Разработка урока по физике "Простые механизмы"7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Бруева Светлана Николаевна

Представленный урок содержит большое количество интерактивных компьютерных моделей и экспериментов, которые заменяют демонстрации при традиционном построении урока. Использование компьютеров на уроках позволит разнообразить урок, облегчить и ускорить процесс математических вычислений, наглядно представить некоторые физические величины и процессы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №19», города Перми

Методическая разработка урока физики

 «Простые механизмы. Рычаг».

7 класс

Автор:  Бруева Светлана Николаевна

учитель физики высшей квалификационной категории

2013


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №19», города Перми

Пояснительная записка.

 Тема урока:   «Простые механизмы. Рычаг».

Место урока  в учебном курсе:

четвертый   урок по теме «Работа. Мощность. Энергия», на котором продолжается формирование понятия выигрыш в силе, формируется представление о простых механизмах (рычаге).

Форма урока (тип урока):

  • по основной дидактической цели – урок изучения нового материала;
  • по основному способу  проведения -  беседа в сочетании с самостоятельной, практической и исследовательской деятельностью учащихся;
  • по основным этапам учебного процесса – комбинированный (первичное ознакомление с материалом, образование понятий, установление правил, применение полученных правил на практике).

Цели урока:

-репродуктивная познавательная деятельность: знать назначение простых механизмов, что рычаг – простой механизм; правило рычага, кто первым изучил рычаг, условие равновесия. Уметь пазличать рычаги первого и второго рода (их сходство и различие).

-частично-поисковая учебная деятельность: решение практических задач с помощью моделей «Интеллектуальной школы»

        -проектировочно-конструкторская деятельность:
       
Уметь практически определять равновесие рычага.

Уметь решать задачи на равновесие рычага.

Методологическая база.

Данный урок подразумевал реализацию технологии ЛОО, в частности –деятельностного подхода.

        Представленный урок содержит большое количество интерактивных компьютерных моделей и экспериментов, которые заменяют демонстрации при традиционном построении урока. Использование компьютеров на уроках позволит разнообразить урок, облегчить и ускорить процесс математических вычислений, наглядно представить некоторые физические величины и процессы и т.д.

Необходимо иметь компьютерный класс, необходимое ПО, обучающиеся должны уметь выполнять элементарные операции в среде ОС компьютера и её основных приложений.

Необходимое оборудование и материалы:

мультимедиа-проектор,ИД, ноутбуки (по числу учащихся), программа «Интеллектуальная школа», презентация к уроку «Простые механизмы. Рычаг», модели простых механизмов (наклонная плоскость, рычаг на штативе), динамометр, набор грузов, линейка.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №19», города Перми

Методическая разработка урока физики «Простые механизмы. Рычаг». 7 класс

Цель урока: 1. Помочь обучающимся усвоить  знания о простых механизмах (рычаге); определить  понятия: рычаг, плечо силы; найти различия между двумя видами рычага; установить условие равновесия рычага.

                        2. Создать условия для развития умений получать знания и опыт в различных ситуациях, навыков работы с компьютерными моделями.

                        3. Способствовать развитию у обучающихся логики мышления, любознательности и изобретательности, формированию толерантности и эмпатии.

Тип урока: по основной дидактической цели урок изучения нового материала;

   по основному способу  проведения -  беседа в сочетании с самостоятельной, практической и  

                                исследовательской деятельностью обучающихся;

                     по основным этапам учебного процесса – комбинированный (первичное ознакомление с материалом,  

                     образование понятий, установление правил, применение полученных правил на практике).

Средства обучения: мультимедиа-проектор, ноутбуки, презентация к уроку «Простые механизмы. Рычаг», программа «Интеллектуальная школа», модели простых механизмов (наклонная плоскость, рычаг на штативе), динамометр, набор грузов, линейки, учебник «Физика-7» А. В. Пёрышкин.,

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, полилог, диалог, работа с текстом, практическая работа за компьютером.

Методы: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский.

Ход урока

Этапы урока.

Задачи

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Методический комментарий.

Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала

(Контрольно-оценочный)

Проверка качества усвоения знаний.

Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала

Дети  в парах  работают в течение отведённого времени с материалом «Физика 7-9.3.2.2 модель «работа и энергия»

Использование задания позволит быстро проверить качество усвоения материала.

Мотивационно целевой.

Обосновать значимость рассматриваемых вопросов посредством задаваемых вопросов.

Диалог с учащимися:

- Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек?

- Приведите примеры механической работы, которую вам по силам совершить.

-Скажите, что препятствует совершению большей работы?

Приводят примеры, отвечая на вопросы учителя.

 Высказывают свои версии, большинство из которых должно свестись к  ограниченности силы, которую может приложить к телу человек.

Важно осуществить целенаправленный переход от работы к силе и к тому, что её нужно увеличить.

Определение темы урока.

Создание условий для формирования  умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи

Продолжает разговор с учащимися: «Попытайтесь, найдя главное звено в нашем состоявшемся только что разговоре, сформулировать тему нашего урока». (Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Какова его тема?)

Определяют тему урока. Предлагают разные варианты: «Способы увеличения человеческой силы», «Устройства для увеличения силы» и т. д.

Записывают тему урока в тетрадь.

Если будут предложены темы «как увеличить работу»,  уточнить, что это – разговор ближайшего будущего.

Целеполагание

Посредством полилога способствовать развитию риторики. Сформулировать основные цели и задачи урока.

Произносит:  «Утверждают, что великий учёный Архимед как-то писал сиракузскому царю Гиерону: «Если бы была другая Земля, я перешёл бы на неё и сдвинул бы нашу Землю». Предположите, как он планировал это сделать».

Могут высказывать собственное мнение, опираясь на реальные возможности развития техники того времени.

На доске появляется плакат с эпиграфом урока (или на слайде).  

Важно понять: появилась ли у детей цель – узнать о способах получения выигрыша в силе. Необходимо вызвать интерес к предмету разговора, заинтриговав ситуацией.

Организационно-деятельностный

Сформировать понятие «выигрыш в силе».

1. Выигрыш в силе.

Учитель предлагает решить задачу:

- как поднять (убрать с дороги) тяжёлый камень? 

Предлагают свои способы решения обозначенной ситуации.

Среди вариантов – использование рычага.

Необходимо постараться предоставить возможность каждому учащемуся высказать свою точку зрения; каждому – выполнить практическое задание. Задаваемые вопросы подобрать таким образом, чтобы дети пришли к формулировке понятия самостоятельно.

Предлагает учащимся проверить предложение использования рычага на примере учебника и ученической линейки.

Выполняют предложенную задачу. Оценивают приложенное усилие при подъёме книги без линейки и с её помощью (качественно).

Ставит новую задачу: «Как закатить тяжёлый груз на некоторую высоту».  

Проделывают опыт по подъёму бруска по наклонной плоскости.

Задаёт следующий вопрос: «Какой вывод можно сделать из результатов проделанных опытов?»

Приходят к выводу: «Работу можно совершить с использованием этих устройств, затрачивая меньшую силу, то есть получить выигрыш в силе».

Формирование понятия «простые механизмы».

2. Простые механизмы. 

Задаёт вопрос: «Попробуйте дать название устройствам, с которыми мы познакомились. Назовите  самые важные признаки этих приспособлений». 

Дают определение устройства, опираясь на имеющиеся и полученные знания и опыт.

Формулирует понятие простого механизма.

Записывают формулировку в тетрадь.

Предлагает найти ответы на следующие вопросы через работу с учебником (с.137):

- Какие ещё простые механизмы существуют?

-Где используют эти простые механизмы?

Составляют перечень простых механизмов: блок, ворот, наклонная плоскость и её разновидности. Приводят примеры использования простых механизмов, опираясь на свой жизненный опыт.

Знакомство с рычагом – видом простых механизмов, разновидностью рычагов.

3. Рычаг. 

Предлагает посмотреть рисунки 149 и 150 и  попытаться дать определение рычага.

При затруднении – работа с текстом (стр. 137).

Дети пытаются сформулировать определение рычага, опираясь на зрительный анализ и свой житейский опыт.

В случае затруднения обращаются к последнему пункту с.137.

Основная форма работы на данном этапе – самостоятельное получение знаний.

Задаёт вопрос: «Чем отличаются рычаги на рисунках 149 и 150?»

Обучающиеся пользуются материалом «Физика 7-9.3.4.4 модель «Рычаг 1-го рода»

и

«Физика 7-9.3.4.5 модель «Рычаг 2-го рода»

Фиксируют полученную информацию.

Знать, как определяется плечо силы, и уметь находить его численное значение.

  1. Плечо силы.

Видеодемонстрация

«Физика 7-9.3.3.12  «Моделирование равновесия линейки с грузом»

Ставит задачу: установите, при каком соотношении расстояния от точки опоры до точек приложения силы можно получить наибольший выигрыш в силе?»

 

Наблюдают

Делают вывод.

При необходимости консультировать учащихся.

Рассказывает о нахождении плеча силы, иллюстрирует рисунком на доске, демонстрирует.

Выполняют тренажер «Плечо силы»

Опытным путём установить и сформулировать условие равновесия рычага.

5. Правило равновесия рычага.

Ставит задачу: «Используя иссследовательскую модель «Условие равновесия линейки с грузом» -7-9.3.3.13, найдите отношение сил и плеч сил при равновесии рычага. Сделайте вывод». 

 Записывают  плечи сил.

Рассчитывают отношение плеч сил и сил.

Пытаются сделать вывод.

Выслушивает несколько формулировок условия равновесия рычага. 

Записывают условие равновесия в тетрадь.

Рефлексивно-оценочный

Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала учащимися.  

Предлагает пройти тренажер «Условие равновесия твердого тела», затем показываем результат учителю. 

 решают устно, не записывая расчётов и решения в тетрадь

Коррекция знаний.

Задание на дом.

Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении дом. работы степень усвоения материала, отработать приёмы; желающим – реализовать свои возможности через выполнение творческого задания.

Комментирует домашнее задание:

 

прочитать текст учебника §§55,56; проверить свои знания по вопросам после параграфов,

составить задачу на тему «Рычаг первого и второго рода».

 По желанию: предложить конструкцию рычажных  весов без разновесов. 

Записывают домашнее задание в дневники, вопрос – в тетрадь.

На уроке с использованием «Интеллектуальной школы», можно отметить повышение интереса детей к уроку физики, который стимулирует на каждом этапе активность учащихся, позволяет самому оценить свою работу и работу товарища и ориентирует на успех.

«Интеллектуальная школа» является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее, существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха».

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха»....

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

методическая разработка урока по обществознанию "Механизмы рыночного саморегулирования. Законы спроса и предложения"

методическая разработка урока по обществознанию "Механизмы рыночного саморегулирования. Законы спроса и предложения"...