интегрированный урок по физике и химии "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока (физика, 8 класс) по теме

соловьева татьяна михайловна

Урок объединяетдве темы в 8 классе по физике "Электрический ток в жидкостях" и по химии "Электолитичесая диссоциация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок химии и физики по теме:

« Электролитическая диссоциация».

Цели урока: Дать понятие об электролитах. Изучить процесс электролитической диссоциации. Рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Уметь определять электролиты по формулам веществ. Продолжить формирование основных умений и навыков: наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с веществами.

Оборудование и реактивы: Приборы  для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы щелочей, кислот, солей; портреты ученых, таблицы: «Диссоциация веществ с различным типом связи», «Строение диполя воды» . Источники  питания, амперметр, электролитические ванны, лампочки.

Орг. момент.

Актуализация.

Задание по вариантам  (раздаются карточки – задания, дополнить предложения). Проводится взаимопроверка.       

                 1 вариант ……..  фамилия……………………

1  Атом, потерявший 1 или 2 электрона называется. ………            

2  Если заряды одноименные, то они ……………..

3  Вещества, не  имеющие свободные заряды называются ……………….

4  Растворение- это  …………-  …………….. процесс.

5  Растворение веществ  сопровождается …………. или …………….. тепла.

                             2 вариант ……… фамилия…………………

1  Атом, получивший1 или 2 электрона называется …………

2  Вещества, имеющие свободные заряды называются ……………….

3  Раствор состоит из …………… и ………………..

4    В результате химического  взаимодействия растворенного вещества с водой образуются соединения …………..

5  Если при комнатной температуре в 100 г воды растворено больше 1 г вещества- это вещество ……..

Учитель химии. Ребята, скажите, понятны ли вам слова «электролит» и «диссоциация»?  Конечно не понятны, потому что эти термины для вас новые. Итак, я предлагаю вам отправиться в мир поиска и знаний.

на доске запись электролит

Уч. химии. Обратимся к знаниям по физике. Верно ли, что все вещества проводят электрический ток?

? Давайте повторим классический опыт, доказывающий наши предположения.

Демонстрация  опыта с использованием прибора с лампочкой, показывающего электропроводность растворов.

? Какой можно сделать вывод на основе проделанных опытов?

                                                          вещества

                 электролиты                       неэлктролиты

                  (даем определения этим терминам)

--Следовательно из классов электролитов исключаются нерастворимые вещества.

- Работаем со вторым термином.

На доске запись диссоциация

- Автор теории ЭД шведский ученый Сванте Аррениус. (портрет)

? Знакомо ли вам его имя? Физик – химик выяснил природу растворов электролитов и сделал логический вывод: чтобы лампочка загорелась, цепь должна замкнуться через раствор электролита. Это может произойти, если появится упорядоченное движение заряженных частиц.

? Что это за частицы в растворах солей и кислот?(Вы знакомились с такими частицами в 7 кл. при изучении ионной связи).

      Ионы-----«+» и «-»

-Диссоциация – распад электролита на ионы.

- Являясь приверженцем физической теории растворов Аррениус не ответил на вопросы.

1. Почему именно в водном растворе происходит диссоциация веществ?

2. Откуда берутся ионы в растворах кислот?

-Доработали теорию  русские химики И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский. (портреты ученых)

   Суть дополнений:

1.Причиной диссоциации электролита в растворе является гидратация, т.е. взаимодействие с молекулами воды.

2.                                          диссоциация

                                                    ионы

гидратированные                                     негидратированные        

        (  + Н2О)                                                          ( - Н2О)

                                   

                      (у  ионов  свойства разные)

- Давайте вспомним строение воды.

-тип связи?

-какой из элементов имеет большую  электроотрицательность?

-разбираем образование диполя воды.

-т.к. у вас есть опорные знания по физике и химии, я предлагаю поработать в группах. Итак, представьте, что вы младшие научные сотрудники. Каждой группе выдается задание, которое вы должны выполнить за 5 минут, используя учебник. Каждая группа готовит сообщение по своему заданию (2 мин.) Работа в группах с подготовленными консультантами.

Задания для групп:

  1. Объяснить диссоциацию веществ с ионной связью, используя опорную схему: ориентация--- гидратация--- гидратированные ионы.(учебник. Стр. 144-145)
  2. Объяснить диссоциацию веществ с ковалентной полярной  связью, используя опорную схему: ориентация--- гидратация--- ионизация---гидратированные ионы. (учебник. Стр. 144-145)

Работа в группах, обмен информацией. 

Учитель физики.

 Вы изучили теорию  электролитической диссоциации и теперь знаете, что происходит с растворами веществ в воде. Сейчас мы проверим экспериментально какие растворы являются проводниками электричества, какие нет.

  Учащиеся изучают инструкцию к лабораторной работе, зарисовывают схему соединения приборов.

 Один ученик выполняет ее же на переносной доске.

Доска откидывается и схема проверяется учителем, делаются замечания учащимися.

 Учащиеся собирают цепь по схеме и по очереди опускают электролиты в ванну. Делают вывод о проводимости растворов, заполняют таблицу в инструкции.

 Закрепление и проверка результатов урока проводится по тесту в инструкции.

 Ответы к тесту показываются в конце урока. Учащиеся проверяют их сами. Выставляют себе оценки.

  Инструкции собираются и проверяются учителем

Вопрос к классу « что нового мы узнали на уроке?» учащиеся отвечают , делают вюводы.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели термины и понятия, касающиеся темы ТЭД. Напомните мне их пожалуйста (диссоциация, электролит, неэлектролит)

               На этом наши познания не заканчиваются, на следующем  уроке мы продолжим эту тему.

Дом.  Задание §35. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»

Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»            Щукина Е.Ф., учите...

Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"

Интегрированный урок  проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...

Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления

Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...

Интегрированный урок по физике и химии. "Вклад ученых физиков и химиков в ВОВ"

Урок  патриотической направленности, проводили  совместно учителем химии и физики перед 9 маем, подготовили выступления учащиеся 10-11 классов, были приглашены и учащиеся 7-9 классов....