Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"
статья по физике по теме

Цепенко Наталья Владимировна

Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, который ориентирован на активное включение каждого ребёнка в образовательную деятельность с учётом его возможностей и способностей. Для наглядности и ясности представления содержания статьи предложена презентация, в которой есть перечень ссылок в помощь учителю для творческой и плодотворной  работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_statya.zip475.87 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей

                                                Цепенко Наталья Владимировна

                                                 МБОУ «Кулундинская  СОШ №3» Кулундинского района Алтайского края

 учитель физики

Процесс внедрения новых образовательных стандартов требует от педагогов совершенствования форм, методов и технологий обучения. Считаю, что одной из наиболее продуктивных, в старшем звене, является технология проблемно-поискового обучения  с элементами исследовательской деятельности учащихся. (Слайд 1)  Однако, и ее значимость в силу ряда существующих проблем, можно поставить под вопрос.

Актуальность моего опыта обусловлена следующими причинами:

- большой поток информации – трудно чем-то удивить школьников;

- слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов;

- невозможность проведения ряда экспериментов в рамках школьной лаборатории. (Слайд 2)

Проанализировав все факты, я пыталась найти способ разрешения сложившейся ситуации. Опыт моей работы в этом направлении позволяет выделить один из оптимальных  приемов реализации главной идеи  образовательного процесса (Слайд 3), который является новым шагом в деятельности, как учащихся, так и педагога. Речь идет о применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных  компьютерных моделей физических процессов или  физических устройств на различных этапах урока (Слайд 4).  

 Компьютерные модели — это программные продукты, реализующие представление о физических явлениях с целью упрощения процесса изучения. (Слайд 5)    Несмотря на разнообразие классификаций это одно из инновационных средств  организации исследовательской деятельности учащихся.

  Апробировав, с учетом использования рекомендаций   программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 классы в своей практике применяю следующие виды заданий:

                 1) компьютерные эксперименты (если возможно проведение реального опыта по теме, формирую группы с целью анализа, сравнения и корректировки полученных результатов при двух подходах: виртуальном и реальном)

                 2) экспериментальные задачи - это отдельная область нашей науки, в которой ученики испытывают затруднения, как в понимании исходных данных, так и в нахождении способов решения. Использование КМ позволяет избежать сложности обработки результатов, что повышает интерес учащихся.

                 3) расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;

 При разработке  таких заданий опираюсь на желание ученика в осуществлении проверки знаний компьютером.

                4) творческие задания (в данной категории достаточно хорошо зарекомендовали себя модели с построением графиков изменяющихся величин, позволяющие реализовывать в полном объеме принцип вариативности современного образования);

                5) исследовательские задания (чаще всего ученики работают в парах, учитывая большой диапазон изменения параметров модели, каждый вовлечен в работу).

Приведу пример плана выполнения исследовательского задания по теме «Фотоэффект» с использованием КМ (Слайд 6-7). Необходимо отметить, что при проведении таких уроков  ретранслирующая функция учителя  преобразуется в направляюще-консультирующую. В ходе проведения таких уроков решаются  следующие задачи: 

- развитие познавательной активности и аналитического мышления;

- формирование навыков работы с компьютером и самостоятельного исследования;

-   повышение интереса к изучаемому предмету;

-   развитие критичности мышления. (Слайд 8)

Положительными моментами работы в данном направлении являются:

  • гибкая траектория обучения;
  • моделирование экспериментов, задач;
  • один и тот же процесс можно наблюдать несколько раз (сравнивая, анализируя, делая выводы);
  • рациональное использование времени на уроке;
  • высокая активность учащихся;
  • возможность построения «субъект – субъектных» отношений;
  • дифференциация обучения (Слайд 9).

В своей практике  использую программы:

1. 1 С: Школа  «Библиотека наглядных пособий»;

2.  Программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 класс;

3.  «Кирилл и Мефодий» — «Библиотека электронных наглядных пособий», физика 7-11. А также дополнительную полезную информацию нахожу в Интернете на сайтах, которые представлены вашему вниманию (Слайд10). В работе руководствуюсь следующими правилами (Слайд 11).

Литература:

  1. А. Ф. Кавтрев. «Компьютерные модели в школьном курсе физики». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», №2, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998, с. 41-47.
  2. Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования». Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http://college.ru/?name=Practical
  2. http://www.en.edu.ru/shared/files/old/physicsmethod/methods/7469_methods1.html
  3. http://www.physics.ru/courses/op25part2/content/models/photoef.html
  4. http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/f2ece35c-a3c0-cc66-e5ac-6c184848689d/00148854344946868.htm