Подготовка к самообразованию при изучении нового материала учащихся по учебнику
статья по физике на тему

доклад выступления на РМО учителей физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rmo_uchiteley_fiziki.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка к самообразованию при изучении нового материала учащихся по учебнику»

ВВЕДЕНИЕ

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, сокращаются сроки от момента научного открытия до его внедрения в практику. В связи с этим от специалистов любой отрасли производства требуется высокоразвитое мышление, разносторонние знания и умение систематически пополнять их, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, осваивать новую технику и технологию. Причём необходимо не столько умение извлекать из памяти в готовом виде основы когда-то усвоенных знаний, сколько умения глубоко и всесторонне оценивать новые факты, явления, задачи и способность успешно решать их.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Мы должны готовить учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, вырабатывать навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. Поэтому необходимо формирование у школьников рациональных методов и приёмов учебной работы, воспитание в них потребности в знаниях, интереса к учёбе.

Самостоятельная работа является средством получения глубоких и прочных знаний учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственной способности.

Проблема активности и самостоятельности учащихся - одна из коренных в дидактике и школьной практике. Деятельность преподавателя немыслима без опоры на тех, кого он учит. Формирование самостоятельности учащихся - одна из основных задач школьного обучения. Л.В. Жарова пишет: 
"Самостоятельность - замечательное свойство человека, результат воспитания и самовоспитания. Она же важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей".

Еще с древних времен идея самостоятельности учащихся в обучении проходит в трудах классиков педагогики. Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и многие другие под знаком природосообразности понимали соответствие воспитания особенностям природы человека, законам его вечного саморазвития. В некоторых современных работах природосообразность рассматривают в сочетании со следующими категориями: сознательность, активность, самостоятельность (Н.А. Сорокин); активность и самостоятельность (В.И. Загвязинский).

Но почему же так много людей несамостоятельных, неспособных своевременно, не оглядываясь на других принимать нужные решения? Это вопрос снова и снова встает перед обществом. Одни считают, что ученик пассивно воспринимает все внешние воздействия, следовательно нуждается в постоянном управлении, регламентации со стороны учителя, который должен действовать с помощью предписания, жесткого контроля. Сторонники другого подхода, призывая учитывать интересы и потребности ребенка, предлагают строить обучение так, чтобы он чувствовал себя свободным, мог проявить активность, полную самостоятельность (Л.В. Жарова).

В науке нет однозначного определения самостоятельности. Самостоятельность определяют как свойства личности, обусловленные имеющимися знаниями и коммуникативными способностями (Н.Г. Алексеев), способность действовать без помощи со стороны (Л.П. Аристова, Л.В. Жарова), отличный от других способ мышления и деятельности (В.А. Пузанов, С.И. Зиновьев). Есть работы, в которых объединяются различные взгляды на данный вопрос (В.И. Орлов).

Я считаю, что самостоятельность есть свойство личности, которое проявляется в стремлении к независимым, активным, созидательным действиям и поступкам и поддерживается соответствующими умениями и навыками.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке, рационально организуемая и систематически проводимая, не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся и вырабатывает у школьников умение и навыки учебного труда, но и воспитывает у них серьёзное отношение к учебным занятиям, благотворно влияет на отношение учеников к урокам, на дисциплину класса.

За время работы в школе мною были отработаны различные формы организации работы учащихся на занятиях в школе и дома (индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные, внеклассные), разные формы организации урока (уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-зачёты, уроки-практикумы (по решению задач и выполнению лабораторных работ).

Анализируя результаты этой работы, я пришёла к выводу, что самым доступным способом повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она должна занимать исключительное место на уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности.

На самостоятельность работы учеников влияют источники,из которых черпают знания. Они непосредственно влияют на характер его исследовательской деятельности в обучении. Одними из таких источников служат:

  • Учебник;
  • Учебное пособие;
  • Дополнительная литература;
  • Интернет.

То есть основными средствами самостоятельного ознакомления школьника в собранном и обобщенном в науке , еще долгое время будет являться различные виды текстов научного характера.

 А теперь сами приемы, которыми пользуются наши учащиеся при изучении нового материала по физике по учебнику:

  1. выделение существенного;
  2. ответы на вопросы;
  3. составление плана;
  4. сортировка материала;
  5. самопроверка;
  6. формирование приемов умственной работы.

 Теперь вопрос возник : Как обучить школьников разным способам работы с книгой?

Например:

  1. Выделение существенного: дать название, в котором бы отражалась главная мысль прочитанного текста или фрагмента текста. Если не справляются , то задаю два вопроса. – 1 О чем здесь говорится? – 2 Что об этом говорится?
  2. Особое трудное дело – научить школьников отвечать на вопросы. Их ошибка большинства была вызвана тем, что ребята не понимают смысла вопроса. Значит их нужно учить анализировать вопросы, на которые он собирается отвечать и сказать какая работа от него потребуется.
  3. Как обучить школьников составить план?

Самый  правильный путь – исходить из ошибок ребят, посмотреть , что у них вызывает затруднение и на этом строить обучение. Обучение ребят составлению плана началось прежде всего с требований , которые предъявляются к плану. И записывают их в тетради.

  1. план должен содержать только главные мысли;
  2. они должны быть связаны между собой по смыслу;
  3. пункты плана должны быть четко сформированы.

При систематической работе по составлению плана на учебном материале 7-8-х классах, в последующих классах сложного плана. Отсюда видно , что уч-ся по окончанию школы будут владеть умением логического изложения прочитанного.

  1. Другой вид самостоятельной работы с учебником – обучение учащихся приемам формирования изучаемых объектов.

Для этого условия: 1) знание учащихся фактического материала, то есть необходимых данных о сравниваемых объектах; 2) понимание учащихся однородности сравниваемых признаков; 3) умение выделять главные существенные признаки в сравниваемых объектах.

 Учить учащихся приемам сравнения следует на конкретном материале. Сравнение нужно начинать с различия явлений или с их сходства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вы...

Доклад « Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний умственно отсталых учащихся»

В специальной ( коррекционной) школе 8 вида существует три этапа процесса обучения:1.- изучение нового материала2.- закрепление и повторение3.- проверка и   оценка знаний.В связи с особеннос...

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...