Разработка урока физики в 7 классе по теме: "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах".
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Селютина Наталья Алексеевна

Данная методическая разработка поможет в проведении урока физики в 7 классе по теме: "Диффузия в газах, жидкостяхи твёрдых телах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diffuziya.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Название УМК : А.В.Пёрышкин, Дрофа 2010

Предмет :  физика

Класс:  7

Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Место и роль урока в изучаемой теме: Первоначальные сведения о строении вещества

Тип урока : комбинированный, носит исследовательский характер. 

Цель урока:

-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

 -способствовать развитию умения сопоставлять факты.

Задачи урока:

 -развивать исследовательские навыки;

 -помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых     знаний и умений;

-создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Этап урока

Время в мин

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организа-ционный момент.

2.Повторение.

3.Определение темы урока и цели урока.

4.Изучение темы

5.Физминутка.

6.Закрепление изученного материала.

7.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.

2 мин

3мин

8 мин

18 мин

1мин

9 мин

4 мин

1.Проблемно-поисковый метод.

2.Исследовательский метод.

3.Демонстрационный метод.

Групповая; индивидуальная.

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на доску (слайд 1), эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

Но вначале давайте немного повторим. Прошу вас, ребята, ответьте на вопросы теста(приложение1) и заполните таблички (табл1), которые лежат у вас на парте.

 Выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске(слайд№2)

- Обратите внимание в таблице у вас должно получиться слово, какое ?

-Ребята, выскажите предположение, какова тема нашего урока и чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

Правильно, изучать новое явление.

Для выяснения определения и свойств диффузии проведём исследование в группах (3 группы).

Откройте, пожалуйста, учебникс.20,п.9.

1 группа выясняет, как происходит диффузия в газах;

2 группа выясняет, как происходит диффузия в жидкостях;

3группа-в твёрдых телах.

А теперь, ребята, давайте выясним, от чего же зависит скорость диффузии?(2 группы)

Учитель раздает карточки с экспериментальными заданиями (табл2,3), при выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с физическими приборами.

(Слайд №3) Отвечаем на вопросы задач. (Приложение 2).

Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание.

П 9,вопр.с.22, задание 2.

Ученикам предлагается заполнить анкету (табл. 5).

Выставление отметок.

Всем спасибо за урок.

Слушают высказывание.

Любое знание желательно добыть опытным путём.
        Леонардо да Винчи.

Самостоятельно работают.

Самопроверка.

-Диффузия.

Называют и записывают в тетрадь название темы урока.

Называют цели:

-Узнать, что такое диффузия;

-Чем отличается диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Представитель от каждой группы ведет отчет об изученной информации.

Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта.

Выполняют экспериментальные задания, заполняют таблицу, формулируют вывод о том, что чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия.

Зарядка для глаз.

Решение задач.

Записывают в дневник домашнее задание.

Заполняют анкету.

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

работа в группах,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

логические действия

(анализ условия задания, установление причинно-следственных связей  в получении результатов)


Метапредметные результаты:

Формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию и представлять её в словесной форме, овладение навыками планирования и оценки результатов своей деятельности.

Предметные результаты:

умение получать и применять полученные знания для решения качественных  задач.


Приложение 1.

1.Выберете верное утверждение.

А. Только твёрдые тела состоят из молекул. В. Только жидкости состоят из молекул. Г. Только газы состоят из молекул. Д. все тела состоят из молекул.

2.Отличаются ли молекулы твёрдого йода и  молекулы  газообразного йода.

И. Не отличаются. К. Отличаются формой. Л. Отличаются числом атомов. М. Молекула твёрдого тела больше молекул газа.

3.Промежутки между молекулами жидкости и молекулами твёрдого тела при одной и той же температуре…

У. Одинаковы. Ф. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости больше, чем между молекулами твёрдого тела. Х. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости меньше, чем между молекулами твёрдого тела. Ц. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости могут быть и больше и меньше чем между молекулами твёрдого тела.  

4.Можно ли утверждать, что объём водорода в воздушном шаре равен сумме объёмов отдельных молекул водорода?

У. Да     Ф. Нет.

5. Есть ли отличие между молекулами холодного молока и молекулами горячего молока?

М. Есть. Н. Молекулы холодного молока больше, чем молекулы горячего молока. У. Нет.

6. Мельчайшей частицей вещества является….

Г. Элементарная частица. Д. Атом. З. Молекула.

7. Отличаются ли молекулы водяного пара от молекул воды?

И. Не отличаются. К. отличаются.

8.Атомы состоят из молекул.

Э. Да.   Я. Нет.

Таблица №1

Номер  вопроса и ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

Д

И

Ф

Ф

У

З

И

Я

Таблица №2 Определение скорости диффузии в жидкости.

1 группа: Разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосуды с водой и пронаблюдайте за изменением окраски воды. Сделайте вывод.

№ опыта

t воды, в градусах Цельсия

Окраска раствора через

30 сек

5мин

1

2

3

20

40

80

Вывод:

Таблица №3 Определение скорости диффузии в газах

2 группа: Отмерьте расстояние от пробирки с одеколоном. Капните одеколон на бумажку и засеките время, за которое запах дойдет до фиксированного вами места. Затем повторите опыт, предварительно нагрев пробирку с одеколоном. Сделайте вывод.

№ опыта

Время распространения запаха одеколона, сек

холодного

нагретого

1

2

3

Вывод:

Таблица №4   

                                                                                                       

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.  

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Приложение 2

            Качественные задачи:

1.В какой воде соль растворяется быстрее – холодной или горячей?

2.С одинаковой ли скоростью движутся молекулы воздуха в зимнее и летнее время?

3.Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул воды. Одинакова ли скорость молекул в этих состояниях?

4.В каком чае молекулы движутся медленнее- холодном или горячем?

Задача для любителей литературы:

  1. «…разговорились об том,  как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперёд хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» (Н.В.Гоголь. Вечера  на хуторе близ Диканьки)

На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее?

            Задачи для любителей биологии:

  1. У некоторых птиц наблюдаются значительные колебания температуры тела. Например, у колибри в холодные ночи температура                               тела почти равна температуре окружающей среды. Подобные явления оцепенения отмечены у перелётных птиц. Обнаружили скопление оцепеневших стрижей и ласточек в холодную пасмурную погоду, «оживших» и улетавших прочь, как только их брали в руки.

Почему замедляются все функции организма при понижении температуры?

  1. Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды вооружились для своей защиты: запах от клопов отвратителен, а божьи коровки выделяют жёлтую ядовитую жидкость.

Объясните передачу запахов.

  1. В качестве тонизирующих напитков употребляют чай.  Кофе и какао. Родина чая- Китай, в Европе он стал известен только в XVIIвеке, но быстро приобрёл огромную популярность, особенно после того, как чайный лист стали доставлять сюда на быстроходных трёхмачтовых парусниках- клиперах. Родина кофе- Африка, но в наши дни две трети его сбора дают страны Латинской Америки. Родина какао-Америка, но теперь основные её производители находятся на Гвинейском побережье Африки.

Каково физическое объяснение происхождение цвета и аромата этих напитков?

Список литературы:

1.Физика 7 кл учебник.: учеб.для общеобразоват. учреждений  / А.В.Пёрышкина, Дрофа  2010 г.

2. Физика. Занимательные материалы к урокам.7 класс. А.И.Сёмке.

3.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg2

2.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Урок изучения нового материала "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул"

     Материал урока способствует развитию познавательного интереса к физике. В изложении нового материала применяется ранее изученный материал, используются межпредметные связи –...

Презентация к уроку "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул"

Материал, опубликованный в презентации помогает объяснению темы урока  "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул"...

Тест "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах"

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 7 класса по теме "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах"...

Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1.  Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал,  необходимый  для  изучения  н...

Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"

поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...