ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МЫ» 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Программа дополнительного образования «Электричество и мы» направлена на ознакомление учащихся 9 класса средней школы с устройством и принципом действия различных физических изобретений, а также электрических бытовых приборов и приспособлений, с которыми дети непосредственно сталкиваются в своей повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_fizike.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МЫ»
(17 ЧАСОВ, 9 КЛАСС)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ГОД
ЛАСТОВКИНА Е. А., УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ ОЗЕРСКОГО ФИЛИАЛА МБОУ ВЕРХНЕСПАССКОЙ СОШ РАССКАЗОВСКОГО РАЙОНА
ПОС. ИМ. 2-ОЙ ПЯТИЛЕТКИ
- Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Содержание учебного предмета «Физика», его цели и задачи определяются достижениями в области физики, их влиянием на уровень жизни людей.
Актуальность программы дополнительного образования в том, что физика играет основополагающую роль в общей системе естественнонаучного образования современного человека. Под влиянием физической науки развиваются новые направления научных исследований, возникающие на стыке с другими науками, создаются техника и технологическая база инновационного развития общества.
Физика в общеобразовательной школе призвана не только формировать научные представления об основных природных явлениях и законах, но и знакомить учащихся с миром техники, искусственно созданным человеком, а также обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания.
Возрастные особенности учащихся основной школы таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические занятия, а занятия с самостоятельным выполнением опытов, с использованием разнообразных физических приборов. Это стремление к практической деятельности является эффективным средством развития интереса учащихся к изучению физики.
Программа дополнительного образования «Электричество и мы» направлена на ознакомление учащихся 9 класса средней школы с устройством и принципом действия различных физических изобретений, а также электрических бытовых приборов и приспособлений, с которыми дети непосредственно сталкиваются в своей повседневной жизни.
Отличием данной программы является ее ориентирование не только на успевающих учеников 9 класса, но и на школьников, которые по ряду причин не могут учиться хорошо. Применение нетрадиционных методов обучения должно привести к возникновению у учащихся интереса к обучению и, как результат, сохранить данный контингент в качестве потенциальных учеников 10-11 классов.
Практическая и реферативная работа направлена на приобретение учащимися навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, работы в сети Интернет, поиск и умение правильно оформлять найденный материал.
XXI век - век обширной электрификации, высоких электронных технологий. Без знаний об электричестве, в частности, о явлении электризации, электрических цепях, не возможно создание электронных приборов, внедрение высоких технологий на производство, не возможно создание быта современного человека.
Элективный курс «Электричество и мы» предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 17 часов, выбран исходя из конкретных условий материально технической базы, запросов учащихся, предназначен расширить и углубить практические знания учащихся по теме «Электрические явления». В рамках курса учащиеся познакомятся с историей возникновения и развития теории электричества, с именами ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие.
Данный курс направлен на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с физическими приборами, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, подразумевает творческую работу детей в условиях кабинета физики, а также поисковую работу вне школы.
В ходе исследовательской работы учащиеся учатся проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Курс предусматривает индивидуальную, групповую и коллективную формы работы учащихся. Используются различные виды самостоятельной работы и контроля знаний. На первом занятии учащиеся знакомятся с программой курса, разбиваются на группы с учётом личных симпатий, каждая из которых получает задание (в виде проблемного вопроса). В группе выбирается лидер, с которым учитель поддерживает связь вне занятий. Планируется исследовательская работа по проверке выдвинутой гипотезы. По итогам исследований каждая группа подготавливает отчет в виде мультимедийный презентаций, буклетов, листовок, газет, стендов. В рамках предусматривается выступление перед классом по разработанной теме, выставка работ.
Реализация курса предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения степени готовности учащихся к самообразовательной деятельности: через самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также интернет - источников; прослушивание лекций в сочетание с лабораторными работами, семинарами; через использование телекоммуникационных средств; проведение творческого конкурса, публичной защиты проектов; проведение экскурсий на предприятия; создание простейших приборов, электрифицированных стендов.
Основные цели программы дополнительного образования
- Приобщение учащихся к достижениям современной техники;
- повышение мотивации личности к систематическому изучению физики, к техническому творчеству;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков самостоятельной работы с физическими приборами и дополнительной литературой, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- развитие творческих способностей, инициативы, умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при подготовке сообщений и выполнении творческих работ;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
- Научить школьников:
● работать с литературой, проводить подборку, анализ и систематизацию материала о конкретном физическом приборе или техническом объекте;
● работать с компьютером;
● работать в сети Интернет;
● оформлять сообщения и доклады;
● правильно пользоваться физической терминологией и символикой.
Задачи программы
- сформировать умения наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, отбирать необходимые приборы, выполнять измерения, предъявлять результаты в виде таблиц и графиков, интегрировать результаты эксперимента, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
- сформировать следующие знания: цикл познания в естественных науках (факты, гипотеза, эксперимент, следствия), роль эксперимента в познании, правила пользования измерительными приборами, электрические явления в природе, источники питания, электрические цепи и их элементы, применение электрических цепей, техника безопасности при работе с электрооборудованием.
- воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
- развивать интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитывать потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонентов, участвовать в дискуссии.
Помимо перечисленных выше ключевых задач программа дополнительного образования также обеспечивает:
● необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, самоопределения и творческого развития учащихся;
● адаптацию их к жизни в обществе;
● формирование общей культуры;
● организацию содержательного досуга;
● формирование социальной компетентности;
● соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей.
Формы работы
- обсуждение индивидуальных или групповых сообщений учащихся об истории создания, устройстве, принципах действия и использовании различных объектов техники;
- наблюдение работы реальных технических объектов или их моделей;
- работа в сети Интернет;
- наблюдения и опыты;
- решение задач;
- беседы, консультации;
- индивидуальная работа с учащимися;
- неделя физики.
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться физической терминологией и символикой;
- работать с дополнительной литературой;
- работать в сети Интернет;
- объяснить принцип действия различных машин, электрических приборов;
- наблюдать и анализировать физические явления;
- грамотно записывать результаты измерений с учетом погрешности;
- решать физические задачи;
- выполнять опыты, оформлять отчёт, делать выводы, обобщать;
- планировать и проводить исследование;
- создавать презентации; оформлять буклеты, листовки, газеты.
- уважительно относиться друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений.
- В рамках курса учащиеся должны знать: цикл познания в физике; этапы развития теории электричества, имена выдающихся ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие; электрические явления в природе, как они используются и учитываются на производстве, в технике и быту; законы Ома, понятия: электризация, электрический ток, напряжение, сопротивление, проводимость.
Предполагаемые формы отчётности учащихся
- Презентации: «От чего зависит сила тока на участке цепи», «Где применяются электрические цепи», «Сопротивление последовательно соединённых резисторов», «Проводимость параллельно соединённых резисторов», «Использование электрических полей».
- Буклеты: «Электризация тел», «Гальванический элемент».
- Рефераты: «Электризация», «Атмосферное электричество».
- Сообщения: «Из жизни и деятельности учёных», (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом) (презентации)
- Стенгазета: «Электрические рыбы».
- Электрифицированный стенд «Электричество», (вопросы и ответы).
- Листовки: «Электрические цепи в автомобиле».
- Кроссворды по теме «Электричество».
- Выступления на семинарах.
- Сочинение, стихотворение, фотографии, рисунки на тему«Электричество»
2. Описание содержания разделов программы
Электризация тел. Учёт и применение электризации на производстве и в быту. Электрические явления в природе. Электрические рыбы. Электрический заряд. Опыты Иоффе и Милликена (о дроблении заряда). Электрические заряды в туче. Атмосферное электричество. Опыты Гальвани. Источники питания. Сила тока, напряжение, сопротивление, проводимость. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи. Элементы электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Применение электрических цепей в быту и на производстве.
Изучаемые в курсе понятия: заряд, электрический ток, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электрические цепи, элементы электрической цепи, соединение элементов цепи, источники тока, электрические цепи бытовых приборов, квартиры, автомобиля. Изучаемые законы: закон Ома для участка и полной цепи. Изучаемые явления: электризация тел.
3.Учебно-тематический план к программе курса
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации
Работа обучающихся включает разные виды деятельности. Помимо теоретических уроков - много практических занятий, поэтому следует особое внимание уделять соблюдению учащимися правил техники безопасности. Вести учет всех проведенных инструктажей с соответствующей записью в журнале.
При решении задач обратить внимание на отыскание наиболее рациональных способов решения. Выбор способа решения – право учащегося. Оформление решения задач в соответствии с общепринятыми нормами. Выбор единиц измерения в соответствии с условием задачи, если в условии не оговаривается отдельно – то в СИ. Умение хорошо изложить решение надо поощрять, но умение хорошо и быстро догадываться, должно цениться выше.
При ремонте и конструировании простейших приборов особое внимание уделять развитию навыков и умений работы с электрооборудованием, формированию умений определять неисправность по параметрам работы или неисправности оборудования, выработка основ алгоритмического мышления.
Литература
Учителю
- Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам. Москва. Минобразования России. 2005.
- Предпрофильная подготовка девятиклассников по гуманитарному циклу. ВОИПКРО. 2004.
- М.Б.Романовская. Метод проектов. Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». Москва. 2004.
Ученикам
- Э.Роджерс. Физика для любознательных. Том 3. Электричество и магнетизм. Атом и ядро. Москва. «Мир». 1971.
- К.В.Любимов, С.М.Новиков. Знакомимся с электрическими цепями. Москва. «Наука». 1981.
- И.Г.Кирилова - составитель. Книга для чтения по физики. 6-7.Книга для учащихся. Москва. «Просвещение». 1978.
- Л.В.Тарасов. Физика в природе. Книга для учащихся. Москва. «Просвещение».1988.
- С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика-9.Учебник общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2002.
- А.С. Енохин, Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. Москва. Просвещение. 1976.
- Физика - юным. Составитель М.А. Алексеева. Москва. Просвещение. 1980.
- Хрестоматия по физике. А.С. Енохович и д.р. Москва. «Просвещение». 1982.
- Инструкции к приборам.
- Инструкция по технике безопасности.
Мультимедийное приложение к учебнику С.В.Громова и Н.А.Родиной «Физика. 9 класс»
Приборы и оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, эпипроектор.
Школьный вольтметр, школьный амперметр, магазин сопротивлений демонстрационный, лампа накаливания, ключ замыкания цепи, соединительные провода, источник постоянного тока, электролит, цинковые и угольные пластинки, стеклянная и эбонитовая палочки, электроизоляционные штативы, шёлковая нить, металлическая фольга, гигрофилы, антистатик, усилитель звуковой частоты, электроскоп, электрометр, конденсатор, катушка-моток, магнитная стрелка, электрофорная машина.
4. Поурочное планирование курса
№ урока | Тема урока Цель | Содержание урока | Приборы и материалы | Домашнее задание | Деятельность учеников |
1 | Электризация тел. Изучить явление электризации, развивать навыки работы с приборами. | Объявление конкурса, разделение на группы. Электризация тел, электрический заряд, конструирование электроскопа, жизнь и деятельность Иоффе. | Эбонитовая и стеклянная палочки, штатив, мелкие неметаллические тела, металлическая гильза, электроскоп, электрометр, фольга металлическая, картон, ножницы, скрепка. | Подготовить сообщение о жизни и деятельности Иоффе | Эвристическая беседа, наблюдение опытов, обобщение, конструирование. Формирование групп, выбор темы исследований. |
2 | Электризация трением в быту и на производстве. Показать роль электризации, способы и средства борьбы и учета статического электричества. | Электрические поля на производстве, синтетические материалы, влияние электризации на технологические процессы, на организм человека. | Аэрозоль, гигрофилы, глицерин, антистатик. | Исследование по теме: «Использование электрических полей» | Индивидуальная работа с дополнительной литературой, поиск в Интернете |
3 | Электрические рыбы. Вызвать интерес к природным электрическим явлениям, расширить кругозор. | Священная рыба древнего Рима, Аристотель, Скрибоний, Александро Вольта, виды электрических рыб, электрические органы рыб, ванна Нерона. | Эпидиаскоп, электрофорная машина. | Исследование по теме, оформить стенгазету. | Индивидуальная работа с дополнительной литературой, поиск в Интернете |
4 | Опыты Иоффе и Милликена (о дроблении заряда). Показать роль опытов в изучении теории. | Биографии ученых, принципиальная схема опытной установки, демонстрация опытов. | Усилитель УЗЧ, манка. | Подготовить сообщения об ученых | Индивидуальная работа с дополнительной литературой, поиск в Интернете |
5 | Электрические заряды в туче. Познакомить с электрическими явлениями в туче, процессом ее образования. | Описание грозовых явлений поэтами, писателями. Этапы развития тучи, Распределение электрических зарядов в туче. | Компьютер | Подготовить стихи о грозе, написание реферата. | Составление плана лекции Работа с дополнительной литературой, другими источниками информации. |
6 | Атмосферное электричество. Изучить электрические процессы в ионосфере. | Электрические токи в атмосфере, электропроводность атмосферы, ионосфера, физика космических лучей, токи зарядки и токи разрядки, их связь с погодой. | Компьютер | Подобрать фотоснимки, рисунки - электрические явления в природе. | Составление конспекта лекции. Работа с дополнительной литературой, другими источниками информации. |
7 | Как быстро могла бы разрядиться Земля? Поставить ученика в позицию исследователя. | Задача о разрядке конденсатора, позволяющая оценить время, в течение которого разрядился бы Земной «конденсатор» | конденсатор | Подбирать материал по теме | Творческая работа в малых группах. |
8 | Почему происходит разделение зарядов в туче или облаке? Изучить механизмы разделения зарядов. | Физические механизмы разделения электрических зарядов в туче. | Подбирать материал по теме | Творческая работа в малых группах. | |
9 | Опыты Гальвани Познакомить с опытами Гальвани и открытием Вольта. | Опыты Луиджи Гальвани, роль опыта в познании, роль открытия Александро Вольта в развитии теории электромагнетизма. | Эпипроектор Компьютер | Подготовить сообщение о Гальвани, Вольта, принести лимон, яблоко. | Работа с дополнительной литературой, составление кроссворда |
10 | Гальванический элемент Развивать навык работы с приборами. | Опыт А. Вольта, примеры гальванических элементов, практическая работа по созданию гальванического элемента. | Катушка-моток, магнитная стрелка, соединительные провода, картон, монетки, раствор соли. | Применение гальванических элементов. Подобрать информацию. | Практическая деятельность по созданию гальванического элемента. |
11 | Элементы электрических цепей Развивать навык работы с приборами, умение работать в группах. | Электрические цепи, элементы электрических цепей, | Измерительные приборы, лампа, сопротивление, реостат, источник питания, ключ. | Подобрать информацию по предложенной теме. | Работа в группах по составлению плана исследования и оформлению отчёта по исследованию. |
12 | Последовательное и параллельное соединение цепей Развивать умение анализировать результаты опыта, составлять отчёт | Правила составления и проверки электрических цепей, виды соединений, сборка цепей, чтение схем электрических цепей, решение простейших задач. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, сопротивление. | Работа над исследованием. | Работа в группах и парах по конструкции электрических цепей, построению схем, правила ТБ. |
13 | Конструкция и сборка простейших электрических цепей Развивать умение анализировать результаты опыта, составлять отчёт | Схемы электрических цепей, сборка электрических цепей, изучение электроизмерительных приборов, проведение опытов, оформление результатов опытов. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, сопротивление. | Подготовка к конкурсу. | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
14 | Сила тока, напряжение, сопротивление, соотношение между ними в различных цепях Развивать умение постановки опыта, анализировать результаты, составлять отчёт | Исследование последовательного и параллельного соединений. Практикум. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, сопротивление. | Подготовка к конкурсу. | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
15 | Исследование электрических цепей Развивать умение работать с приборами, составлять отчёт по результатам опытов. | Практикум. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, сопротивление. | Оформление отчёта | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
16 | Конструкция достаточно сложных электрических цепей Развитие практической направленности обучаемых | Практикум. | Амперметр, вольтметр, реостат, лампа на подставке, соединительные провода, источник питания, ключ, сопротивление. | Подготовить защиту своего проекта в виде презентации, газеты, листовки, буклета и т.д. | Работа в группах, экспериментальная деятельность |
17 | «Цепи всякие нужны, цепи разные важны» Урок-конференция Подвести итоги | Выставка работ, защита, подведение итогов, награждение. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Коллективные и индивидуальные. Защита проектов, выступления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по физике «Как работает…?» Для 7-9 классов МБОУ "ООШ №6" г. Топки.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Содержание учебного предмет...
Разработка программы дополнительного образования по физике для одаренных детей
Программа дополнительного образования - инструмент целенаправленного развития одаренных детей. Написание программы - один из важных моментов в деятельности педагога....
Программа дополнительного образования "Царство физики"
Программа дополнительного образования «Царство физики» предназначена для ознакомления учащихся 5 –6 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно ста...
Рабочая программа дополнительного образования по физике
Приведена рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Обучение методам решения задач по физике" для студентов 1-х курсов....
Рабочая программа дополнительного образования по физике на базе образовательного центра Точка роста для 9 классов «Экспериментальная физика»
Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»...
Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"
Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...