Практические работы по физике
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Патрина Елена Геннадьевна

 

Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы по разделам курса физики за 7 класс.В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической и практической частей предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_raboty_po_fizike_7_klass_.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия г. Волжского Волгоградской области

Практические работы по физике для 7 класса

Составитель: Учитель физики

Патрина Е.Г.

2012-2013 уч. год

ПРЕДИСЛОВИЕ

Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.

В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы по разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися экспериментальных практических работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности. Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов, способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п. Практико-ориентированные работы служат как для повторения изученного материала, так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования для проведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования

В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе .


При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих правил:

1. Название практической работы

2. Цель работы..

3. Перечень используемых приборов и материалов. ( оборудование)

4. Ход работы, в котором отображаются наблюдения учащихся. Можно ход работы оформить в виде таблицы:

Действия

Наблюдения

Рисунок  или   фотография

В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в границах погрешностей отдельных элементов.

5. Результаты вычислений, если такие имеются.

6. Вывод. Например, можно начать следующим образом:  «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:  (и перечисляем к каким выводам в результате проделанной работе вы пришли)».

Вывод можно сделать в творческой форме,  например стихотворной (синквейн, )

 7. Все практические работы оформляются в программе  PowerPoint и оцениваются учителем.

Синквейн

Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.


Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  1. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

  1. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  1. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  1. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Закон тяготения

  1. Ньтоновский, всемирный.

  1. Удерживает, притягивает, способствует падению.

  1. Помогает познать строение Вселенной.

  1. Гравитация.

Практическая работа №

Тема:

Цель:

Оборудование:

 Ход работы:

Практическая работа №1

 Тема:     Строение вещества. Молекулы

Цель:  проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.

Оборудование :

  • мензурка с водой или стакан с водой
  • пробирка с кристалликами перманганата калия( марганцовка)
  • пробирки с водой – 3 шт или стаканы с водой
  • стеклянная палочка или ложка

Ход работы:

  1. Опустите в пробирку с водой  кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
  2. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.
  3. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.
  4. Сделайте зарисовку окрашенной воды во всех трех случаях
  5. Сделайте вывод о достоверности выдвинутой гипотезы

Практическая работа №2

Тема: Взаимодействие между молекулами

Цель: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.

Оборудование:

  • 2 стакана с водой,
  • 2 пакетика чая,
  • Яблоко
  • песок
  • холодильник.

Часть 1

 Ход работы: 

  1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?
  2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему? 
  3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
  4. Сделайте вывод

 

Часть 2

Тема: Явление смачивания и  несмачивания

Цель: Наблюдение явлений смачивания и  несмачивания  водой различных поверхностей

Оборудование:  кусочек кожи, лист бумаги, жирная поверхность, пипетка, блюдце, подсолнечное масло

Ход работы

  1. Возьмите лист бумаги и с помощью пипетки капните на нее  воду
  2. Затем в блюдце налейте немного подсолнечного масла и повторите опыт.
  3. Возьмите кусочек кожи и снова повторите опыт. Опишите свои наблюдения во всех случаях.
  4. Сделайте вывод

Практическая работа №3

Часть 1

Тема    Диффузия в газах и жидкостях

Цель  наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.

Оборудование :

  • флакон духов,
  • кусочек ваты,
  • пробирка с кристаллами перманганата калия,
  • мензурка с водой,
  • лист бумаги,
  • стеклянная трубка.

Ход работы:

  1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения
  2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.
  3. Сделайте вывод:

Часть 2

Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.

Оборудование

  • 2 стакана с водой,
  • 2 пакетика чая,
  • холодильник.

Ход работы.

  1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.
  2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
  3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
  4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.
  5. Сделайте вывод:

Практическая работа №4

Тема: Инерция . Инертность тел

Цель : наблюдение явления  инерции

Оборудование: стакан с водой, спичечный коробок, линейка, две одинаковые банки из-под кофе: одна- пустая, а другая с песком., рулетка.

Часть 1

 Ход работы

  1. Стакан с водой ставим на спичечный коробок.  

  1. Резким ударом линейки коробок выбиваем  из-под сосуда. Стакан оказывается на столе на месте коробка. Опишите свои наблюдения

Часть 2

Ход работы:

  1. Установите с помощью книг  две наклонные  плоскости под одинаковым углом
  2. Отпустите одновременно две банки. Опишите свои наблюдения Ответьте на вопрос:
  3. Какая из банок, пустая или с песком проедет большее расстояние по горизонтали.
  4. Затем на  горизонтальную поверхность насыпьте немного песка. Опыт повторите. Опишите свои наблюдения
  5. Сделайте вывод

Практическая работа №5

Тема: Трение

Цель: Пронаблюдать трение покоя и трение скольжения

Оборудование:  ложка, яблоко, пенал, полотенце,  книги, гладкий поднос

 Ход работы:

  1. Установите с помощью книг  наклонную плоскость малого угла.
  2. На поверхность книг поочередно кладите яблоко, пенал, ложку. Опишите свои наблюдения .( добейтесь положения ,чтобы тела удерживались на повехности)
  3. Увеличьте угол наклона и повторите опыт. Опишите свои наблюдения
  4. Затем, не меняя угол наклона,   накройте книги полотенцем и  посмотрите,  будут ли скользить предметы, при  установленном наклоне. Опишите свои наблюдения
  5. Сделайте вывод

Практическая работа №6

Тема: Сила упругости и вес тела

Цель: Наблюдение силы  упругости и веса тела

Оборудование: две жестяные банки, лист бумаги(2), монеты 5-ти  рублевые- 20  штук

Ход работы:

  1. . Поставь две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
  2. Положи сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
  3. Постепенно наверх кладите  монеты начиная с первой. до 20 .  Опишите свои наблюдения
  4. Теперь согни лист бумаги гармошкой (рис. А, Б, В, Г).
  5. Положи эту «гармошку» на две жестяные банки и повтори опыт. Опишите свои наблюдения.
  6. Сделайте вывод

Практическая работа №7

Тема:   Архимедова сила. Условие плавания тел.

Цель:  Наблюдение Архимедовой силы и выяснение условия плавания тел

Оборудование: Стакан с водой, соль, яйцо или половина картошки

 Ход работы:

  1. В стакан с водой налейте пресной воды
  2. Опустите поочередно в стакан яйцо, а затем картошку
  3.  Добавьте в стакан соли столько, чтобы яйцо( или картошка) начинало всплывать. Опишите свои наблюдения
  4. Сделайте вывод

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по физике для 8 класса "Распространение, отражение и преломление света".

Разработана по следам физических сборов, проводимых в Южноуральске Еремяшевым Николаем Константиновичем. Даёт возможность всем детям прикоснуться к оптическим экспериментам, ощутить себя "Ньютонами", ...

Серия Практических работ по физике для учащихся 10 класса

С помощью простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы и т.п.), использую знания из курса физики, можно узнать о человеке и его организме много интересного....

Практические работы по физике

Материал представляет собой комплект пракических заданий к рабочей программе учебной дисциплины ОДП.02 "Физика". Работа включает пояснительную записку с указание формируемых метапредметных и предметны...

Практическая работа по физике "Основы термодинамики"

Практическая работа предназначена для профессий и специальностей технического профиля...

Методические указания к практическим работам по физике

Методические указания  к выполнению практических работ предназначены для студентов СПО по ППРКС технического профиля....

Сборник практических работ по физике

Данное пособие предназначено для студентов 1 курса по специальности "Технология продукции общественного питания" для выполнения практических работ по физике....

Практическая работа по физике 8 класс "Электричество"

Практическая работа "Соединение проводников"...