Интеллектуальное соревнование "Гауссы и Ньютоны"
материал по физике (8, 9 класс)

Зуева Татьяна Николаевна

Физико-математическая игра -викторина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sorevnovaniya.docx69.35 КБ
PDF icon intellektualnoe_sorevnovanie_pdf.io_.pdf1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное соревнование
«Гауссы и Ньютоны»

Цели мероприятия

Обучающие:

  • стимулирование интереса к физике и математике;
  • закрепление умений применять знания в новой ситуации, умений грамотно объяснять физические явления;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, творческую активность, внимание, сообразительность, находчивость, память;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

  • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
  • воспитание ответственности в принятии решения.

Пояснительная записка

1. В соревновании участвуют 2 команды 8-9 классы: математиков и физиков – по 6 человек в каждой.

2. Команда физиков задаёт вопрос команде математиков и наоборот. Вопросы готовят заранее.(за правильный ответ 1 балл)

3. На обдумывание вопроса даётся 1,5 мин.

4. Соревнование проводится в 7 этапов.

Состав жюри: 2 ученика 11 класса, учитель информатики.

Оснащение мероприятия: компьютер, проектор, экран, презентация, плакаты с афоризмами, шарики с формулами.

Начало соревнования

Ведущий 1. Известно, что математика- царица наук, ну а физика, на мой взгляд,- царица прогресса. Эти две науки тесно связаны, и сегодня мы посоревнуемся в знаниях физики и математики, отвечая на занимательные вопросы и решая шуточные задачи ( слайд 2).

Ведущий 2. В нашем интеллектуальном соревновании принимают участие 2 команды: команда математиков «Гауссы». ( слайд 3).

Слово предоставляется капитану команды, который должен подтвердить, что математика – царица наук.

Капитан команды «Гауссы».

О, математика, ты вечна!

Гордись, прекрасная, собой!

Твоё величье бесконечно,

Так предначертано судьбой!

Всегда овеяна ты славой,

О светоч всех земных светил!

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил!

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе!

Ведущий 1. Команда физиков «Ньютоны» ( слайд 4). 

Слово предоставляется капитану команды, который должен подтвердить, что физика – царица прогресса.

Капитан команды «Ньютоны».

Трудно было человеку

Миллионы лет назад.

Он совсем не знал природы,

Зато верил в чудеса.

Он всего-всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье, -

Трудно было ему жить.

И решил он всё узнать,

Самому во всё вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал!

Ведущий 2.

Хоть в голове порою муть,

Но вы должны понять, в чём суть:

В задачах, в поисках пути

Во всём старайтесь вы дойти

« До сущности явлений,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины»-

Так сказал известнейший поэт

Запомните его слова и впредь

Учитесь думать, чтоб вопрос понять

И верные ответы дать.

Ведущий 1. Слово для разминки предоставляется «Гауссам».

Ученик команды:  Мы приготовили презентацию «Красота математики», содержание которой демонстрирует гармонию чисел, изящество математики, её универсальность.

(просмотр презентации и решение  необычных заданий) (слайды 5-12)

Задачи решают зрители и помогает им команда «Ньютоны».

Ведущий 2. Слово  предоставляется «Ньютонам».

Первый ученик команды:

О том, что физика – наука молодая,

Сказать определённо здесь нельзя,

И в древности, науку познавая,

Стремились познавать её всегда.

Дорогие ребята! Арабская пословица гласит: «Один опыт стоит тысячи слов». Исходя из этого весьма справедливого утверждения, предлагаю вашему вниманию разнообразные опыты и загадки  по физике. Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве окружающего мира.

      Вам нужно будет объяснить увиденное с физической точки зрения. Кто первый правильно ответит на вопрос, тот получит сладкий приз.

(один ученик демонстрирует опыты, задаёт вопросы.   Опыты подготовлены и проверены учителем).

Занимательные опыты

Опыт 1. «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: наполним до краёв стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернём стакан. Почему вода не выливается из перевёрнутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т.е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

C:\Users\школа\Pictures\опыт 5.jpg

Опыт 2. «Яйцо вползает в бутылку»

Оборудование: бутылка с широким горлышком, варёное яйцо, спички, бумага.

Проведение: очистим варёное яйцо  от скорлупы . Возьмём листок бумаги  свернём его гармошкой и подожжём . Затем опустим горящую бумагу в графин .Через 1-2 сек горлышко накроем яйцом (см.рис) .Горение бумаги прекращается , и яйцо начинает втягиваться в графин.

 Объяснение: При горении бумаги  воздух в бутылке нагревается и расширяется. Это означает, что часть воздуха выходит из бутылки. После того как мы поместили на бутылку яйцо бумага гаснет, воздух сжимается. Давление внутри бутылки станет меньше давления снаружи. Превосходящее наружное давление втолкнет яйцо в бутылку.

C:\Users\школа\Pictures\опыт1.jpg

Опыт 3.  «Загадочное яйцо»

Оборудование: 2 стеклянных сосуда с водой,  яйцо.

Проведение: Поместим яйцо сначала в один сосуд, а затем – в другой. В одном из них оно тонет, а в другом – плавает. Объясните загадку яйца.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность солёной воды больше, чем чистой. Плотности солёной воды и яйца примерно одинаковы, поэтому оно плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности яйца, поэтому оно тонет в воде.

C:\Users\школа\Pictures\опыт 3.jpg

Второй ученик команды:

Ребята, у меня для вас есть презентация с заданиями «Задачи по загадкам». Кто быстрее даст ответ, тот получит сладкий приз. (слайды 13-18)

  1. Дерево даёшь – съедает, а от воды умирает. (Огонь)

Вопрос. Каким способом теплопередачи осуществляется перенос энергии, когда мы греемся у костра?  (излучение, теплопроводность)

  1. Летом навзничь лежат, а зимой в гости ездят. (сани)

Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу – летом? (Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колёс телеги)

  1. Вода по воде плавает. (лёд)

Вопрос. Почему лёд плавает по воде? (плотность льда меньше плотности воды)

  1. Крыльями машет, а улететь не может. (ветряная мельница)

Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы? (кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения)

  1. Не зная броду, лезу смело в воду. На большой глубине, лишь по пояс мне. (корабль)

Вопрос. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море? ( уменьшится, т.к. увеличится плотность воды, а значит увеличится сила Архимеда, выталкивающая корабль)

Ведущий 1. Итак, разминка прошла. Молодцы, ребята! Начинаем I этап соревнований между командами.

« Попробуй, расставь» (слайд 19).

Физики (1). Рассмотрите рисунки и укажите, каким сказочным чудесам соответствуют изобретения (слайд 20).

Ответ: (сани) – (аэросани); (золотой петушок) – (радиолокатор); (конёк – горбунок) – (ракета); (ковёр –самолёт) – (самолёт); (волшебное зеркальце) – (телевизор); (прогулки под водой) – гидрокостюм).

 Математики (1). В шары изображённой фигуры вставьте цифры от 1 до 8 так, чтобы сумма трёх чисел, расположенных на углах каждого треугольника, составляла 13 (слайд 21)

Ведущий 2. Начинаем следующий этап нашего соревнования  «Лабиринт» (слайд 22)

Физики (2). Жук ползёт, он не в песке,

        А на шахматной доске.

        Перемещаться может по прямой,

        Горизонтально либо вертикально. Но постой!

        Ведь должен побывать он в каждой клетке,

        Возьмите это на заметку.

        Попробуйте и вы пока

        Нам начертить тот путь жука.

Решая задачу, воспользуйтесь карандашом, ведь путь от клетки, к клетки начиная с той, где находится жук (слайд 23-24).

Математики (2). Вы должны пройти через пять ворот, которые обозначены числами. В каждой окружности можно пройти только  одни ворота и дойти до центра лабиринта. Надо выбрать такой путь, чтобы сумма чисел по пути до центра составила 100. Свой путь отмечайте карандашом, ведя его от числа к числу

 (слайд 25-26).                           

Ведущий 1. Начинаем третий этап соревнования математиков и физиков.

« Вопрос в стихах» (слайд 27).

/ Домашнее задание - сочинить вопрос в  стихах/.

Физики (3).  Она жила и по стеклу текла,

        Но вдруг её морозом оковало.

        И неподвижной льдинкой капля стала,

        А в мире поубавилось тепла.

        Стих этот с ошибкой читается,

        Но ошибка в  чём же заключается?

Ответ. Когда капля воды превращается в лёд, то тепло не поглощается, а выделяется (слайд 28).

Математики (3). Как- то рано поутру

        Птицы плавали в пруду.

        Белоснежных лебедей

        Втрое больше, чем гусей,

         Уток было восемь пар-

        Вдвое больше, чем гагар.

        Сколько было птиц всего,

        Если нам ещё дано,

        Что всех уток и гусей

        Столько, сколько лебедей?

Ответ. Лебедей - 24, уток – 16, гусей – 8, гагар – 8 (слайд 29).

Ведущий 2. Переходим к четвёртому этапу соревнования

«Бабушка Маша и внучок Саша» (слайд 30).

Физики (4). Пошёл внучок в гости к бабушке из деревни А в деревню В. Расстояние между деревнями 3 км, если идти прямо по тропинке через поле. Одновременно бабушка вышла навстречу внучку со скоростью 2 м/с, а внучок бежал к бабушке со скоростью 3 м/с. Через какое время они встретятся на тропинке?

Ответ. Встретятся через 10 минут (t=,  = +б; t =  = 600с = 10 мин) (слайд 31).

Математики (4). – Бабушка, сколько лет твоему внучку?

- А ему, милый, столько месяцев, сколько мне лет.

- Сколько же тебе лет?

- Нам с внуком вместе 65. А уж сколько лет внуку, сосчитай , золотко сам.

Сколько же лет внуку? (слайд 32).

Ответ. Бабушке 60 лет, внуку – 5 лет. (пусть внуку х месяцев, тогда бабушке 12х, а т. к. им вместе65 лет, то можно составить  

равнение: х + 12х = 780, или 13х = 780, х = 60 месяцев, т. е. 5 лет.)

1. Ведущий. Следующий этап интеллектуального соревнования  «Шуточные задачи».   (слайд 33).

Физики (5). Какое двузначное число при отражении в зеркале увеличивается в 4,5 раза?

Ответ. 18 – 81 (18 * 4,5 = 81) (слайд 34).

Математики (5). В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?

Ответ 100. –сто (3 буквы и 3 цифры) (слайд 35)

           

Ведущий 2. Переходим к предпоследнему этапу соревнования, который называется

« Путешествие из Петербурга в Москву» (слайд 36).

Физики (6). В полдень из Петербурга в Москву вышла грузовая машина со скоростью 60 км/ч. Часом позже из Москвы в  Петербург выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. Когда они встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?

Ответ. В момент встречи они будут рядом, а значит на одинаковом.

(слайд 37).

Математики (6). Дорог от Петербурга до Москвы много, но только одна из них проходит через кружки с числами, которые в сумме дают 1000. Найдите этот путь, ведя карандашом от числа к числу.

(слайд 38).

Ответ. 13 + 169 + 281 + 461 + 76 = 1000.

Ведущий 1. В последнем конкурсе

« Росчерк» (слайд 39),

вы должны будете вычертить фигуру одним непрерывным росчерком, т. е. не отнимая карандаша от бумаги и не удваивая ни одной линии. Слово физикам (слайд 40).

Физики (7). Говорят, что Магомед вместо подписи ставил одним росчерком состоящий из двух рогов знак Луны, представленный на рисунке. Попробуйте и вы проделать то же самое (слайд 41).

Математики (7). Попробуйте начертить звезду в пятиугольнике одним непрерывным движением (слайд 42).

Итоги. Жюри подсчитывает баллы и определяет команду – победителя.

Победители получают билеты на поездку в краеведческий музей (г. Плавск), а побеждённые – медали за участие. Молодцы!

Ведущий 2. Свои вы знанья показали

        И друг от друга многое узнали.

        Соревнование завершено.

        Хочу для вас сказать одно:

        Чтобы успешно всё решать,

        Науки эти надо знать (слайд 43).

Зуева Татьяна Николаевна


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные соревнования

Игра по физике по теме "Электрические и магнитные явления" для 9 или 10 класса...

Внеклассное мероприятие по биологии - интеллектуальное соревнование "Своя игра"

Интеллектуальное соревнование по биологии "Своя игра"...

Спортивно-интеллектуальные соревнования «Олимпийцы, вперед!»

Спортивное мероприятие, посвященное Олимпийским играм Сочи-2014 для учащихся 5-9классов...

Типы интеллектуальных соревнований по математике

Типы интеллектуальных соревнований по математике...

Проект Интеллектуальных соревнований «Синергия – Проект»

Проект Интеллектуальных соревнований «Синергия – Проект» направлен на вовлечение детской, молодежной и взрослой аудитории  в активную жизнь, как в Сети, так и за ее пределами на основе безопасног...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Проект Интеллектуальных соревнований «Синергия – Проект» направлен на вовлечение детской, молодежной и взрослой аудитории  в активную жизнь, как в Сети, так и за ее пределами на основе безопасног...

Интеллектуальное соревнование "Гаусы и Ньютоны"

Внеклассное мероприятие по математике и физике. Интеллектуальное соревнование двух команд: физиков и математиков. Конспект  мероприятия и презентация....