Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов
рабочая программа по физике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Акиньшина Светлана Павловна

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание программы  «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» является очень актуальным. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной естественнонаучной грамотности.

Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, научные  программы. Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью).  

Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, умение применять знания по физике в повседневной жизни.

Чтобы стать диктором школьного радио мало иметь желание, необходимо обладать четкой и внятной речью. Здесь на помощь детям приходят знания учащихся о таком физическом явлении как звук. Масса интересных экспериментов призвана помочь обучающимся в решении данной проблемы.

Для трансляции радиопередачи по школьному радио, необходимо записать информацию, что бывает сложно в стенах школьного здания. Здесь пригодятся знания о шумоизоляции.

Ученик, участвующий в созданий радиопередачи, узнает как устроено радио, как идет процесс  модуляции и демодуляции звука, как звук передается на расстояние.

Работа «Школьного радио» организована на сотрудничество со школьными  музеями, школьным самоуправлением и администрацией школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_i_radio.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:


 

«Рассмотрено»

«Согласовано» зам. директора по УВР

 

«Утверждаю»

на заседании ШМО учителей

 Пруцких Е. С.

 

директор МБОУ

физики

 

«Хохольский лицей»

протокол № 1

 

С.А.Ельчанинова

от «26  » августа  2022.

 «31 » августа   2022г.

 

приказ № 283-ОД

С.П. Акиньшина

____________________

 

от

(подпись руководителя ШМО)

(подпись)

 

«31» августа  2022г.

 

 

 

 

 

 

Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования

«Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов

 

 

                         

 

 

 

Разработала

учитель  Акиньшина С. П., ВКК

 

Пояснительная записка

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому создание программы  «Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» является очень актуальным. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной естественнонаучной грамотности.

Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, научные  программы. Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью).  

Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, умение применять знания по физике в повседневной жизни.

Чтобы стать диктором школьного радио мало иметь желание, необходимо обладать четкой и внятной речью. Здесь на помощь детям приходят знания учащихся о таком физическом явлении как звук. Масса интересных экспериментов призвана помочь обучающимся в решении данной проблемы.

Для трансляции радиопередачи по школьному радио, необходимо записать информацию, что бывает сложно в стенах школьного здания. Здесь пригодятся знания о шумоизоляции.

Ученик, участвующий в созданий радиопередачи, узнает как устроено радио, как идет процесс  модуляции и демодуляции звука, как звук передается на расстояние.

Работа «Школьного радио» организована на сотрудничество со школьными  музеями, школьным самоуправлением и администрацией школы.

Цели и задачи программы

Цель : организация работы школьного радио для приобретения способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Задачи:

  • организовать работу школьного радио;
  • привлечь учащихся к активной общественной работе в роли научного общества, изучающего работу школьного радио с точки зрения физических явлений;
  • реализовать творческие способности детей посредством проведения опытов и экспериментов, призванных улучшить радиопередачи;
  • научить детей владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
  • научить детей владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет для создания научных передач;
  • научить детей самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

Объём программы

70 часов в год из расчета 2 ч в неделю

Программа предназначена для занятий детей  5-11 класса.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты: освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; уважение к культурным и историческим памятникам; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях; готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его

реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; планировать пути достижения целей.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; основам коммуникативной рефлексии;

Познавательные:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и Интернета.

Содержание курса.

Модуль №1. « Назначение и структура школьного радио»

Кейс 1 «Знакомство»

Экскурсия в школьный радиоузел. Знакомство с устройством радиоузла (усилитель, микшерный пульт, микрофоны и т. д.). Организуется собрание, на котором распределятся обязанности ведущих рубрик, график проведения радиопередач, распределение тематических радиопередач на год, планируются проведение лабораторных и практических занятий по исследованию физических явлений, создаётся научное общество.

Кейс 2 «Распределение функционала»

 Знакомство и распределение функционала участников научного общества  школьного радио: ответственный за подготовку экспериментов; подбор интересной информации к различным физическим явлениям; разнообразие форм ведения радиоэфира, музыкальное сопровождение.

 Модуль №2. «Подготовка радиопередачи»

Кейс 1 «Сбор информации»

Сбор и обработка информации к радиоэфиру; подготовка музыкального сопровождения передачи; сбор ответственных за рубрики.

 Кейс 2 «Тематические радиопередачи»

работа школьных корреспондентов в подготовке тематических  радиопередач; выпуск радиопередачи; рефлексия.

Кейс 3 «Информация».

Информацию для тематических радиопередач собирают корреспонденты от классов, узких специалистов школы (учителя физической культуры, социальные педагоги, психолог, классные руководители, администрация), обрабатывают и подготавливают передачу.

 Модуль №3 «Научные радиопередачи»

Кейс 1 «Сбор информации. Выбор темы»

Сбор и обработка информации к радиоэфиру; проведение экспериментов, детальное изучение темы, подготовка музыкального сопровождения передачи; сбор ответственных за рубрики.

 Кейс 2 « Создание текстового варианта научной передачи»

Обработка информации, полученной при проведении экспериментов, обобщение и создание текстового варианта для записи радиопередачи.

Кейс 3 «Запись научной передачи».

Запись и обработка радиопередачи.

Модуль №4 « Мастерство радиоведущего.»

Кейс 1 «Настроение ведущего - успех в эфире»

Умение владеть собой.

Кейс 2 « Культура речи радиоведущего».

Техника речи, изучение процесса голосо-образования у человека, способы улучшения техники речи с помощью знаний о звуке как о физическом явлении.

Модуль № 5. «Работа по улучшению качества радиопередачи»

Кейс 1 « Шумоизоляция»

Изучение информации и проведение практических работ по устранению лишних звуков в радиопередаче.

Материально-техническая база для реализации программы

  • Класс (для теоретических занятий);
  • Школьная радиорубка.
  • Компьютер с программами
  • доступ к сети Интернет и библиотечным фондам (во время самостоятельной подготовки).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Внеурочной деятельности основного и среднего общего образования

«Физические явления в радио. Занимательные опыты и эксперименты» для 5-11 классов

 

Разработала:

учитель  физики

Акиньшина С. П. (ВКК

2021-2022 год

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Организационный сбор творческой группы. Экскурсия в школьный радиоузел

1

1 неделя

2

Распределение тематических радиопередач на год.

План проведения лабораторных и практических занятий по исследованию физических явлений.

Создание научного общества.

3

1-2 неделя

3

Распределение функционала участников научного общества  школьного радио.

 Работа ответственного за подготовку экспериментов.

Работа ответственного за подбор интересной информации к различным физическим явлениям.

 Работа ответственного за разнообразие форм ведения радиоэфира, музыкальное сопровождение

4

3-4 неделя

4

Работа по созданию первой научной передачи «Что такое звук?»

Изучение информации, проведение экспериментов, обобщение.

Запись и трансляция радиопередачи.

3

5 -6 неделя

5

Юные корреспонденты. Сбор материала к Дню учителя. Подготовка  сценария радиопередачи «Поздравляем педагогов!»

3

6-7 недели

6

Круглый стол. Как работают корреспонденты?

2

8 неделя

7

Работа по созданию второй научной передачи «Шум и мы»

Изучение информации, проведение замеров громкости звука на территории лицея, обобщение.

Запись и трансляция радиопередачи.

6

9-11 недели

8

Здравствуй, здравствуй, Новый год! Из истории праздника. Поздравления.  

4

12-13 недели

9

Работа корреспондентов по сбору материала на тему «Научные новости лицея».  

Обработка материала.

Работа над созданием радиопередачи.

Трансляция радиопередачи.

10

14-18 недели

10

День защитника Отечества. Запись поздравлений.

2

19-20 недели

11

Восьмое марта. Запись поздравлений.

2

21-22 недели

12

Готовимся к Дню науки. Интервьюирование. Обработка данных, создание радиопередачи, трансляция.

4

23-24 недели

13

Работа по созданию второй научной передачи «Музыка и рост растений в Зимнем саду лицея»

Изучение информации, проведение замеров громкости звука на территории лицея, обобщение.

Запись и трансляция радиопередачи.

10

23-27 недели

14

Поздравляем выпускников! Запись поздравлений.

2

28-29 недели

15

Неделя детской книги. Сбор материала, подготовка и проведение радиопередачи для начальной школы. Репортаж с места событий

3

29-30 недели

16

Работа по улучшению техники речи через изучение процесса голосо-образования у человека.

Способы улучшения техники речи с помощью знаний о звуке как о физическом явлении.

2

31-32 недели

17

Неделя прав человека. Основные права человека

2

34 неделя

18

Противопожарная безопасность. (Единая служба спасения: звоните 01)

2

35 неделя

19

Итого

70

Используемая литература:

  • Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://standart.edu.ru/:(Дата обращения: 12.02.2014)
  • Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/(Дата обращения: 12.02.2014)
  • Шерель, А.А. Радиожурналистика [Текст] / A.A. Шерель. – М.: Дело, Издательство Московского университета, 2000. – 44 с.
  • Гуревич, П.С. Советское радиовещание. Страницы истории [Текст] / П.С. Гуревич, В.Н. Ружников - М.: Искусство, 2004. – 18 с.
  • Меньшикова, А.А. Радио – детям [Текст] / А. А. Меньшикова - М.: НМО ГКРТ, 2008. – 23 с.
  • Марченко, Т.А., Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы [Текст] / Т. А. Марченко. - М.: Искусство, 2002. - 224 с.
  • Каргаполов, В.В. Советская радиожурналистика 1945 - 70 гг. Детское и юношеское радиовещание [Электронный ресурс]: курсовая работа / В.В. Каргаполов; [А.: АГУ, 2011] – Режим доступа: http://www.vevivi.ru/ (Дата обращения: 14.03.2014)
  • Летунов, Ю. А. Время. Люди. Микрофон [Текст] / М.: Искусство, 2010. – 16 с.
  • Глейзер, М.C. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты. (1917–1986) [Текст] / М.С. Глейзер - М., 2005. – 122 с.
  • Гальперин, Ю.М. Литературные вечера [Текст] / Ю.М. Гальперин. – М., 2006. - 53 с.
  • Босоногое.ру - сайт о нашем счастливом советском детстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.bosonogoe.ru/blog/peredachi-na-radio/89.html (Дата обращения: 12.12.2013)
  • Старое радио [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://control.audiopedia.su/ (Дата обращения: 20.12.2013)
  • Заря молодёжи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazetazm.ru/?p=5408 (Дата обращения: 25.02.2014)
  • Детское радио FM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deti.fm/pochitaika/ (Дата обращения: 25.12.2013)
  • Филимоновых, Е.Н. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. [Текст] / Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 192с.
  • Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. [Текст]/ А.Е.Войскунский - М.: ВНИИСИ, 2009. - 65-71с.
  • Сидорова, М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / [Текст]/ М.Ю. Сидорова - М.: Алспект-Пресс, 2007. – 391 с.
  • Микрофоны. Говорит школьный радиоузел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazetazm.ru/ (Дата обращения: 25.01.2014)
  • Дробыш, Т.А. Организация школьного радиовещания: Сборник методических рекомендаций[Текст] / Т.А. Дробыш. – Витебск:ООВР, 2006. – 38с.
  • Потемкина, Т. В., Соловьева, Н. Н. Русский язык и культура речи [Текст]/ Т. В. Потемкина. – М.: Гардарики, 2004. – 256с.
  • Земская, Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Русский язык, 2011.- 457с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Занимательные опыты и эксперименты»

Программа «Занимательные опыты и эксперименты» создана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год. Учебные занятия поводятся два раза в неделю по 2 часа. В год – 144 часа.Цель прог...

Из опыта работы "Внеурочная деятельность как условие реализации требований ФГОС основного и среднего общего образования".

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного разви...

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации,...

«Педагогическая деятельность учителя химии в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования»

Цель моей педагогической деятельности - обеспечить развитие духовно-богатой, творческой, социально-компетентной личности со сформированными знаниями, универсальными учебными умениями, к...