Интеллектуальная игра по физике "Что? Где? Когда?"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Кошелева Татьяна Николаевна

Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_gde_kogda.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Задорская ООШ Сонковского района Тверской области»

Внеклассное мероприятие

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

по физике

(для учащихся 8-9 классов)

Подготовила: Кошелева Т.Н.

д. Задорье

2013 г.

Цель: 

  • повышать познавательный интерес к предмету физика;
  • развивать логическое мышление у обучающихся;
  • расширять  межпредметные связи.

Задачи:

  • закрепление навыка групповой работы;
  • развитие творческого мышления;
  • закрепление навыка быстрого применения знаний на практике;
  • развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.

Оборудование: игровой стол, разделенный на сектора; волчок, конверты с  вопросами, компьютер, черный ящик.

Ход мероприятия

Учитель: Итак, я приглашаю занять свои места уважаемых знатоков.

Команда знатоков состоит из учащихся 8,9 классов (представление команды знатоков под музыку игры Что? Где? Когда?). В кабинете присутствуют болельщики.

Учитель объявляет условия игры:
Сегодня в игре разыгрывается 16 вопросов. Против вас, уважаемые знатоки, играют учащиеся и учителя нашей школы. Вы можете один раз за игру попросить помощь магистров. Пожелаем удачи нашим игрокам!

  1. «Дельфин». Уважаемые знатоки, как с помощью рисунка определить примерную скорость, которую развивает дельфин перед прыжком? (По закону сохранения энергии кинетическая энергия движения дельфина перед прыжком превращается в его потенциальную энергию в момент достижения высшей точки подъема. Из кадров видно, что высота прыжка составляет примерно 5 м. Расчет по формуле приводит к ответу 10 м/с.)
  2. «Утка». Почему утка свободно плавает по воде, а курица тонет? (У утки имеются специальные железы, которые вырабатывают жир, и с помощью клюва утка смазывает свои перья, они не смачиваются водой и пух остается под ними сухим. У курицы такой железы нет.)
  3. «Черный ящик». В черном ящике находится нечто, способное под вашим действием быстро изменять несколько электрических величин. (Реостат)
  4. Можно ли писать пальцем по стеклу? (После пальца на стекле остается тонкий слой жира, который не заметен. Если стекло вынести «на холод», а затем внести в теплое помещение, на холодном стекле водяной пар, имеющийся в воздухе, начнет конденсироваться. Причем на чистом стекле и покрытом жиром – по-разному. Сделанная пальцем надпись становится от этого видной).
  5. «Поющий бокал». Демонстрация: проводят мокрым чистым пальцем по краю бокала – он начинает звучать. Почему появляется звук? (Бокал – это колебательная система. Раз он зазвучал, его вывели из равновесия, проводя по краю пальцем. Мокрый палец действует, как смычок на струну: прилипает, движется и открывается (кстати, смычок для лучшего срыва натирают канифолью), что заставляет стенки сосуда колебаться. Каждый бокал колеблется с собственной частотой, поэтому он и «поет» по-своему.)
  6. «Закон в невесомости». Действует ли в невесомости закон Паскаля и закон Архимеда? (Закон Паскаля – «да», так как взаимодействие между молекулами в невесомости не исчезает. А закон Архимеда – «нет», поскольку исчезает его причина – вес тел.)
  7. «Экономист». Кто из известных физиков предложил для выхода Англии из экономического кризиса сделать денежные займы в других странах, а получив прибыль, возвратить долги? На доске 3 подписанных портрета –Э.Х.Ленц, Исаак Ньютон, Рене Декарт.(Исаак Ньютон – основоположник механики, дифференциального и интегрального исчислений, директор английского Монетного двора.)
  8. «Нобелевская премия». Нобелевская премия – одна из самых престижных в мире и больших в денежном выражении. Что изобрел учредитель этой премии – Альфред Бернхард Нобель? Известно, что это изобретение сделало его очень богатым. (Изобрел взрывчатое вещество – динамит.)
  9. «Картезианский водолаз». Демонстрация: действие этого «водолаза». В пластиковой бутылке с водой, которая закрыта пробкой, плавает вверх дном открытая пробирка – «водолаз», частично заполненная водой, частично воздухом. При сжатии бутылки с боков «водолаз» тонет, при отпускании – всплывает. Почему «водолаз» то опускается, то поднимается? (При сжатии бутылки в ней растет давление. Поэтому столбик воздуха в пробирке уменьшается в объеме, а столбик воды увеличивается; пробирка становится тяжелее, и архимедова сила, действующая на пробирку, становится меньше силы тяжести, пробирка тонет.)
  10. «Клубень картофеля». Демонстрация: кубик очищенного картофеля в обычной воде тонет, но плавает в соленой воде. Однако через некоторое время он и в соленой воде тонет. Почему? (Диффузия приводит к тому, что «поры» клубня напитываются солевым раствором, плотность картофеля возрастет и он утонет.)
  11. «Яйцо». Как отличить вареное яйцо от сырого? (Двумя пальцами сообщить вращательное движение. Сваренное (особо вкрутую) яйцо вращается заметно быстрее и дольше сырого, т.к. оно вращается как сплошное целое; в сыром же яйце жидкое его содержимое задерживает вследствие своей инерции движение твердой оболочки, т.е. играет роль тормоза.)
  12. «Как вынуть?». В стакан с водой опущен небольшой кусочек льда. Попытайтесь вытащить лед из воды с помощью нитки и щепотки поваренной соли. Как надо поступить? (На лед положить нитку, присыпать щепоткой соли и достать. Соль со льдом охлаждается, нитка примерзает к льдинке.)
  13. «Сухим из воды». Демонстрация: положить монету на большую плоскую тарелку, налить столько воды, чтобы она покрыла монету. Уважаемые знатоки, через минуту возьмите монету руками, не замочив пальцев. (Зажечь бумагу, положить ее горящей внутрь стакана и быстро поставить стакан на тарелку близ монеты дном вверх. Бумага погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним соберется вся вода с тарелки. Монета останется на месте, и через минуту, когда она обсохнет, можно взять ее, не замочив пальцев. Воду вогнала в стакан сила атмосферного давления. Горящая бумага нагрела в стакане воздух, давление в нем увеличилось, часть газа вышло наружу. Когда бумага гаснет давление уменьшается, а снаружи большое давление воздуха.)
  14. «Барометр». Одинаковы ли показания барометра в закрытом помещении и на открытом воздухе? Чтобы ответить на этот вопрос, два ученика измерили атмосферное давление в кабинете физики на четвертом этаже и во дворе школы. Оказалось, что давление во дворе больше, чем в кабинете. На основании этого опыта ученики сделали вывод, что давление в помещении меньше, чем на открытом воздухе. Правы ли ученики? Ответ обоснуйте.
  15. «Лингвист». Мой вес равен 36 кг. Правильна ли эта фраза с точки зрения физики?
  16. «Яйцо в графине». Демонстрация: листок бумаги 80х80 мм свернуть гармошкой, поджечь, опустить в бутылку с широким горлышком. Через 1-2 секунды закрыть очищенным сваренным яйцом. Горение прекращается, яйцо втягивается в графин. Объясните наблюдаемое явление. (При горении бумаги воздух нагревается. После закрытия яйцом процесс горения прекращается. Воздух начинает охлаждаться, возникает разрежение. Под действием атмосферного давления яйцо втягивается в бутылку.)

Рисунок к вопросу 1. «Дельфин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...