Физика 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Доможакова Татьяна Николаевна

Физика 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.docx85.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике 2004г., соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования 2004 г.

Цели и задачи,  реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами, представленными в примерной программе основного общего образования по физике

 2004 г.

В соответствии  с учебным планом, на 2012 – 2013  учебный год рабочая программа в

7 классах  рассчитана на 68ч. в год  (2 часа в неделю), из них  контрольных работ – 4 часа,  лабораторных работ – 10 часов.

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы

  1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
  2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).
  3. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
  4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
  5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
  6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
  7. Электронное приложение к учебнику.

Материально – техническое оснащение:

Кабинет физики оснащен всеми необходимыми материалами для проведения лабораторных работ и демонстраций в 7 классах. Также в кабинете имеются: ноутбук, подключенный к сети интернет, мультимедийный проектор и доска.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. Презентации, разработанные учителем по разделам и темам курса физики основного общего образования.

2. Тесты по всем разделам физики основного общего образования.

В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие формы промежуточного контроля: тесты,  контрольные работы, лабораторные работы,  работа с рисунками, фронтальные опросы, физические диктанты.

Сравнительный анализ содержания рабочей программы и Примерной программы основного общего образования по физике (2004 г.) свидетельствует о выполнении государственного образовательного стандарта по предмету:

Содержательный анализ.

Разделы.

По примерной программе основного общего образования

                        Рабочая программа.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

всего

Физика и физические методы изучения природы.

6

6

6

Механические явления.

57

55

13

68

Тепловые явления.

33

6

27

33

Электрические и магнитные явления.

30

30

30

Электромагнитные колебания и волны.

40

9

31

40

Квантовые явления.

23

23

23

Итоговое повторение.

1

2

1

4

Резерв.

21

0

0

0

0

Всего.

210

68

68

68

204

11 часов  в 9 классе на раздел «Механические явления» взяты из резерва.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

           

Задачи изучения

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются формирование:

метапредметных компетенций, в том числе

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

предметных когнитивных и специальных знаний:

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом,;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;
  • рационального применения простых механизмов.

Планируемый уровень подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже.

Предметными результатами изучения физики в 7 классе являются:

понимание:

  • физических терминов: тело, вещество, материя, роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;
  • и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
  • смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии;
  • причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  • принципов действия динамометра, весов, барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса, рычага, блока, наклонной плоскости, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.

умение:

  • пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
  • находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
  • проводить наблюдения физических явлений;
  • измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны, температуру, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда, механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

владение:

  • экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения, при определении размеров малых тел, при установлении зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
  • способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой, давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда, механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

Требования к личностным и метапредметным результатам также соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования и приводятся ниже.

Личностные результаты при обучении физике:

  • Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты при обучении физике:

  1. Овладение навыками:
  • самостоятельного приобретения новых знаний;
  • организации учебной деятельности;
  • постановки целей;
  • планирования;
  • самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
  1. Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
  2. Понимание различий между:
  • исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
  • теоретическими моделями и реальными объектами.
  1. Овладение универсальными способами деятельности на примерах:
  • выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • разработки теоретических моделей процессов и явлений.
  1. Формирование умений:
  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;
  • анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • выявлять основное содержание прочитанного текста;
  • находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • излагать текст.
  1. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
  2. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
  3. Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.
  4. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по физике

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

Основное содержание (204 ч)

Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.[1]

Измерение объема жидкости.

Механические явления (68 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. 

Сила упругости. Методы измерения силы.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. 

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Измерение ускорения свободного падения тел.

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение объема тела.

Измерение плотности твердого тела.

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Изучение условий плавания тела в жидкости.

Выяснение условий равновесия рычага.

Определение  КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Тепловые явления (33 ч)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Принцип действия термометра.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы и опыты

Измерение размеров малых тел.

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Электрические и магнитные явления (30 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор.  Энергия электрического поля конденсатора. 

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы и опыты

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Регулирование силы тока реостатом.

Измерение  сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Электромагнитные колебания и волны (40 ч)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.  Электрогенератор. 

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора постоянного тока.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Принципы радиосвязи.

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Изучение электрического двигателя постоянного тока( на модели).

Получение изображения при помощи линзы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Квантовые явления (23 ч)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа.  

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Критерии оценивания устных и письменных работ по физике

                           

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Грубыми считаются следующие ошибки:

незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;

незнание наименований единиц измерения,

неумение выделить в ответе главное,

неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,

неумение делать выводы и обобщения,

неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,

неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,

неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,

нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,

небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,

ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),

ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),

ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,

неумение решать задачи в общем виде.

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС 

ВВЕДЕНИЕ – 6 Ч. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира

1/1

Инструктаж по ТБ. Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях.

2/2

Физические приборы. Физические величины и их измерение.  Лабораторная работа№1 «Измерение длины.  Измерение температуры».

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин температуры и длины.

3/3

Погрешности измерений. Международная система единиц.  

Уметь определять цену деления приборов, знать алгоритм вычисления цены деления шкалы прибора, уметь записывать величины с учетом погрешности.

4/4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение объема жидкости и твердого тела.»

Уметь определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки)

и объема налитой в него жидкости и объема тела.

5/5

Физический эксперимент и физические законы.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

6/6

Роль физики в формировании научной картины мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА – 6 Ч. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения молекул. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Взаимодействие частиц вещества.

7/1

Строение вещества.

Молекулы. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» Инструктаж по ОТ.

Уметь объяснять строение и свойства вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Знать понятие молекулы вещества. Уметь выполнять измерения способом рядов.

8/2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Уметь описывать и объяснять диффузию.

9/3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул.

10/4

Три состояния вещества.

Уметь объяснять некоторые механические свойства твердых тел, жидкостей и газов.

11/5

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Уметь объяснять свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул.

12/6

Решение задач «Первоначальные сведения о строении вещества»

Уметь показывать полученные знания при решении задач.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ – 21 час Механическое движение. Равномерное  и неравномерное движение. Траектория. Путь. Относительность движения. Скорость равномерного прямолинейного   движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени. График зависимости пути от времени  и скорости от времени. Методы измерения объема и плотности.

Измерение  объема  и определение плотности жидкости». Методы измерения силы. Правило сложения сил.

13/1

Механическое  движение.

Знать понятие механического движения.

14/2

Равномерное и неравномерное движение.

Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение.

15/3

Скорость. Единицы скорости.

Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

16/4

Расчет пути и времени движения. Лабораторная работа № «Измерение скорости равномерного движения. Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении». Инструктаж по ОТ

Выражать результаты  расчетов в единицах Международной системы. Определить зависимость пути от времени при равномерном движении. Измерить скорость.                 

17/5

Инерция

Знать определение явления инерции. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

18/6

Взаимодействие тел

Знать физическую сущность процесса взаимодействия тел.

19/7

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Единицы массы.

Знать и понимать смысл физической величины масса тела.

20/8

Плотность вещества.

Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества.

21/9

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Знать и понимать смысл физических  величин, знать формулы расчета массы, объема, плотности.

22/10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № «Измерение массы, плотности твердого тела, плотности жидкости»

Уметь определять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

23/11

Решение задач на расчет массы тела по его плотности.

Уметь решать задачи по нахождению массы, объема и плотности тел.

24/12

Сила. Лабораторная работа № «Измерение силы динамометром».

Знать и понимать смысл физической величины сила, уметь измерять силу при помощи динамометра.

25/13

Явление тяготения. Сила тяжести.  

Знать понятие силы тяжести и зависимость силы тяжести от массы тела.

26/14

Сила, возникающая при деформации. Лабораторная работа № «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Уметь объяснять причины возникновения сил упругости, формулировать закон Гука.

27/15

Вес тела

Знать понятие веса тела и отличие веса тела от силы тяжести.

28/16

Связь между силой тяжести и массой тела. Единицы силы. Лабораторная работа № «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

Знать единицу силы и связь между силой тяжести и массой тела.

29/17

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Равнодействующая сил.

Знать понятие равнодействующей сил направленных по одной прямой.

30/18

Лабораторная работа № «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и  направленных под углом».            

Решение задач «Графическое изображение и сложение сил».

Уметь применять полученные знания к решению задач.

31/19

Сила трения. 

Знать причины появления силы трения, возможность ее уменьшения, факторы от которых зависит численное значение силы трения.

32/20

 Трение скольжения, качения, покоя. Лабораторная работа №  Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Знать понятие силы трения покоя, особенности этой силы, роль трения в природе и технике.

33/21

Контрольная работа №1 «Взаимодействие тел»

Уметь применять полученные знания к решению задач.

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ – 21Ч. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Закон Паскаля. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром- анероидом.

Гидравлический пресс. Закон Архимеда.  Условие плавания тел.

34/1

Давление. Давление твердых тел. Единицы давления.

Знать смысл физической величины: давление. Уметь использовать физические приборы для измерения давлении

35/2

Способы уменьшения и увеличения давления. Решение задач на вычисление давления

Знать способы уменьшения и увеличения твердых тел. Уметь решать задачи по данной теме.

36/3

Давление газа. Давление в жидкости и газе.

Знать физический механизм давления газа на стенки сосуда. Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления  в жидкостях и газах.

37/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Знать закон Паскаля, различие передачи давления между жидкостями, твердыми телами и газами.

38/5

Расчет давления. Решение задач на расчет давления на дно и стенки сосуда.

Знать формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

39/6

Сообщающие сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Уметь обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Уметь объяснять действия водомерного стекла, шлюза, водопровода, фонтана.

40/7

Вес воздуха.  Атмосферное давление.

Знать причины возникновения атмосферного давления.

41/8

 Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Знать физическую сущность опыта Торричелли.

42/9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Знать устройство и принцип действия данного типа барометра, объяснять физические причины уменьшения атмосферного давления с высотой.

43/10

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Уметь использовать физические приборы для измерения давления. И область их применения

44/11

Решение задач на расчет давления. Кратковременная контрольная работа №2 «Давление в жидкости и газе».

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

45/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Знать смысл закона Архимеда.

46/13

Архимедова сила.

Знать правило для вычисления архимедовой силы.

47/14

Лабораторная работа №  «Измерение архимедовой силы». Инструктаж по ОТ.

Обнаружить на опыте выталкивающее действие  жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.

48/15

Плавание тел.

Знать условия при которых тело тонет, плавает, всплывает.

49/16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №  «Изучение условий плавания тел».

Выяснить на опыте условия, при которых тело плавает и при которых тонет.

50/17

Решение задач по теме «Архимедова сила»

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

51/18

Плавание судов. Воздухоплавание.

Знать понятие подъемной силы воздушного шара и 1м3 газа, область использования воздушных шаров-зондов

52/19

Решение задач «Плавание тел. Воздухоплавание»

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

53/20

Решение задач «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

54/21

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ – 13 Ч. Работа. Методы измерения работы. Мощность. Методы измерения мощности. Условие равновесия рычага. Момент силы. КПД. Потенциальная  взаимодействующих тел и кинетическая  энергия.

Методы измерения энергии. Закон сохранения энергии.

55/1

Механическая работа. Единицы работы.

Знать/ понимать смысл физической  величины  работа, формулу для ее расчета, единицу ее измерения.

56/2

Мощность. Единицы мощности. Лабораторная работа № «Измерение мощности».

Знать/ понимать смысл физической  величины  мощность, единицу ее измерения.

57/3

Решение задач «Механическая работа. Мощность»

Уметь решать задачи по данной теме.

58/4

Простые механизмы. Рычаг. равновесие сил на рычаге.

Использовать приобретенные знания  и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для рационального использования  простых механизмов.

59/5

Момент силы

Знать понятие момента силы, правило рычага через момент сил.

60/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № «Исследование условий равновесия рычага».

Уметь выяснить при каком соотношении сил и их плеч рычаг находиться в равновесии, проверить правило моментов.

61/7

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

Знать понятия подвижного и неподвижного блоков, знать «золотое правило механики»

62/8

КПД механизма. Решение задач «Золотое правило механики»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Знать и понимать смысл физических законов. Знать и понимать смысл физической величины КПД.

63/9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № «Вычисление КПД наклонной плоскости».

Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма ( наклонной плоскости), меньше полной.

64/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

Знать и понимать смысл физических величин: кинетическая и потенциальная энергия.

65/11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Кратковременная контрольная работа №4 «Механическая работа. Мощность. КПД».

Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

66/12

Решение задач «Энергия. Потенциальная энергия»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

67/13

Лабораторная работа № «Измерение кинетической энергии тела, изменения  потенциальной энергии  тела».

68/14

Итоговое тестирование.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в СИ.

Формы и средства контроля

Формами и средствами контроля учащихся используются тестовые контрольные работы, лабораторные работы,  работа с рисунками, фронтальные опросы, решение задач.

 График  контрольных  работ -  (4 работы).

  • Контрольная работа №1 «Взаимодействие тел» -  декабрь.
  • Кратковременная контрольная работа №2 «Давление в жидкости и газе» - февраль.
  • Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  -  март.
  • Кратковременная контрольная работа №4 «Механическая работа. Мощность. КПД» - май.
  • Итоговое  тестирование – май.

График лабораторных работ  -  (15 работ).

  • Лабораторная работа№1 «Определение  цены деления измерительного прибора» - сентябрь.
  • Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» - сентябрь.
  • Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» -октябрь.
  • Лабораторная работа №4 «Измерение объема твердого тела» - ноябрь.
  • Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твердого тела» - ноябрь.
  • Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» - декабрь.
  • Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» - февраль.
  • Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» - февраль.
  • Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага» - апрель.
  • Лабораторная работа №10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» - май.

[1] Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Разработка урока по физике с использованием ИУМК «физика7-9» «Реактивное движение. Ракеты»

Цель урока: формирования понятия реактивное движение, применение закона сохранения импульса для реализации полета в космос.Задачи урока:образовательная: способствовать формированию представления...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

урок на тему "Плавание тел" 7 класс Учебник: А.В.Перышкин Физика7

Урок построен с использованием элементов развивающего обучения. Каждый этап урока содержит свои методы и приемы: формирование проблемы (рассказ учителя и демонстрация опыта), поиск решения (исследоват...

Физика7.Архимедова сила

Презентация по теме урока: Архимедова сила.Способы определения архимедовой силы.Образовательные цели урока:- Формирование исследовательских умений-  Способы определения архимедовой силыЗадачи уро...