Страничка для патрфолио в межаттестационный период учителя физики
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

    Образовательные технологии и методики, которыми я пользуюсь в преподавании физики – это информационно- коммуникативная технология и технология проблемного подхода в обучении,  которые повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

   Ведущее место в обучении  занимают методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся в поисках решения поставленной проблемы. Важно, чтобы учащиеся были включены в практическую деятельность. В начале изучения раздела по физике предлагаю учащимся список тем, по которым они могут приготовить сообщения, рефераты, доклады, презентации (тему выбирают самостоятельно) и  сами определяют форму представление своей работы . Роль учителя – консультант.    Исследовательский эксперимент осуществляется при работе с интерактивными моделями в виртуальной лаборатории: учащимся дается алгоритм работы,  распечатанный на листах,  и они пошагово его выполняют. Хороший результат качества новых знаний получается при  сочетании реальной и виртуальной лабораторий. Применение  виртуальной лаборатории, видеофильмов, интерактивных моделей позволяет сэкономить время выполнения практических  работ,  экспериментов, опыты. Особенно которые невозможно выполнить в реальной лаборатории,  демонстрировать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению. Компьютерная  лаборатория помогает мне в  проведении демонстрационного и ученического эксперимента,  существенно расширить возможности физического эксперимента, организовать на  уроке исследовательскую работу, выполнение лабораторных  и практических работ учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел  программы:                  «Механические колебания и волны. Звук.»

Тема урока:                                              Распространение звука. Скорость звука

Цель урока: познакомить учащихся с условием распространения звуковых волн, значением  скорости звука в различных средах, научить  вычислять скорость   звука,  закрепить полученные знания, развивать навыки самоконтроля. 

Задачи урока:  

Образовательные:

  •  создание условий для формирования представлений об условиях  возникновения, особенностях распространения    звука  в различных средах;
  •  обеспечить усвоение  знаний  о скорости звука и умения ее находить ;
  •  контроль  над  пониманием учениками изучаемого материала.

Развивающие:  

  •  Формировать умения выделять признаки сходства звуковых волн с  другими    волнами, обобщать полученные сведения;
  •  Продолжить развить речь, мышление, внимание.
  •  Формировать навыки работы с источниками информации, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие     способности,  в процессе самостоятельного приобретения новых знаний и оценке ее достоверности.

Воспитательные:

  • воспитание умения обосновывать высказываемую позицию;
  •  углублять интерес к предмету через практическую значимость изучаемого материала;
  • обеспечивать благоприятную психологическую обстановку на уроке;

Межпредметные и внутри предметные связи:  с музыкой,  биологией, математикой, историей.

Тип урока:     урок изучения нового материала.

 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, мультимедийные материалы (презентация «Источники звука.», видеоролики «Живые звуки леса», «Кластеры воды и звук»,  «Воздействие звука »), тест и карточки с заданиями, учебник, портреты ученых,  линейка .

Виды деятельности: беседа, работа с электронными тестами, карточками, учебником, слайдами презентации.

Методы:  беседа, исследование, объяснительно – иллюстративный,

Форма работы:  индивидуальная, сотрудничество «учитель-ученик».

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, делать выводы.

Основные понятия и термины: среда, упругие  колебания, источники звука, приемник звука,  длина, частота , период волны,  скорость звука.

 УМК «Физика» А. В. Перышкина для 9 класса

Структура урока

п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин.

1.

Организационный

Проверка готовности учебного кабинета и учащихся  к уроку.

1

2.

Актуализация знаний

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися, коррекция пробелов.

7

3.

Постановка проблемы

Обеспечение  мотивации постановки  темы урока  учащимися и  целей познавательной их деятельности на уроке.

5

4.

Изучение нового материала

Выполнение индивидуальных, практических, аналитических заданий.

15

5.

Применение изученного материала

Установление правильных представлений о пройденной теме.

10

6.

Закрепление полученных знаний.

Обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в новой ситуации.

5

7.

8.

Домашнее задание

Запись домашнего задания

2

9.

Итоги урока . Рефлексия.

Ход урока

этап урока

 Цель деятельности учителя\учащихся.

Методы\  задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-ный.         2 мин

Цель учителя: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Цель  учеников: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Методы: словесные, объяснительно – иллюстративный, диалог, побуждающий к проблемной ситуации.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о быстрой и аккуратной работе в тетради.

Включает «Звуки    леса» , установочная беседа, психологический настрой учащихся.

Здравствуйте, ребята, гости на нашем уроке.

        Пытаются шептать клочки афиши,

        Пытается кричать железо крыши,

         И в трубах петь пытается вода

        И  мычат бессильно провода.

Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам услышать окружающий мир, а значит лучше его понять.

На этом уроке мы будем продолжать говорить о звуковых волнах, их свойствах.

Эпиграф к уроку:

«Труднее создавать тишину, чем создавать звук.»

                                                 П.Л. Капица

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос

Откуда звуки возникают,

Что слух наш всюду услаждают?

         Приветствие учителя и               включение в урок.  

 

2.  

Актуализация знаний, провер-ка домашнего задания       (7 мин)

Цель учителя:  Проверить знания учащихся полученные ранее:

  1. Какие механические  волны называются звуковыми?

2.Почему возникают звуковые волны?

  1. Механические колебания не слышимые человеком

Цель  учеников: Показать, что знают о источниках звука, ультразвуках и инфразвуках, понимают значимость знаний о их свойствах.

 

Методы:  рассказ, показ презентации,  обсуждение затруднений

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

 «Мир, в котором мы живем, удивительно склонен к колебаниям... Колеблются даже атомы, из которых мы состоим », но не все они звуковые.

  Что же такое ЗВУКОВЫЕ волны?

Проверь себя, ответив на  вопросы

электронного  теста (Варианты 1; 2 )   и получи оценку.

Подводим итоги:  Что вы уже знаете?

Зачем нам нужно  знать  о звуковых волнах?

 

Устный ответ учащегося                 (презентация 1)

Звуковые волны – это колебания в диапазоне от 16 гц. – до 20000 гц. Колебания, диапазон которых ниже 16 Гц называют  инфразвуковыми, а колебания частотой выше 20кГц – ультразвуковыми.              

Раздел механики изучающий звуковые волны называется – акустикой.

Границы звукового диапазона восприятия условны, т.к. зависят от возраста и индивидуальных особенностей. С возрастом верхняя граница воспринимаемых звуков понижается до 6 000 кГц. Дети воспринимают звуки частотой больше 20 кГц.

У многих животных границы воспринимаемых колебаний лежат ниже 20 гц или больше 20 кГц. Например, у собак до 60 кГц., у летучих мышей – до 150 кГц., у дельфинов – до 200 кГц. , у рыб ниже 16 Гц. Человек эти звуки не слышит и, кажется, что они не общаются между собой.

Инфразвуковые колебания опасны для организма. Они вызывают неприятные ощущения внутренних органов, изменения в психическом состоянии, беспокойство, страх. Эти колебания вызываются землетрясениями, вибрацией тяжелых механизмов. Собаки, кошки и др. животные, ощущая эти колебания, стараются покинуть здания, дом.

Ультразвук широко применяется в технике, медицине. Например, ультразвуковое просвечивание внутренних органов, ультразвуковое дробление камней во внутренних органах.

Устные ответы учащихся:

По диаграмме подводят итоги своих знаний  о волнах.

Чтобы человек мог использовать их свойства для своих благ, здоровья. изобретений новой техники, удобств. Безопасности.

3. Определение целей урока.

                (5 мин)

Цель учителя:

Познакомить учащихся с условием распространением  звука в упругих средах, показать   зависимость  скорости звука  от свойств среды, научить вычислять скорость   звука, длину и расстояние.

Цель  учеников:  назвать вопросы для изучения новой темы, сформулировать цели  своей познавательной деятельности  на этом уроке.

Методы: беседа, иллюстративный, обсуждение.

Задачи: сформулировать  

цель познавательной деятельности     на уроке

Без этих неравнодушных помощников наша жизнь была бы значительно тяжелее и намного скуднее.

Учитель предлагает учащимся послушать английскую сказку и, исходя из нее, назвать тему урока                                       (слайд №  ).

У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу.

Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять.

Черт шутя справился с этим и забрал себе души обоих путников.

Остался третий путник...»

«...А третий свистнул и сказал:

“Пришей к этому пуговицу!” – и черт был побежден», т.к. не смог догнать звук .

       Тема урока :     Распространение звука. Скорость звука                                        (слайд   )

Учитель предлагает учащимся поставить цели урока через прием "Вопросительные слова":

Как?    чем?  можно ли? почему? и т.д.

На какие вопросы о звуковых волнах хотели бы получить   ответ?

Какая  цель вашей познавательной деятельности     на уроке ?

Что для этого надо знать и понимать, уметь?

Чему вы хотите сегодня на уроке научиться?

Где вы  сможете  использовать  знания о звуке?

Называют варианты темы урока.

Записывают тему урока в тетрадях:

« Распространение звука. Скорость звука »

Предлагают варианты вопросов:

1.Какое о условии  распространения звуковых волн ?

2.Чем отличаются волны в воздухе от волн в воде, земле, металле?

3.Можно ли разговаривать под водой, на Луне?

4. Как заставить служить человеку звуковые волны?

Цели  познавательной деятельности     на уроке:

1. Выяснить условия распространения звуковых волн.

2.        Научиться вычислять скорость звуковых волн в различных средах.

3. Узнать о значении звуковых волн в жизни и их практическом применении.

4. Изуче-ние нового материала.

15 мин

Цель учителя:

  1. Показать необходимое условие для распространения звуковой волны;
  2. Показать взаимосвязь между скоростью звука и плотностью среды
  3. Научить вычислять скорость, длину, частоту звуковой волны.

Цель  учеников:

1. Узнать условия распространения звуковых волн.

2.        Научиться находить скорость звуковых волн в различных средах и использовать ее значение в решении задач

3. Узнать о значении звуковых волн в жизни и их практическом применении.

Методы: побуждающий к проблемной ситуации, словесный, диалог, практическая самостоятельная работа. Формирование проблемных вопросов; разъяснения нового материала, иллюстрации, использование видео фрагментов, справочного материала.

Люди давно научились использовать знания о звуковых волнах. Например:

1.        Почему во время грозы мы сначала видим молнию и лишь, потом слышим гром?

2.        В старые времена при осаде в крепостных стенах помещали "слухачей", которые могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет, следили за приближением вражеской конницы. Почему "слухачами", которые в древние времена следили за земляными работами противника, часто были слепые люди?

3.        Как люди, потерявшие слух,  способны танцевать под музыку, или писать музыку, как великий Бетховен? ( Великий композитор  в 27 лет ощутил в  признаки роковой для него болезни — ушного склероза, — приведшей постепенно к полной глухоте.

Бетховен очень тяжело переносил свое несчастье и одно время был близок к самоубийству. Однако пика своей славы композитора он достиг в 1814г. будучи полностью глухим.  Умер в 1827г прожив 57 лет,)

Какие знания должны  получить, чтобы понять действия людей в приведенных примерах?

   Опыт 1.  :  Видео с будильником под колпаком с воздухом  и  без    воздуха.         

 Опыт 2:  Колокольчик в воздухе.   Почему мы слышим звук?

Можно увидеть, что звуковая волна распространяется в воздухе ?

Опыт3 :  Сахар и звук -  распространение звука по воздуху и твердым телам.

           Мир под водой отличается тишиной?

А как поют киты и их слышат сородичи в соседних океанах? Горбатые синие киты известны своими магическими песнями, которые распространяются на большие расстояния.  

Смотрим видео «Пение синих китов», и находим ответ на вопрос. Мир под водой отличается тишиной?

   Каково условие распространения звуковых волн?

Где могут распространяться звуковые воны?

Какая скорость у звука в разных средах?

Работа с таблицей :  Скорость звука в различных средах  (в учебнике )

   Вывод:  скорость звука в воде больше, чем в воздухе. А какой она будет в твёрдых телах?  Как проводит земля звук?  

Видео «Великолепные лошади»

Скорость звука   в породах земной мантии - 8 км\с и более, но это не что в сравнении со  скорость света 300 000 тыс. км\ с. Звуковые волны распространяются не мгновенно, а с определенной скоростью, которую можно рассчитать по формуле: V=S\t/

Звук это волна , значит скорость звука можно рассчитать длину, частоту, период по формулам:

V=λ\T ,  V=λ*ν  Запишите в тетрадь формулы.

Историческая справка:

Благодаря хорошей проводимости земли работают сейсмические станции, Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, приложив ухо к земле, услышал топот копыт татаро-монгольской конницы, когда она ещё не была видна.

Слухачи во время гражданской войны по земле слышали вражескую конницу.

Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу. Те, кто ныряет в реку или  море, знают, что под водой хорошо слышны звуки: удары камней, плесканий, шлепки

Итоги этапа:  Что вы уже узнали?

  Какие вопросы остались не отвеченными?

Музыка   у таких людей доходит до их слуховых нервов не через воздух и наружное ухо, а через пол и кости.

Какое условие для распространения звука?

  1. Просмотр видео ролика «Будильник»
  2. Объясняет опыт с колокольчиком

Звуковая волна распространяется по воздуху и доходит до наших ушей.

3.Выполняет опыт с сахаром на натянутой  пленке и действие на него  звука.Звук доходит до банки по воздуху, передается   стеклу, и далее передается сахару.  Крупинки сахара подпрыгивают. Здесь есть среды: воздух и стекло.

4.Смотрит видео ролика «Пение синих китов  ». В воде тоже есть звуки.

Вывод:

Звук распространяется в любой упругой среде: твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества (в вакууме).

•        Хорошо проводят звуки упругие плотные вещества: металлы, древесина, жидкости, земля .

Работа с таблицей учебника : Скорость звука в различных средах

  • в воздухе  330 м/с.  
  • в воде1483м\с.
  • В стальном рельсе  скорость звука   5000-6000м\с;
  •  Дерево (ель)        5000м\с;
  •  гранит                  3850         м\с ;
  •  медь                  4700м\с;
  • стекло                  5500м\с.

Записывают формулы для скорости звука через длину волны и период; длину и  частоту.

Вывод:        

  1. Необходимое условие распространения звука - наличие упругой среды.
  2. Скорость распространения звуковых волн в разных средах неодинакова. Медленнее всего звук распространяется в газах. Быстрее всего в средах плотных: земля, металл, дерево, стекло.

     Научиться применять свои знания в решении  задач

5. Закрепление. (10 мин)

Цель учителя:

Создать условие для формирования  умения находить длину, частоту звуковой волны и по скорости звука определять расстояния .

Координация работы учащихся по заданиям.

Цель  учеников:

1.        Научиться вычислять расстояние до источника звука, зная скорость звука  

2.         Узнать где применяют эти знания?

Методы: словестный, репродуктивный, наблюдение, фронтальный опрос.

Задачи:

-развитие умений  сравнивать

-развитие умений  определять по таблице и объяснять результат опыта;

- развивать способность давать адекватную самооценку

   Чему вам нужно  еще научиться?   Ваша цель ?

  1.Гроза от наблюдателя 6, 8км ,  раскат грома услышан спустя 20 секунд после наблюдения вспышки молнии. Вычислите  Ѵ  звука в воздухе

    3.Скорость звука в воде впервые была измерена в 1826 г. на Женевском озере в Швейцарии Колладоном и Я. Штурмом.   На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук от этого колокола с помощью специального рупора, так же опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. Чему равна Ѵ звука в воде, если сигнал улавливался через 9,8с после вспышки пороха?

      2. Гроза находятся на расстоянии 10 км от наблюдателя. Через сколько времени человек  услышит звук  от молнии?

Скорость света огромна  по сравнению со скоростью звука,  поэтому звук грома сильно запаздывает после вспышки молнии.

V= 300 000 км\с  =300 000 000 м\с    

Время вспышки молнии t =10 000 м : 300 000 000 м\с = 0, 00003 сек

Выполните тест «Верю - не верю».  Если согласны с утверждением , то пишите   (+ ), если нет , то пишите –   (-).  Правильность выполнения задания проверьте по таблице  на закрытой доске и поставьте себе оценку в лист самооценок.

Задача 1:

Дано:             Формула      Решение

S =  6800 м\с      V=S/t         V   = 6500:                    

t =20c                                   20cек =325м\с                        

 V - ?

Ответ:  325м\с

Задача 3.  V= 14000м : 9.8 с = 1428 м\с

Задачи 2:

V=  330 м\с  - звук

S= 10 км= 10 000 м

t = S : V

 t =10 000 м : 330 м\с = 29.8 с

 

Ответ :  примерно через 30 сек человек услышит гром

В тетради пишут номер вопроса и ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Проверяет итоги теста по ключам и заносит оценку в лист итогов.

6.Подве-дение итогов урока

 4 мин

Цель учителя: Развивать умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы, адекватности самооценки

Цель  учеников: Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения  новых учебных целей.

Методы: обсуждение, Фронтальный опрос и выставление оценок

Задача: обсудить затруднения, возникшие на уроке и сформулировать  методы их  преодоления.

  Что важного и интересного  узнали на уроке?

Сделайте выводы по уроку по вашим поставленным целям на урок.

 Оценка индивидуальной работы  учащихся и   класса в целом.

Выставление оценок в дневник.

Звук может приносить радость общения, наслаждение звуками природы, музыки, а может принести и вред здоровью, природе.

В память о нашем уроке и для здоровья своего получите  в подарок  памятку «Фонотека здоровья» .  ЕЕ можно продолжить своими наблюдениями,  научными фактами.

          Дополнительные сведения:

Пример 3

  • Во время концерта Пола Маккартни в Венеции  в 1979 году от рева динамиков рухнул деревянный мост,
  • Во время выступления ансамбля Пинк  Флойд в Шотландии  начал разрушаться каменный мост.
  • Когда этот же ансамбль давал концерт на природе, в близлежащем озере погибла рыба.
  • Фестиваль панк- рок  групп в Нидерландах местная сейсмическая станция приняла за  землетрясение.

Пример 4. Кластеры воды  (видео)

Возвращаются к целям, которые   поставили в начале  урока и отвечают на них.

Осуществляют анализ  полноты  достигнутой  цели урока.

Пример1:   Существует забавный научный факт: растения лучше растут под классическую музыку, чем без нее, и хуже – под поп-музыку, чем в тишине. С людьми все происходит примерно также.

   Пример 2:     Громкие звуки убивают волосковые клетки, которые передают звуковые колебания в головной мозг. Один аккорд  из усилителя на дискотеке – и несколько тысяч клеток убито.

 

7. Домаш-нее задание.                             2 мин

 Цель учителя: развить умение находить плотность вещества по таблице и вычислять по формуле.

Цель  учеников:

Закрепить знания физической величины плотность и способы ее нахождения, применить свои знания в практической работе.

Д\З  читать параграфы 37,38, вопросы- отвечать устно.

  Выбрать 1 творческое задание по желанию :

1. Подготовить презентацию « Звук и здоровье человека». Зачем человеку 2 уха?

2. Составить кроссворд « Звуковые волны» по литературным произведениям

3. Какие вы можете предложить способы защиты своей квартиры  от шума?

4.Поставить эксперимент «Поющие бокалы». Выяснить зависимость звука от частоты, а частоты от длины звучащего предмета.

Записывают д\з

Получают памятку «Фонетика здоровья»  и перечень творческих заданий.

8.Рефлексия.

 1 мин

Цель учителя:  

  1. Выяснить эмоциональное отношение к полученным знаниям;
  2. Степень осознания значимости полученных знаний и готовность использовать из в жизни.

Цель  учеников: Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения  новых учебных целей.

Методы: беседа

Что -то заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

Подумайте и, уходя из класса, прикрепите смайлик соответствующий вашему настроению.

   

      Спасибо за урок! Молодцы!

 



Предварительный просмотр:

Ход урока

 Содержание УЭ

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организацион-ный

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки

Презентация «Атмосферное давление»        

Опыт : У вас есть стакан и блюдце, в которое налита вода. На дне блюдца находится монета. Придумайте, как достать монету, не замочив пальцы, и не выливая воду?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Взаимное приветствие, настраиваются на работу.

Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные  осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные вступление в диалог,  умеет слушать и слышать

2.

Подготовитель-ный Актуализация опорных знаний:

Цель учителя: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. 

Цель учащихся

1. Показать знания о строении атмосферы Земли.

2.Сформулировать тему урока

3.Назвать

вопросы своей учебно-познавательной деятельности

Мы живем на планете Земля и она обладает сокровищем , необходимым для жизни – воздушная оболочка – атмосфера.                            Слайд 1

Какая она?   Как ее измерить, взвесить, использовать, сберечь?

Как предсказать погоду?  Где использовать  знания об атмосфере Земли?

Как  узнать будет ли хороший клев рыбы  на рыбалке?

                                              Слайд 4

Тема: Атмосферное давление.  

Атмосферное давление на разных высотах   .                             слайд 5

 Чтобы сформулировать вопросы

 о  цели вашей учебно-познавательной деятельности на уроке при изучении данной темы поработайте с тестом.

                 

   

Итоги этапа:                            

Тема урока:  «Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах.»

Цели учебно-познавательной деятельности на уроке:         слайд 7

1. Узнать, как   измерили  атмосферное давление?

2.Узнать, как изменяется атмосферное давление ? 

3. Научиться вычислять атмосферное давление на разных высотах

4.Узнать о влияние земной атмосферы на живые организмы.

Устный опрос по темам:

  1. Давление газов, строение закон Паскаля атмосферы Земли.

2.  Почему молекулы газов входящие в состав атмосферы не падают на Землю и не покидают ее?

2. Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?

Итоги:

Что мы уже знаем о атмосфере Земли ?      

Какая тема нашего урока? 

Раздает каждому ученику первичный тест, в котором содержатся  вопросы  опережающего характера   (3,4,7,)

 

Направляет учащихся на формулировку учебных целей.

                           Слайд 6

Какие вопросы вызвали у вас трудности? 3,4,7

  Что мы должны изучить с вами на этом уроке ?

 Используйте  вопросительные слова «Научиться», «Узнать» «Как» «Где»

Вообще есть атмосферное давление или нет? Как это проверить?

- Демонстрирует  опыт 1: стакан, бумага, вода. Переворачивает стакан, вода не выливается.

   Что так плотно прижимает бумагу  к краю   стакана?

Устные ответы учащихся по вопросам:

1. Давление газов, закон Паскаля.

2.Почему существует воздушная оболочка Земли ?

        Слайды 2, 3

Итоги:

1.Атмосфера состоит из 5 слоев

2.Определенных границ нет

3.Земная поверхность и все тела на ее поверхности         испытывают  давление всей толщи воздуха.

4. Плотность воздуха разная Верхние слои сжимают нижние,

Записывают в тетради тему урока

Отвечают на вопросы теста.

Проверяют работу

 и оценивают свою работу.      

вопросы: 3,4,7,8

Формулируют  цели своей  учебной деятельности:  

1. Узнать, как   измерить атмосферное давление

2.  Как изменяется атмосферное давление на разных высотах?

3.Где можно в жизни использовать атм. давление?

Провести опыт

Наблюдают за демонстрациями, участвуют в беседе,  выдвигают гипотезы. Предлагают  способы, как достать монету

 

Регулятивные организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Познавательные

умение строить логическую цепь размышлений, умение  устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск,  умение  выделять  необходимую информацию

3.

 Изучение и усвоение новых знаний

Цель учителя:  Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний  по теме.

Цель учащихся 

1.Познакомиться с историей  измерения атмосферного давления.

2. Узнать нормальное атмосферное давление

3. Научиться определять высоту над уровнем моря по изменению давления с высотой

На воздух, как и всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, воздух обладает весом. Опытным путем можно , доказать, что воздух имеет массу.

Верхние слои сжимают нижние слои. Воздушный слой у поверхности Земли сжат больше всего и по закону Паскаля передает производимое на него давление по всем направлениям. Земля и тела на поверхности Земли испытывают давление всей толщи воздуха, т.е. испытывают атмосферное давление.

Обнаружение атмосферного давления, изобретение прибора барометра,

измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Изменение показания барометра-анероида при  подъёме в гору , при изменении погоды.

Рассказывает  учитель:

Плотность слоев атмосферы не одинаковая , да и высота неизвестна, значит, формулу      p=pgһ      для определения давления жидкости применить для газов нельзя?   А как измерить атм. давление?

 Ответ найдем из истории великих научных открытий.

В17 в. естествовед из Магдебурга Отто Герике  попытался создать вакуумный насос для выкачивания воздуха из сосуда.

Первые попытки были неудачными, т.к  Герик пытался выкачать воздух из бочки. Бочка не была герметичной. Его труд привел к успеху.

Внимание на экран.

 

Давайте подведем итоги. Что вы уже знаете?

 

Как установить соответствие между значением мм.рт.ст. и

Па?     Вычислить давление ртутного столба высотой 760 мм.

Слушают учителя, дополняют расчётами массы воздуха в классе по его объему и плотности. Масса воздуха  в классе примерно 70 - 90 кг

 Смотрят видеофрагмент  «Из истории великих открытий»  о первых измерениях атм. давления, изобретении ртутного барометра

Записывают в тетрадь выводы :

1.Воздух имеет вес и давит на все предметы на Земле

Давление воздуха очень сильное

2.Вес ртутного столба в 760 мм уравновешивает  атм. давление .

3. Измерять атм. давление можно в мм.рт. ст или  в Па.

Познавательные

умение строить логическую цепь размышлений,   устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск,  выделять  необходимую информацию

Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками самоконтроля, умение определять последовательность действий.

4.

Физкульт-

Минутка

Выполняют упражнения

5.

Закрепление знаний  и понимания по теме.

Цель учителя :  Определение уровня усвоения  изученного материала ; Создать условие для формирования  умения

Цель учащихся

1.Научиться переводить значение давления в мм.рт.ст в Па. гПа

 2.Узнать зависимость давления от высоты подъема  над уровнем Земли.

3.Научиться   определять высоту объекта по разнице  давления.

Решите задачу

Р= 0.76 м* 13600 кг\м3* 9.8 н\кг= 101300 Па= 1013гПа

Методы: словестный, репродуктивный, наблюдение, фронтальный опрос.

Задачи:

-развитие умений  сравнивать

-развитие умений  определять по таблице и объяснять результат опыта;

Решение задачи на определение высоты Останкинской башни.

Итоговый тест в виде электронной игры «Своя игра»

 

                           Стр. 102

Значит 1мм.рт.ст =133,3 Па

В прогнозе погоды прозвучало: давление 740 мм.рт.ст.  

Что вы можете сказать о услышанной погоде ?

                                Срт.107

Возвращаемся к тесту 1 и ответим на оставшиеся вопросы. Какой вопрос  остался не отвеченным?7  

Чтобы найти ответ на поставленный

смотрим  видеоролик  о опытах Паскаля.

Стр.107 учебника.

Запишем выводы

 

Слайд 10

Где можно использовать эти знания?  Решаем устно задачу:

У подножия башня давление нормальное, а в верхней ее части 715мм.рт.ст.

Какой высоты башня?  

Решаем задачи  Слайд11

Проводит тест  базового уровня изучения темы в виде игры «Своя игра» Организует проверку и самопроверку, акцентирует внимание на конечных результатах

Один ученик у доски, остальные решают в тетради.

      p=pgһ

Ответ:  760 мм.рт. ст.  давят так же как

101300 Па= 1013 гПа

Атмосферное давление ниже нормы,  740*133.3 Па = 98642Па=986гПа

Отвечают:

7. На какую высоту надо подняться, чтобы давление уменьшилось на 1мм.рт.ст?

Записывают в тетрадь  выводы:

1. Атм. давление, равное  в 760 мм. рт. ст. или 1013 гПа при  0 С, называется нормальным атм. давлением

2. Чем больше высота над уровнем моря, тем меньше атм. давление.

3. При подъёме на 12 м вверх, давление уменьшается на 1 мм. рт. ст.

Для вычисления высоты горы, башни.

h=(Р1-Р2)*12

h =(760 мм.рт.ст. – 715 мм.рт.ст.)* 12 = 540м

Отвечают на вопросы теста, записывая свои баллы.

Личностные:умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Регулятивные:умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные:умение применять знания в новой ситуации

6.  Итоги урока

Домашнее задание

Рефлексия

         Слайд 5                   

                      Для самоконтроля каждому учащемуся дается  вопросник, с указанием &, где можно найти ответ.

Даёт комментарии, пояснения, уточнения, называет оценки.

Д\з  &40,42,44 читать Задание11- провести опыты, объяснить результат;

упр21 (2,3,4) решить в тетради.

организует рефлексию

Совместно с учителем делают вывод о достижении учебных целей,

Записывают д\з,

выполняют самооценку работы над  темой

Личностные:умение оценивать свои достижения,

Регулятивные:умение осуществлять  итоговый контроль

Познавательные:умение познавать цель и результат

Коммуникативные: умение проявлять активность  в деятельности

        Вопросы   для   самоконтроля:

  1. Как можно определить массу воздуха? (§40)
  2. Вследствие чего создается атмосферное давление? (§40)
  3. Опишите опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. (§40)
  4. Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, не падают на Землю под действием силы тяжести? (§41)
  5. Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, двигаясь во все стороны, не покидают Землю? (§41)
  6. Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты? (§41)
  7. Почему нельзя рассчитывать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно или стенки сосуда? §42
  8. Как с помощью трубки Торричелли можно измерить атмосферное давление? (§42)
  9. Что означает запись: «Атмосферное давление равно 780 мм рт. ст.»? (§42)
  10. Как называют прибор для измерения атмосферного давления? Как он устроен? (§42)
  11. Скольким гектопаскалям равно давление ртутного столба высотой 1 мм? (§42)
  12.  Как устроен барометр-анероид? (§43)
  13.  Как градуируют шкалу барометра-анероида? (§43)
  14.  Для чего необходимо систематически и в разных местах земного шара измерять атмосферное давление? Какое значение это имеет в метеорологии? (§43)
  15.  Как объяснить, что атмосферное давление уменьшается по мере увеличения высоты подъема над уровнем Земли? (§44)
  16.  Какое значение атмосферного давления называют нормальным? (§44)
  17.  Как называют прибор для измерения высоты по атмосферному давлению? Что он собой представляет? Отличается ли его устройство от устройства барометра? (§44)

        Задачи:

  1. Учебник: Упр.17(2), Упр.18, Упр.19(1, 4, 5), Упр.20, Упр.21
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: №№ 455, 458, 470, 473, 474, 477, 478, 483, 484, 485, 487.


Предварительный просмотр:

                                                     Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО)           Каира Вера Владимировна

Предмет_______________________физика___________Класс______7_______________________

Тема урока____________________«Плотность вещества»__________________________________

Учебник:  «Физика 7 класс»  Учеб. для общеоразоват. учеб. заведений  изд. М. «Дрофа » 2012г. автор А.В. Перышкин

Задачи:

-развивать устную объяснительную речь;

-создавать условия для формирования познавательного интереса к физики, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний и значимость полученных знаний.

-развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.

Цель деятельности учителя  

Познакомить  с новой характеристикой вещества – плотность, единицами ее измерения, научить находить плотность вещества;  помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

Тип  урока: 

урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, носит проблемно - исследовательский характер

Планируемые образовательные  результаты

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
  • Повторить: понятие массы тела, объем тела,строение вещества
  • Первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.
  •  усвоения понятия плотность вещества

Развивающие:

  • Вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом, проводить сравнение величин, тел;
  • Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • развивать речи, логическое и креативное мышление;
  • Формировать навыки  практической и вычислительной работы. 
  •  Продолжить формировать умение делать и высказывать умозаключения;

    Воспитательные:

  • воспитание уверенности в своих знаниях, умениях, этики групповой работы;
  •  формирование положительного эмоционального отношения  к предмету.
  • Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
  • Формирование коллективизма.

Методы и формы  обучения

проблемно - поисковый, исследовательский , практический , демонстрационный метод.

Образовательные ресурсы

Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  /А.В. Перышкин  изд. «Дрофа»20 12 г.

2. Физика 7 кл задачник 7-8 кл. для общеобразоват. учреждений  

3. Задачи по физике для основной школы с примерами решений:  

 – М.: Илекса, 2011г.

4. http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif

5. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif

6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg 

Основные понятия и термины

 плотность вещества,  единицы измерения плотности, формулы расчета плотности, массы, объема; атом, молекулы, строение вещества, агрегатные состояния вещества.

Оборудование:  мультимедийный проектор; компьютер; презентация,  составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы;  тела равного объема, но  разной массы; мензурка с водой; задания на листах для экспериментов; масло растительное; вода, стальной, пробковый и пластилиновые цилиндры, тела неправильной формы и тело «неизвестного» вещества.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. Мотивация.

(2 мин)

Цель учителя: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Цель  учеников: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Методы: словесные, объяснительно – иллюстративный, побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску и прочтите  (слайд №1) «Любое знание желательно добыть опытным путём.»

 Эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

- Любой урок для вас  является открытием новых знаний.  На нашем уроке физики  к открытию вы придете сами. Какое открытие вы могли бы сделать сегодня на уроке? Посмотрите, возьмите в руки   два  тела. (они на ваших столах) (цилиндры железный и алюминиевый на столах, дети берут их в руки) Что вы можете о них сказать ?

Почему при равных объемах масса разная?

Как можно « сравнивать»  вещество?

Так  какая задача стоит перед нами на уроке?

Что мы с вами должны научиться?

Такая физическая величина действительно есть и называется «Плотность вещества.»

Слушают высказывание.

- Здесь говорится про открытия и способ их получения.

Одинаковая форма – цилиндры.

Цвет разный, объем одинаковый, разные - по массе.

Вещество разное: железо и алюминий.

Наверное, есть такая физическая величина, которая показывала бы нам, из какого вещества состоит тело. Как там молекулы в нем «упакованы»

(« уплотнены»)

Узнать новую физическую величину, которая бы помогала определить из какого вещества состоит  тело, и научиться ее находить, измерять , вычислять.

Записывают тему урока в тетрадь.

2. Повторение -7 мин

Цель учителя:

Проверить умение учащихся пользоваться приборами: весами, мензуркой, линейкой для определения массы и объема тел

 Цель  учеников: Показать, что умеют определять массы тел с помощью весов и находить объемы тел.

Методы: практическая работа, словесный, обсуждение затруднений

 Какие величины нам помогут в определении плотности?

Проверим, как хорошо знаете эти величины и как вы умеете их определять с помощью приборов.  У каждой пары на парте лежит практическое задание, выполните его, результаты запишите в тетради и подготовьтесь к  отчет.

 При выполнении практической части будьте внимательны и осторожны. Работайте с приборами аккуратно.

Подводим итоги:  Что вы умеете и знаете?

 Зачем нам нужно их знать массу и объем тел?

Масса, объем.

Отвечают на вопросы, взвешивают тела на весах и записывают результаты в тетради.

1 пара учеников  находит массу и  объем прямоугольного параллелепипеда. Измерив линейкой длину, ширину, высоту и вычисляют по формуле объем тела правильной формы.

2 пара учеников находит массу и объем  небольшого пластилинового тела с помощью воды, мензурки, весов.

3 пара (сильные) учеников находят объем тела большего размера, чем мензурка. Дана вода, мензурка, сосуд большего размера со сливным носиком.

 Группы рассказывают о своих результатах.

Находить массу тел с помощью весов, определять  объем тел с помощью мензурки или , если тело правильной формы, то объем можно вычислить .

3. Определение целей урока.

                (5 мин)

Цель учителя:

Показать , что между родом вещества, массой и объемом тела есть взаимосвязь.

Цель  учеников: назвать вопросы для изучения новой величины

Методы: беседа, иллюстративный, обсуждение.

Задачи: обсудить затруднения и сформулировать  цель урока

А теперь, посмотрите внимательно на слайд, и, подумав, ответьте:

 Что общего и чем отличаются цилиндры друг от друга?

                                                        Слайд 3

Слайд 4

Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны.

И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. «Плотность вещества»              слайд 5

- Теперь, давайте вместе с вами, определим  цели урока       (по мере называния учащимися  появляются на экране)                                          слайд 5

- Хорошо, вы назвали почти все цели. Согласно им план нашего урока выглядит так:                              слайд 6

- Цилиндры на слайде 3 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, массы у них  разные, а объём у них одинаковый.

- Цилиндры на слайде 4 отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, и объём у них тоже разный, а массы – одинаковые.

Записывают в тетрадях тему урока.

Называют цели

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

4. Изучение нового материала. (15 мин)

Цель учителя: Показать взаимосвязь между массой, объемом и родом вещества

Ввести новое понятие физической величины плотность, единиц ее измерения.

Цель  учеников:

Увидеть взаимосвязь между массой, объемом и родом вещества Узнать, что такое плотность, как ее обозначать, как измерять. Понять , что показывает величина плотность;

научиться пользоваться таблицей плотности некоторых веществ

Методы: побуждающий к проблемной ситуации, словесный, диалог, практическая самостоятельная работа в парах. Формирование проблемных вопросов; разъяснения нового материала, иллюстрации

- Для выяснения определения и формулы плотности проведем исследование в парах ( практические задания на листах у каждой пары  на парте, класс разбит на пары и задания 1; 2 чередуются):

1пара: Перед вами 2 цилиндра. Какой у них объём? Какая у каждого тела масса. Измерьте и сделайте вывод.

2) Перед вами 2 тела.  Что можно сказать об этих телах? Вам нужно выяснить, какой объём и масса у каждого тел.

Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами.

При выполнении заданий при необходимости оказывает помощь учащимся.

Какие получились итоги?

- Анализируем полученный результат. Итак, вы получили, что цилиндры равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные вещества имеют  разную плотность. И видно, что она зависит от объёма и массы тела.

- Давайте теперь сформулируем определение плотности ( на слайде 6 «определение», слайд 7)

введём её обозначение (щелчок на слайде 6 по слову «обозначение», слайд 8, возврат на слайд 6),

и запишем формулу плотности  (щелчок на слайде 6 по слову формула, слайд 9, возврат на слайд 6).

- Записываем единицы измерения. (щелчок на слайде 6 по словам «единицы измерения», слайд 10, возврат на слайд 6).

- Выясняем классифицирующий признак величины  (скалярная или векторная; постоянная или переменная). (щелчок на слайде 6 по словам «классифицирующий признак», слайд 11, возврат на слайд 6).

- Выясняем способы измерения плотности. (щелчок на слайде 6 по словам «способы измерения плотности», слайд 12). Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите плотность исследуемых тел и по таблице в учебнике стр. 50-51 определите вещества, из которых изготовлены тела.

( продолжение работы в парах )

Итоги этапа:

- Возвращаемся к слайду 6. Повторим план изучения физической величины. Что вы уже знаете, а что еще не понятно? Что еще нужно попробовать?

Хорошо! Но сначала проверим свои знания умения на известных веществах.

1)взвешивают цилиндры равного объема, но разной массы,

2)измеряют объемы данных  тел равной массы.

Результаты записывают в тетрадях в  таблицу результатов

Итоги практической работы:

- 1 пара: Одинаковый объём , масса у тел  разная. Цилиндры один белый другой красный, значит вещество у них разное.

2 пара:  Одинаковая масса, а объём у тел  разный, одно маленькое, а другое большое. Вещество из которого они изготовлены – разное.

Цилиндры равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы и это возможно при разном веществе их которого изготовлены тела.

Записывают определение в тетрадь.

Записывают обозначение в тетрадь.

Записывают формулу в тетрадь.

Записывают единицы измерения в тетрадь.

Записывают: скалярная величина и постоянная для данного вещества.

Решает экспериментальную задачу и определяет по таблице плотности твердого тела плотность образцов. Результаты записываются на доске и в тетради.

Читают план изучения и повторяют определение плотности, её обозначение, единицы измерения и формулу.

Взять неизвестное вещество и найти ее плотность, а по плотности определить вещество. Поработать криминалистами по изучению найденного неизвестного вещества.

5. Закрепление. (11 мин)

Цель учителя:

Создать условие для формирования  умения находить плотность, массу, объем по формуле. Координация работы учащихся по заданиям;

Цель  учеников:

отработка формул расчета массы, плотности  и объема тел при решении задач; отработка навыков самостоятельной работы учащихся с таблицей «Плотности»

Методы: словестный, репродуктивный, наблюдение, фронтальный опрос.

Задачи:

-развитие умений  сравнивать вещества по плотности;

-развитие умений  определять по таблице плотность и объяснять результат опыта;

- развивать способность давать адекватную самооценку

 Индивидуальная работа с учебником, таблицей плотности веществ.

Задание 1.(слайд 13)

Вопрос: (слайд 14)

Задание 2.(слайд 15)

Вопрос:(слайд 16)  Сравните расположение молекул одного вещества в разных агрегатных состояниях и сделайте вывод.

          Занимательные опыты

Объясните результаты опытов:

  1. Налить в прозрачную мензурку воду, опустить в воду стальной, пробковый и парафиновый шарики.   Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?

  1. «Разноцветный коктейль» ( смешать жидкости разной плотности и по цвету)

  1. На весах тела разного объема, но одинаковой массы.

Решаем задачи:

Задача №1 слайд 17 ( 1 группа)

 Проверим. слайд 18

Задача №2  слайд 19  (2 группа )

- Проверим. слайд 20

Задача № 3  слайд 21 (3 группа )

 Итоги : Что вы уже можете, умеете и знаете?

- Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).

- Ученики отвечают, что плотность осмия показывает, что, если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг.

- Используя таблицу плотностей, находят плотности льда, воды и водяного пара.

- Расстояния между молекулами в разных   состояниях-  разные. Всех ближе молекулы находятся в твёрдых веществах, а дальше всех – в газах.

 Высказывают свои ответы и их обоснование.

1.Стальной шарик тонет, так как у него плотность больше плотности воды, парафиновый плавает внутри жидкости, значит плотность парафина чуть меньше воды, а пробковый плавает на поверхности воды, значить его плотность меньше воды.

2.Жидкости имеют разную плотность: на дне мед- более плотный , потом подкрашенная вода, сверху растительное масло, менее плотное. Чем масло.

3. Массы тел равны, а объём левого больше объёма правого тела, тогда плотность левого тела меньше плотности правого.

1. Массы жидкостей равны, а объём жидкости слева больше объёма справа, значит плотность жидкости слева меньше плотности справа.

2. Объёмы тел равны. Плотность золота больше, чем у меди, а

масса  куба из золота больше массы меди в 2,2 раза.

Поработать экспертами в определении вещества.

6. Рефлексия. 4 мин

Цель учителя: Развивать умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы, адекватности самооценки

Цель  учеников: Осознание учениками значимости полученных резуль- татов и готовность использовать их для достижения  новых учебных целей.

Методы: обсуждение, Фронтальный опрос и выставление оценок

Задача: обсудить затруднения и сформулировать  методы их  преодоления.

- Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. (слайд 23)

Какую задачу ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Почему эти знания важны и значимы?

Что нужно еще сделать?

Как вы оценили свою работу на уроке? А работу класса в целом?

Выставим оценки в дневник и журнал (комментарии учителя)

Отвечают на вопросы.

Один из учеников рассказывает легенду о Архимеде и золотой короне царя Герона,  и как узнали о мошеннике мастере.

7. Домашнее задание.                             (2 мин)

 Цель учителя: закрепить умение находить плотность вещества по таблице и вычислять ее по формуле.

Цель  учеников:

Закрепить знания физической величины плотность и способы ее нахождения, применить свои знания в практической работе.

 Задание на дом : &21 читать, выучить определения, привести примеры  плотностей из жизненной практики.                      слайд 24

п\р «Определить плотность меда, мыла» (распечатанный  план работы выдается каждому ученику домой.)

Записывают в дневник д/з:  &21 читать, выучить определения, привести примеры  из жизненной практики. Выполнить п\р  «Определить плотность меда, мыла» (по плану ) и записать отчет в тетрадь.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРИМОРСКАЯ   ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

        КАЛАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

   Разработка урока  по экологии и физике на районный конкурс методических разработок учителей «Экологическое образование и воспитание детей и подростков »  по теме:

 

                                                       

         

                   

                                                                                           Из опыта работы

           

                                                                                            Учитель  физики первой  категории

                                                                                            МКОУ « Приморской ООШ »

                                                                                             Каира Вера Владимировна

2013 год.

Тема :         « Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду »

                                                                                         Эпиграф :     «…что ж бояться,

                                                                                                   Лучше просто все узнать.»

Цель урока:

  • выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду
  • как минимизировать это влияние
  • развивать умение работы с информацией, представляемой в текстовом, графическом табличном видах, сравнивать и сопоставлять полученную информацию
  • развитие экологического мышления

Тип урока: Урок -  конференция  

Методы работы : дискуссия, беседа, работа в группах, индивидуальные опережающие задания  ( подготовка  сообщений ) , содокладчики учителя.

Демонстрации презентаций и видео:  

  1. фрагмент видеофильма  «Люди и машины»
  2. фрагмент видеофильма « Дополнительные насадки на выхлопную трубу»  
  3. фрагмент видеофильма  «Экологически чистая паровая машина»  

      3.   Презентация к уроку

Оснащение урока: ПК, проектор, звуковые колонки, карточки для схем, рисунки экологических загрязнений , разноцветные машинки (красные, сини, зеленые)

                                                               Ход урока:           

1.Актуализация темы       ( фрагмент видеофильма  «Люди и машины» ).

    Научно-  технический прогресс подобен двуликому Янусу, его достижения могут быть использованы как в мирных целях,  во благо человеку, так и в военных целях, во вред природе, окружающей среде. Нужны ли нам – людям 21 века «миллион терзаний» тех, чьи открытия мы так активно используем ?

     Трудно было человеку миллионы лет назад,

     Он совсем не знал природы,

     Слепо верил в чудеса,

     Он всего боялся.

      И решил он, что ж боятся

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться

Людям правду рассказать,

Создал он Земли науку,

Кратко «физикой» назвал.

Под названием тем коротким

Он природу узнавал.

   Практическое применение их открытий давно освоено и двигает жизнь вперед, ставит новые вопросы и заставляет находить на них ответ

        На какие вопросы вы хотели бы  получить ответ  при изучении данной темы?

Ученики:       1.  Принцип действия тепловых машин

                         2.  Проблемы от применения тепловых машин

                         3.  Пути решения проблем от эксплуатации тепловых машин

2.  Основная часть урока

Учитель:  Тепловые двигатели необходимый атрибут современной цивилизации. Тепловые двигатели – основа современного транспорта.  С их помощью вырабатывается 80% электроэнергии. Назовите виды теплового транспорта   (Из карточек, при ответах учащихся, на  магнитной доске собирается схема 1)

Учитель:  В соответствии с законом сохранения и превращения энергии энергия молекул топлива  превращается  в механическую энергию и механическая энергия во внутреннюю. Газ или пар может совершать работу только тогда, когда он не находится в тепловом равновесии с окружающей средой.

     Процесс преобразования внутренней энергии газа или пара   в механическую,  может быть осуществлен с помощью различных устройств – двигателей.    Виды двигателей:  

(Собирается  на доске по ходу рассуждений  схема №2)

Учитель: Ч то необходимо для работы любого теплового  двигателя?

Ученики:  Для работы любого двигателя необходимо:

  1. Источник энергии – топливо
  2. Воздух для сгорания топлива
  3. Окружающая среда  для  выбросов  остатков сгоревшего и не сгоревшего топлива

Учитель:    В паровом двигателе внутренняя энергия сгоревшего топлива преобразуется в механическую,  посредством  расширения пара;   в ДВС это преобразование происходит посредством расширения нагретого газа при сгорании топлива внутри  «двигателя».   Расширение нагретого рабочего тела – самый важный процесс в работе любого теплового двигателя.  С помощью избыточного давления горячего  газа по сравнению с окружающей средой, газ может совершить работу за счет изменения своей внутренней энергии, а в окружающую среду происходит выброс «отработанного» горючего, остатки не сгоревшего топлива и тем самым нанося ей вред.

Ученик     Влияние тепловых двигателей на экологию окружающей среды

       (Приложение № 1 )

Учитель: С понятием КПД вы уже знакомы. Вы с ним встречались при изучении простых механизмов, где КПД определялся, как отношение полезной работы к затраченной:    .    КПД теплового двигателя это отношение энергии, полезной  работы, ко всей затраченной энергии, выделившейся при сгорании топлива. КПД теплового двигателя основная характеристика, т.к.  любой тепловой двигатель превращает в механическую энергию сравнительно небольшую часть той энергии, которая получается при сгорании топлива. Большая часть энергии отдается окружающей среде, загрязняя ее.  Есть смысл повышать КПД двигателей, получать больше полезной работы  и создавать  более экологически чистые машины. Например, КПД в первых конструкциях паровой машины Уатта достигал 2,8%, а современных паровых турбин 35%,  а ДВС и того меньше. Значит основная  часть энергии расточительно выбрасывается  просто так в природу?

Ученик:       Автомобили и спектр заболеваний.                       ( Приложение №2)

Учитель:  Тепловые двигатели – основа современного транспорта, но повсеместное использование тепловых двигателей  порождает массу экологических проблем.

Какие проблемы вам известны?   Ученики  называют проблемы и из коллекции рисунков выбирают соответствующий их ответу  и прикрепляют их  на магнитной доске Например:

  • Автомобиль – один из самых злостных « нарушителей» окружающей среды! Он выбрасывает в атмосферу более 300 разных токсических веществ;
  • От трения шин об асфальт в атмосферу летит резиновая пыль очень вредная для дыхания людей, животных и даже растений.
  • Тепловые двигатели активные потребители кислорода, необходимого для живых организмов и растений. Например, 1 автомобиль за 1 неделю выжигает столько кислорода,  сколько его необходимо для дыхания на год четырем человекам.
  • Под колесами автомобилей гибнет огромное количество людей и число погибших, изувеченных под колесами автомобилей, ежегодно увеличивается. Например, в России каждый час гибнут 4 человека, еще больше их оказывается на больничной койке.
  • Из-за увеличения автотранспорта в городах уменьшается площадь, занятая растительностью, которая дает кислород и очищает атмосферу от пыли и газов, все больше место занимают площадки для парковок, гаражи и дороги.
  • В крупных городах 80% загрязняющих веществ поступает в атмосферу не из заводских труб, а из выхлопных труб автомобилей, особенно на перекрестках. В жаркую, тихую погоду не мудрено на перекрестке потерять сознание от смога.
  • Вдоль дорог нельзя собирать ягоды, грибы, травы в радиусе 50-100 м, а на подъеме – до 400 м., т.к. выхлопные газы, оседая вдоль дорог, загрязняют почву тяжелыми металлами. Например, свинец накапливают растения, плоды которыми питаются животные, а с молоком, мясом металл попадает в организм человека и становиться причиной тяжелых заболеваний.
  • Старые автомобили не только загрязняют окружающую среду, но и составляют значительную часть твердых бытовых отходов на свалках, где скапливаются изношенные шины, ржавые корпуса. Впрочем, эти отходы можно увидеть не только на свалках, но и вдоль дорог, на пустыре.

Учитель: Этот список можно было бы продолжить, но уж очень ужасающая картина у нас получается и напрашивается вопрос:   «Может, изобретение тепловых машин было для человечества огромной «ошибкой»?»       Может от них нужно отказаться, запретить использование?  

Ученик: Меры для снижения вредного воздействия от тепловых двигателей

( Приложение 3)

Учитель:   Девайте, подведем итоги нашего диспута, но сначала посмотрим видеофрагменты:

  1. Предложения современных российских ученых - « Дополнительные насадки на выхлопную трубу»  и уменьшение экологического загрязнения;
  2. «Экологически чистая паровая машина»  - разработки молодых  ученых

Ученик : Во всех странах мира с развитой промышленностью ведутся работы, направленные на снижение и ликвидацию последствий загрязнения воздуха. Основные усилия направлены на предупреждение выбросов загрязнений в атмосферу. На всех действующих и новых теплоцентралях и тепловых электростанциях устанавливают газоочистное и пылеулавливающее оборудование. Предпринимаются меры по рациональному размещению тепловых электростанций. Одно из направлений, связанных

с охраной окружающей среды, это увеличение эффективности использования энергии, борьба за её экономию. Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами, разрабатываются и уже выпускаются автомобили на аккумуляторных батареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то, что вскоре появятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. Правительства принимают решения против загрязнения планеты. Об этом свидетельствует и принятая декларация.

Закрепление материала, изученного на уроке.  

                     Ответьте на следующие вопросы:

  1.  Что поступает внутрь ДВС?
  2. Что выбрасывается из выхлопной трубы?

Давайте посмотрим, что еще выбрасывают тепловые двигатели из выхлопной трубы:

Приложение 5

  1. Встает вопрос: “Что делать?”

     Сферу вторжения человека расширяют наука и техника. Немалую роль в нарушение экологического равновесия вносят тепловые двигатели, и человечество знает о них.

Почему же до сих пор не решены многие экологические проблемы, в частности, проблемы, связанные с использованием автомобилей?  Вместо  ответа на этот вопрос позвольте предложить вам несколько задачек из жизни, а ответ каждый напишет сам в своей табличке.

Ситуационные задачи.

Тексты задач

Ожидаемые варианты ответов

Как нежно было бы поступить?

1. Вы покупаете автомобиль. Один стоит 300 тыс. рублей, другой, внешне такой же стоит 330 тыс. рублей. Выясняете у продавца – почему такая разница в стоимости. Оказывается, первый продается без каталитического нейтрализатора, второй с каталитическим нейтрализатором. На каком остановите свой выбор?

Вы долго добирались из пыльного города до красивого, чистого уголка. Ваш грязный, пыльный автомобиль ужасно дисгармонирует с тем видом, который перед вами открылся. Вам хочется внести гармонию в природу. Какие возникают желания?

Вы - владелец автомобиля. Ваш выбор – автомобиль под окном на газоне, либо через квартал на платной автостоянке?

3.  Итоги урока:        

        1. От автомобилей сегодня отказаться нельзя, но можно сделать так, чтобы вреда  было значительно меньше. Ездить реже, хорошо организованный общественный транспорт, строгие требования к экологическим характеристикам автомобиля.

        2. Нужны новые автомобили с электронными устройствами, контролирующими полноту сжигания высококачественного горючего.

        3. Необходимо службам наладить сбор вторичного сырья;  переработки шин;

        4. Запретить свинцовые добавки к бензину - переходить на более экологически чистые виды топлива: сжиженный газ, солнечные батареи, электромобили, водород .

        5. Строго относится к фирмам производителям автомобилей, запретить выпуск устаревших моделей тепловых двигателей. 

   Если на земле будут жить знающие, понимающие и думающие люди, то все проблемы, в том числе и экологические проблемы, связанные с негативным влиянием тепловых двигателей на окружающую среду будут решены.                               

Домашнее задание:

1.  Предлагаю каждому посмотреть на  следующую таблицу. Таблица состоит из трех частей, надо заполнением  все ее части. Ваши  наиболее интересные мысли  занесите в таблицу . 

 

Влияние на экологию

Пути решения проблемы

положительное

отрицательное

Двигатели

внутреннего сгорания

электрические

 

 

 

Транспорт

наземный

водный

воздушный

космические аппараты

 

 

 

Электростанции

тепловые

атомные.

2.   По желанию можно подготовить сообщение по теме: « Влияние   экологических проблем на здоровье человека».

Оценки за работу на уроке

Учитель: Позвольте закончить наш урок словами:

               Экология – проблема  нравственная, каждого лично и всех вместе.

               Загрязняя природу мы не только портим её , но и подрываем здоровье человека .

               Человек не противостоит природе – он сам  неотделимая часть природы!

Рефлексия:  Выберите  автомобиль одного цвета, и прикрепить на доске в соответствующую графу:

Красный -  если вас не беспокоит тема экологического состояния окружающей среды;

Синий -  если вам  интересна эта тема и вы узнали на уроке что-то новое для себя;

Зеленый – вы готовы продолжат ее изучать.

Список используемой литературы:

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл.: - М.: Дрофа, 2009.
  2. Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл./ Авт. – составитель А.И. Сёмке. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2004.
  3. С татья “Экологическая цена автомобиля” 
  4. Б.Ф. Билимович, Тепловые явления в технике, М.: “Просвещение”, 1981г.
  5.  Экология, Энциклопедия для детей, М.: “Аванта”, 2001 г.
  6. «Нестандартные уроки. Физика. Внеурочные мероприятия.» 7-11 классы.  Петрухина М.А.
  7.  «Исторические обзоры в физике средней школы.» Пособие для учителей. Дуков В.М.
  8.  «Удивительная физика. О чем умолчали учебники.» Гулиа Н.В.
  9. «Предметная неделя физики в школе» Ю.И. Ненашев
  10. .«Книга для чтения по физике. Пособие для учащихся.» Кириллова И.Г.

    Интернет-ресурсы:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Выхлопные_газы 
  2. http://www.historymed.ru/events.html?nav_id=14&year_arch=2008&month_arch=5&day_arch=15 
  3. http://auto.rin.ru/cgi-bin/newsar.pl?start=551&page=558 
  4. http://wek.com.ua/article/14988/ 
  5. http://www.vredno-vsyo.ru/vred-vozduha/23-vyxlopnye-gazy.html 
  6. http://www.newsru.com/arch/14nov2006/index.html 
  7. http://www.burgasinfo.com/more_new1.php?id=11495 
  8. http://www.bmwgtn.ru/tuning/tune_engine.php 
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Hsd-schnitt.jpg 

 Приложение 4

Рисунки и картинки по теме «Экологические проблемы рядом»  из домашнего задания к уроку:

   

 

     

                                                                                                                Приложение 6

Ситуационные задачи.

Тексты задач

Ожидаемые варианты ответов

1. Вы покупаете автомобиль. Один стоит 300 тыс. рублей, другой, внешне такой же стоит 330 тыс. рублей. Выясняете у продавца – почему такая разница в стоимости. Оказывается, первый продается без каталитического нейтрализатора, второй с каталитическим нейтрализатором. На каком  вы остановите свой  выбор?

Конечно же тот, который дешевле, ведь пока в нашей стране ездят миллионы автомобилей без каталитического нейтрализатора, поэтому зачем переплачивать лишнее.

Вы долго добирались из пыльного города до красивого, чистого уголка. Ваш грязный, пыльный автомобиль ужасно дисгармонирует с тем видом, который перед вами открылся. Вам хочется внести гармонию в природу. Какие возникают желания?

Схватить ведро, тряпку и тут же на природе как следует отмыть свой автомобиль, так часто делает мой папа, (дедушка, знакомый…)

Вы - владелец автомобиля. Ваш выбор – автомобиль под окном на газоне, либо через квартал на платной автостоянке?

Под окном, так удобнее им пользоваться, он все время на виду и под рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный ПЛАН повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя математики Салаватуллиной Ф.Ф.

Ключевая цель моей методической работы:  повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенст...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня за межаттестационный период учителя татарского языка и литературы МБОУ «Гимназия №126» Гилязиевой Альбины Николаевны

В течение межаттестационного периода продолжать внедрять (применять, использовать, апробировать, изучать) современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности,...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя физической культуры

Повышение  профессиональной  подготовленности  и  как  следствие, повышение  эффективности  обучения  физической  культуре....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя физики Тарзимановой Гюзель Раисовны

Для достижения благосостояния населения, геополитической роли страны, высокотехнологичных и интеллектуальных услуг нужен «инновационный человек».  Успешное  формирование компетенций «инновац...

Перечень ЦОР к разделам программы за межаттестационный период учителя физики МАОУ СОШ №9 ст-цы Темиргоевской Пикуновой Юлии Юрьевны

Перечень ЦОР к разделам программы за межаттестационный период учителя физики МАОУ СОШ №9 ст-цы Темиргоевской Пикуновой Юлии Юрьевны...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя физики

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя физики...