лучей?        

         

Литература:

1. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

 2. Рахматуллина Г. Б. Загадки с физическим содержанием/ журнал «Физика в школе» №6                                        1999 г.

 3. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1996

 4. Я познаю мир. Космос. М., «Аст», 1999

 5. Я познаю мир. Физика. М., «Аст», 1999        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный французский.Загадки, поговорки,синонимы, антонимы,фразеологизмы.

Предлагаемый  материал  будет  способствовать расширению и совершенствованию знаний  учащихся  в  области  французского  языка  на  уроках,  факу...

Урок по физике по теме: " Физические явления. Наблюдения и опыты". 7-й класс

Цели урока:Сформировать представление о физическом явлении. Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.Задачи урока.Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физич...

Урок по физике "Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты"

Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: ...

Занимательная биология. Загадки.

Загадки с иллюстрациями. Материал для внеклассного мероприятия по биологии 5-7 класс....

Занимательные химические загадки

Занимательные химические загадки...

« Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Химические реакции».

Главными вопросами содержания являются: физические явления, способы разделения смесей, химические реакции....

Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят,...