Подготовка к ГИА с использованием ключевых учебнных ситуаций.
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Методическая разработка урока физики в 9 классе с использованием ключевых учебных ситуаций "Движение тела под дейсткием силы тяжести" и "Проявление закона сохранения энергии на примере падения тела"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_klyuchev._sit.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ГИА с использование ключевых учебных ситуаций. Методическая разработка урока физики в 9 классе с использованием ключевых учебных ситуаций.
- Выделите и проанализируйте две ключевые ситуации в одном из разделов школьного курса физики 9-го класса.
Ключевая учебная ситуация №1 «Движение тела под действием силы тяжести»
При движении тела по вертикали вверх или вниз на тело действует одна постоянная сила – это сила тяжести! Сила тяжести направлена вертикально вниз. Вниз направлено и ускорение свободного падения. Направление ускорения всегда совпадает с направлением силы!
То есть абсолютно неважно, вверх или вниз движется тело - ускорение свободно падения всегда направлено вертикально вниз, так же как и сила тяжести. Характер движения тел разный, так как меняется направление начальной скорости.
Если тело брошено под углом к горизонту, то и в этом случае в любой точке траектории ускорение направлено вертикально вниз. Тело движется по криволинейной траектории, так как начальная скорость и ускорение направлены не вдоль одной прямой. В верхней точке траектории ускорение перпендикулярно скорости, и скорость меняется только по направлению. И это тоже движение с ускорением. Впоследствии это можно использовать при изучении движения тела по окружности и введении центростремительного ускорения.
Необходимо хорошо запомнить: ускорение и равнодействующая сила сонаправлены!
Ключевая учебная ситуация №2 «Проявление закона сохранения энергии на примере падения тела».
Главный физический смысл понятия «энергия» состоит в том, что это сохраняющаяся физическая величина, единая для всех физических явлений.
Тело, находящееся на высоте, обладает запасом потенциальной энергии. В этот момент его кинетическая энергия равна нулю. При падении тела происходит превращение энергии: потенциальная энергия уменьшается, кинетическая – увеличивается. Полная сумма этих энергий не меняется. Но если учитывать сопротивление воздуха, энергия будет уменьшаться за счет того, что часть начальной энергии переходит во внутреннюю энергию и падающее тело должно нагреться! Но это происходит не всегда. При падении дождевой капли с большой высоты сама капля не нагревается, так как передает окружающему воздуху часть своей энергии в процессе теплопередачи и затрачивается энергия на испарение воды. Вот почему капли дождя не теплые.
2.Составить по всему курсу физики основной школы:
а) тестовое задание с выбором ответа:
Какие из величин: скорость, равнодействующая сила, ускорение, перемещение при механическом движении тела – всегда совпадают по направлению?
1) ускорение и перемещение
2) ускорение и скорость
3) сила и скорость
4)сила и ускорение;
б) одно задание с кратким ответом:
Тело массой 5 кг упало с некоторой высоты. Найти кинетическую энергию в средней точке его пути, если оно падало в течение 2с?
в) одну задачу с полным решением:
Металлический шар упал с высоты 26м на свинцовую пластину массой 1кг и остановился. При этом пластина нагрелась на 30С. Чему равна масса шара, если на нагревание пластины пошло 80% выделившегося количества теплоты?
3.Описать методологию выполнения этих заданий с учениками.
Цель урока: повторение курса физики основной школы, формирование навыков решения задач (самостоятельно анализировать условие задачи, искать дополнительные данные), контроль знаний, подготовка к ГИА.
А) Выполнение тестового задания с выбором ответа.
В КИМах достаточно часто встречаются задания на движение тела под действием силы тяжести.
Учитель: Какая сила действует на тело при его движении по вертикали вверх и вниз ?Будет ли это движением с ускорением? Как направлена сила тяжести? А ускорение свободного падения? Всегда ли совпадает направление силы и ускорения? Как изменится сила тяжести, если тело брошено вниз? вверх? Под углом к горизонту? Будет ли при этом меняться направление ускорения? Как будет меняться направление скорости в этих движениях?
Учащиеся приходят к выводу, что направление скорости меняется в зависимости от вида движения, а ускорение свободного падения и сила тяжести всегда направлены вертикально вниз. Сила тяжести и ускорение свободного падения сонаправлены.
А как будут направлены равнодействующая сила и ускорение?
Они тоже будут сонаправлены.
А теперь проанализируем следующую задачу:
Какие из величин: скорость, равнодействующая сила, ускорение, перемещение при механическом движении тела – всегда совпадают по направлению?
1) ускорение и перемещение, 2) ускорение и скорость, 3) сила и скорость,
4)сила и ускорение;
Направление ускорения перемещения силы или скорости не всегда совпадают по направлению - зависит от вида движения. Следовательно, правильный ответ - 4) сила и ускорение.
Б) Выполнение задания с кратким ответом.
Тело массой 5 кг упало с некоторой высоты. Найти кинетическую энергию в средней точке его пути, если оно падало в течение 2с?
Учитель: Какой энергией обладало тело на высоте? От чего зависит эта энергия? Что с ней происходило при уменьшении высоты? Чему была равна первоначальная скорость тела? Что с ней происходило при уменьшении высоты? Какая энергия зависит от скорости движения? Как связаны потенциальная и кинетическая энергии во время падения тела? Меняется ли сумма этих энергий?
Учащиеся сами формулируют закон сохранения энергии и применяют его для решения задачи. Высоту h, с которой упало тело, определяют по формуле для свободного падения.
Тогда h =20м, а в средней точке h1 =10м. Ответ: 500Дж.
В) Задача с полным решением.
Металлический шар упал с высоты 26м на свинцовую пластину массой 1кг и остановился. При этом пластина нагрелась на 3 0C. Чему равна масса шара, если на нагревание пластины пошло 80% выделившегося количества теплоты?
Учитель: Каким видом энергии обладал падающий шар? Как менялась потенциальная энергия при уменьшении высоты? В какой вид энергии перешла потенциальная энергия, когда шар коснулся земли? В результате чего пластина нагрелась? В какую энергию превратилась кинетическая энергия? Вся ли кинетическая энергия перешла во внутреннюю энергию пластины? Как записать закон сохранения энергии в данном случае? По какой формуле рассчитывается количество теплоты, затраченное на нагревание тела? Каких табличных данных нам не хватает?
Ответив на поставленные вопросы и найдя в таблице удельную теплоемкость свинца, учащиеся приступают к решению задачи.
Дано: Решение:
m2=1кг Q=E Q2=0,8Q =0,8E
h=26м E=m1gh Q2=cm2∆t
∆t=3 0C 0,8m1gh=cm2∆t
c=140 m1=
кпд=0,8 m1=
m1=? Ответ: m1=2кг
Таким образом, на уроке использовались две ключевые ситуации: «Движение тела под действием силы тяжести» и «Закон сохранения энергии в применении к механическим и тепловым процессам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ключевых учебных ситуаций в школьном курсе физики
Данная статья посвящена методике использования ключевых школьных ситуций в школьном курсе физики. Была подготовлена как практико-значимый проект при изучении курса "Образование и общество"...
Проект учебной ситуации урока по информатике с использованием методики продуктивного чтения
Описание и разработка учебной ситуации по тема урока: Структура Web-сайта. Ввод и форматирование текста. Возраст учащихся: 8 класс...
«Использование ключевых учебных ситуаций при обучении решению задач по физике»
С методом использования ключевых учебных ситуаций (КлУС) при обучении физики, я впервые познакомилась, обучаясь на дистанционных курсах педагогического университета «Перв...
Решение задач методом ключевых учебных ситуаций. Сила Архимеда
Ключевые ситуации - это учебные ситуации, разрешение которых позволяет научиться решать задачи. Овладение ключевыми ситуациями формирует компетенции в решении задач, устанавливает связь между теорией ...
Использование технологии деятельностного метода на уроках английского языка:построение процесса обучения на основе учебных ситуаций
Выступление на районнойконференции...
методическая разработка урока физики с использованием ключевых учебных ситуаций
Данная методическая разработка будет полезна для учителей, которые готовят учащихся к успешной сдаче ГИА по физике в 9 м классе....
Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»
В данной статье описываются учебные ситуации с использованием модели "Перевернутое обучение"....