Сравнительно-сопоставительный анализ ФГОС первого и второго поколений
статья по физике по теме

Ветрова Ольга Михайловна

Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе.

Программа по физике, согласно ФГОС второго поколения должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ ФГОС общего образования первого и второго поколений

Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе. Один из разработчиков проекта ФГОС нового поколения  академик А.А.Кузнецов отмечает, что «между стандартами первого и нового поколений существует много отличий» и часть из них являются сущностными.  

Таблица 1.

Сравнительно – сопоставительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.

линия сравнения

ФГОС 1  поколения

ФГОС  2  поколения

1

2

3

определение стандарта

1) нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ общего образования;

2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

3) уровень подготовки выпускников образовательных учреждений;

4) основные требования к обеспечению образовательного процесса  

1) базовый комплексный государственный документ, совокупно определяющий систему требований и обязательств государства по отношению к обществу;

2) важный фактор финансового управления системой образования;

3) форма «общественного договора».    

место стандарта

нет

В системе законодательного поля системы образования «стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени РФ определенную совокупность наиболее общих правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования »  

назначение стандарта

1

Обеспечение:

1) равных возможностей для всех граждан для получения качественного образования;

2) единства образовательного пространства РФ;

3) преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования, возможности в получении  профессионального образования;

4) защиты обучающихся от перегрузок и сохранению физического и

2

… «более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования».  

3

психического здоровья;

5) социальной защищенности обучающихся;

6) социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

7) прав граждан на получение достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

8) основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования и разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет потребителя.

 

функции стандарта

нет

1) формирование российской (гражданской) идентичности;

2) право на полноценное образование, обучение на родном языке;

3) обеспечение единства образовательного пространства страны;

4) обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования;

5) обеспечение преемственности основных образовательных программ на всех ступенях обучения;

6) обеспечение критериально-оценочной компоненты.

Из выше сказанного можно сделать выводы:

1) разработка ФГОС идет по пути их систематизации, структурирования и введения новых понятий;

2) оформляется в понимании его места, назначения и функций.

Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

Рисунок 1.

В приложении 1 представлена структура ФГОС нового поколения.

Таблица 2.

Сравнительный анализ Программ  по физике для основной школы 7-9 классы в рамках ФГОС первого и второго поколений.

Элемент сравнения

Программа по физике для основной школы

1 поколения

2 поколения

1

2

3

Структура программы

Примерная программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Примерная программа по физике включает разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения на разных уровнях (личностном, метапредметном, предметном); содержание курса с перечнем разделов с указанием минимального количества часов, отводимого на изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса; примерную программу внеурочной деятельности.

1

2

3

Цели обучения

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений (измерений) с помощью таблиц, графиков, выявлять эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений, процессов, принципов действия технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости использования достижений науки для развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

- развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.

Задачи обучения

- знакомство с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко используемых в практической жизни;

- овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников»:

- знать/понимать;

- уметь;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Результаты изучения курса «Физика» разделены на уровни:

- личностные результаты обучения физике;

- метапредметные результаты обучения физике;

- общие предметные результаты обучения физике;

- частные предметные результаты обучения физике.

В ФГОС второго поколения делается акцент на то, что необходимо обратить внимание на естественнонаучное образование – нанотехнологии, биотехнологии, азы знаний которых должна закладывать школа, ведь за ними будущее страны, необходимо так осуществлять отбор содержания образования, чтобы оно было абсолютно необходимым для будущего успешного развития страны и социальной успешности наших граждан.

Таким образом, Программа по физике, согласно ФГОС второго поколения должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительно-сопоставительный анализ некоторых праздников России и Великобритании

Актуальность данной темы на современном этапе совершенно очевидна. Живя в прагматичном, жестоком мире, люди часто не хотят понимать и воспринимать культуру другого народа, бывают нетерпимыми к д...

Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения

Чем отличаются "старый" и новый стандарт? Что такое системно-деятельностный подход? Что такое УУД? Об этом с точки зрения учителя данная презентация....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .

Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...

Сравнительный анализ ФГОС 1 и 2 поколения.

Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе. Общее в ФГОС -1 и ФГОС...

Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений

Сравнительная характеристика стандартов  первого и второго поколений...