Сценарий внеклассного мероприятия "Посвящение в электрики"
классный час по физике (10 класс) на тему

Осипенко Светлана Ефимовна

Предлагаемая форма проведения урока может быть использована как одно из средств активизации познавательной деятельности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_meropriyatie_posvyashchenie_v_elektriki.zip947.9 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЭЛЕКТРИКИ»

 Главной сферой социальной активности учащихся и студентов выступает учеба. Процесс формирования активности – явление педагогическое. Современный подход к образованию никак не может избавиться от педагогических стереотипов, существующих в социалистическом режиме функционирования техникума. Традиционная система обучения, отличающаяся устойчивостью и консерватизмом, не способствует разнообразию учебной деятельности.     

     Как показывает анализ практики, большинство учителей и сегодня продолжают придерживаться структуры традиционного урока при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Умственный навык построения традиционного урока, выработавшийся у учителей в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что опрос, изложение, закрепление не главная цель учителя и что урок можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме.

     Одна из задач среднего учебного заведения, где студент является объектом обучения и воспитания, заключается в раскрытии направленности личности, реализации способностей, определении стиля поведения, развитии интеллекта, умения общаться, самооценки и самоконтроля, способности к групповому взаимодействию и к взаимодействию с внешним окружением. Усиление интереса к будущей профессии, приобретение широких знаний о ней, развитие необходимых умений и навыков ведут, безусловно, к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта, в свою очередь, способствует поиску новых целей этой деятельности, формированию настойчивости и целеустремленности.

     Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знаниям, в самостоятельно разработанных действиях. Важными путями активизации обучения являются новые системы, технологии и активные методы обучения.

      Используемая мною методика, а именно повторительно-обобщающие уроки физики, проводимые в нетрадиционной форме, использование компьютерных технологий, обеспечивает успех дела, т. е. повышает эффективность урока и качество знаний.      Ожидаемые результаты: оптимальное развитие личности обучающегося; высокое качество приобретаемых знаний, умений и навыков, формирование целеустремленности. Эти уроки отмечает четкое определения целевых установок, нестандартный творческий характер урока, целесообразное использование наглядности, разнохарактерность заданий, творческие задания, дифференцированный подход к обучающимся.

     Хочу поделиться опытом подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Посвящение в электрики». Мероприятие проводится ежегодно для студентов первого курса, обучающихся в нашем техникуме по специальности 140613 и 140448  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Предлагаемая форма проведения урока может быть использована как одно из средств активизации познавательной деятельности студентов. Она помогает развивать интерес к изучаемому предмету, способствует более глубокому, осмысленному усвоению учебного материала по наиболее важным для электриков разделам физики: электричеству, электромагнетизму, электромагнитным колебаниям. Мероприятие по своей сути является обобщающим уроком по указанным разделам физики.

   

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

На сцену выходит вестник богов Гефест.

Гефест:

Сегодня к вам  с горы Олимп спустились Боги,

Чтоб вас подвергнуть трудным испытаниям,

Сам Зевс пришел к вам, несмотря на занятость

Чтоб окропить священным эликсиром знания.

Выходит Зевс с березовым веником. Помощник несет ведро с надписью «Эликсир знаний». Зевс кропит «эликсиром» первокурсников.

Зевс:

Ну что ж,  посмотрим,  можно ль вас принять

В семью электриков, кто звания сего достоин.

Вас испытаньям сложным будем подвергать,

Кто с честью выдержит их, званье лишь тому присвоим.

Выходит богиня мудрости и знания Афина.

Афина:

Афина я – богиня мудрости и знания,

Сейчас мы с вами викторину проведем.

«Кто хочет стать электриком?» ее название,

А победитель будет от экзамена по физике освобожден.

Афина объясняет правила проведения викторины. Группа из 25 студентов делится на 5 подгрупп по пять человек в каждой. Группа приглашается на сцену. Афина показывает им карточку с заданием (см. приложения). Тот, кто первым дает правильный и подробный ответ на поставленный вопрос, остается на сцене, остальные возвращаются в зрительный зал. Оставшемуся студенту Афина задает вопросы. Сначала следуют простые вопросы на 3 балла. Независимо от того, отвечает на них студент или нет, он продолжает игру. Затем следуют более сложные вопросы на 4 балла, затем – на 5 баллов. Если студент не отвечает на такой вопрос, он выбывает из игры. Тот, кто наберет больше всех баллов, занимает первое место и получает право на освобождение от сдачи экзамена по физике при условии успешной успеваемости в течение семестра. Студент, занявший второе место, получает на экзамене по физике один дополнительный балл. Студент, занявший третье место, освобождается от защиты одной из лабораторных работ (на выбор).

Задания для викторины см. в приложении 1.      

Специальное жюри, в состав которого входят преподаватели, оглашают итоги викторины.

Гефест:

Ну что, размялись? Снова собирайтесь с силами,

Настала очередь домашнего задания.

Явление физическое надо инсценировать

Чтобы у музы Талии добиться вам признания.

Заранее на уроке физики преподаватель предлагает студентам подготовить инсценировку одного из изучаемых физических явлений. В данном случае студенты продемонстрировали следующие номера:

1. Выходят четверо студентов, у двоих из них на груди табличка с буквой , на спине – с буквой S. Они изображают постоянные магниты. Студенты демонстрируют взаимодействие магнитов сначала одноименными полюсами. Двое студентов без табличек толкают их друг к другу северными полюсами, затем южными, магниты «отталкиваются». Затем магниты взаимодействуют разноименными полюсами и притягиваются друг к другу. «Магниты» крепко обнимаются, двое других студентов с трудом их растаскивают.

2. Строение атома водорода по теории Бора.

Выходит один студент, второй, ведущий, говорит: «Ядро». Выходит «электрон» и начинает ходить по кругу вокруг ядра. Ведущий бросает ему книгу со словами: «Фотон», «электрон» увеличивает радиус орбиты, затем бросает книгу назад ведущему и возвращается на прежнюю орбиту.

3. Конденсатор в цепях постоянного и переменного тока.

Трое студентов изображают конденсатор, двое из них – обкладки конденсатора, третий посередине – диэлектрик. Группа студентов изображает сначала постоянный ток, который не проходит через конденсатор, затем переменный ток ( движутся по очереди в противоположные стороны) и проходят через конденсатор.

На сцену выходит муза комедии Талия.

Талия:

Вы показали замечательные знания,

И пусть всего лишь муза я комедии,

Сумели вы добиться моего признания

Не только как артисты, но и как электрики.

Участникам этого конкурса Талия вручает небольшие призы.

Гефест:

Ну, что ж вы оказались знатными артистами,

Но мы талантом тоже не обижены,

Споем частушки мы о нашей с вами жизни,

Чтоб показать, что вы особо к нам приближены.

Выходят «боги». Один из них играет на баяне. Они исполняют частушки собственного сочинения.

Частушки:

Гефест:

Чтобы путь светлее был,

Зевс сегодня к вам прибыл,

Освятит он вас, каналья,

Эликсиром знания.

Зевс:

Я сегодня к вам пришел

Вовсе не случайно.

Я вас током посвящу,

Эликсиром окрещу.

Талия:

Все смеются как больные,

Может быть заметили,

Потому что вот такая

Муза я комедии.

Афина:

Вот спустилась я с Олимпа,

Чтобы вас тут попытать,

Самых умных обнаружить

И дипломы им раздать.

Конкурс продолжает Зевс.

Зевс:

Посовещались мы с богами и решили,

Что кроме умственных способностей, электрик

Быть сильным должен, и коль речь зашла о силе,

Пусть сам Геракл вас испытаниям подвергнет.

Входит Геракл. Он проводит шуточные спортивные конкурсы (см. приложение 2)

По итогам каждого конкурса Геракл вручает победителям призы.

Конкурс продолжает Зевс.

Зевс:

Теперь мы слова ждет от вас ответного,

Должны вы в нем профессию свою прославить,

Попробуйте воспеть ей песнь хвалебную

И уважать ее сумейте всех заставить.

Сценку показывают учащиеся первого курса (см. приложение 3).

Ответное слово предоставляется старшекурсникам. Они показывают сценку по мотивам фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (см. приложение 4).

Зевс:

Мы оказались в положении затруднительном,

Кому же звание электрика присвоить?

Пусть ситуацию нам разрешить поможет

Электрик опытный. Пусть он найдет достойных.

Зевс зовет преподавателя спецдисциплин.

Преподаватель говорит: «Настоящий электрик должен пройти испытание током. Чтобы вы не боялись, вам покажут пример студенты четвертого курса.

Выходят двое старшекурсников. Берутся за руки, свободной рукой держатся за провода, подключенные к мегомметру, преподаватель крутит ручку. Один из старшекурсников, делает вид, что упал в обморок.  Второй студент взваливает его на плечи и уносит со сцены. Затем такое же испытание проходят первокурсники.

Зевс: Я думаю, теперь настала очередь вручить почетные дипломы и медали.

 

Боги вручают первокурсникам дипломы и деревянные медали. Содержание диплома см. в приложении 5.

Зевс:

Теперь семьи электриков вы члены полноправные,

Все испытания остались  позади,

Вы получили звание электрика,

И с ним вас ждет успех на жизненном пути.

«Боги» приглашают первокурсников на чаепитие.

     Результаты, полученные преподавателем после проведенного урока, были достаточно высокими, ребята с удовольствием участвовали в игре, проявляя при этом дух соревнования и личной заинтересованности. Данную форму урока можно использовать при преподавании любого предмета.

     При подготовке таких уроков я ориентируюсь на возрастные психологические особенности обучающихся, на их интерес к моральным свойствам личности.

     Очень важно, что именно на таких уроках создаётся особая психологическая ситуация обучения - это ситуация успеха, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения обучающихся. Секрет прост: нет заданий не по силам (даже для слабых обучающихся), правильное их выполнение приветствуется и поощряется, а неудача хотя и не останется незамеченной, но не привлекает к себе общего внимания. Анализ моей педагогической деятельности показал, что наряду с традиционными уроками необходимо внедрять и нетрадиционные формы обучения.

     Одним из направлений в работе с обучающимися является процесс оценивания. Без оценки невозможно прогнозировать дальнейшее движение обучающихся. По итогам данного мероприятия всем его участникам выставляются оценки.

     Главная задача проведения диагностики - стимулировать их к самостоятельному осмыслению и решению поставленных задач. На основании оценки проведённых мною исследований можно с уверенностью сказать, что внедрение нестандартных форм обучения положительно влияет на повышение уровня успеваемости обучающихся.

      Нетрадиционное обучение - показатель социализации обучающихся, подготовка их для жизни в обществе, где взаимосвязаны потребности обучающихся, их способность и желание саморазвиваться.

      Воплощение нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий в практику работы привело к следующим положительным результатам:

  • учащиеся стали более инициативными и активными на уроках;
  • у учеников вырос интерес к предмету физики;
  • увеличилось число хорошистов;
  • улучшилось качество знаний студентов.

     Свои рассуждения мне хотелось бы закончить словами Г. Лихтенберга: «То, что Вы были вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость».


Литература:

  1. Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем по системе Л. В. Занкова. М., «Новая школа», 1993
  2. Внеурочная работа по физике / Под редакцией О. Ф. Кабардина. М., «Просвещение», 1983
  3. Гин А. А. Игровая учебная деятельность./ журнал «Физика в школе» №1 2001 год.
  4. Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике. М., «Школа-Пресс», 2000 (Библиотека журнала «Физика в школе»)
  5. Елькин В. И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М., «Школа-Пресс», 2000 (Библиотека журнала «Физика в школе»)
  6. Инициатива, творчество, поиск. Информационный вестник. Выпуск 12./Под редакцией В. М. Абросимова. Белгород, 2000.
  7. Ланина И. Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М., «Просвещение», 1991
  8. Ланина И. Я. Сто игр по физике. М., «Просвещение», 1995
  9. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. / Под редакцией Т. И. Тимошенко Белгород, издательство БГУ, 1997.
  10. Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению. / Приложение к журналу «Начальная школа» №2  М., «Начальная школа», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Сценарии внеклассных мероприятий «Заповеди этнической семьи!» Сценарий вечера, посвящённый дню рождения Ямала.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню образования Шурышкарского района и ЯНАО. Конкурс семейных пар. Команда состоит из мамы и дочки или сына. Всего у нас 3 команды, для них мы приго...