Урок по физике (7 класс) "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Хохрякова Людмила Викторовна

Урок вкоррекционной школе с использованием конструктора "Лего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_sila_treniya_-_kopiya_-_kopiya.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия с использованием конструктора «Лего»

Город : Магнитогорск

МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4

Учитель: Хохрякова Людмила Викторовна

Класс: 7(программа VII вида)

Тема учебного занятия: «Сила трения».

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Форма учебного занятия: комбинированный урок.

Цели (образовательная, развивающая и воспитательная) и задачи  учебного занятия:

  1. Ввести понятие силы трения и выяснить, какова природа силы трения.
  2. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по результатам экспериментов.
  3. Воспитывать мотивацию учащихся к обучению через применение лего-конструирования.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия):конструктор «Лего», мультимедийный проектор, экран, ЦОР образовательная коллекция 1С:  школа 

Ход учебного занятия:

Урок проводится в кабинете физики, оснащенном АРМ.

 На партах лежат протоколы урока.

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

1. Организационный момент

2 минуты

Сообщить тему и цели урока.

Словесный

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Здравствуйте, ребята.  Я говорю вам «здравствуйте», тем самым открывая вам мир:

Знаний

Деятельности

Рационализаторства

Активности

Вежливости

Созидания

Творчества

Внимания

Удачи

Инициативности

Трудолюбия

Единства.

В этом мире, я думаю, нам будет нетрудно изучить новую тему. А тема урока «Сила трения». Вам предстоит познакомиться с силой трения и выяснить, какова ее природа.

Ребята слушают учителя, проговаривают вместе с ним слова пожелания, настраиваются на урок, записывают тему.

2.

Подготовительная работа

5 минут

Повторить материал по теме «Сила», приготовить оборудование для проведения экспериментов при изучении силы трения.

Знать

понятия: сила тяжести, вес тела, единицы измерения силы.

Уметь:

Показывать силы на рисунках, обозначать их, собирать модели из конструктора «Лего» и составлять для них программы.

Словесно-наглядный, практический.

групповая

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель делит класс на три группы.

1-ой группе предлагается из приготовленных деталей конструктора «Лего» по фотографиям собрать тележку, санки, запрограммировать заранее собранную машинку на медленное движение вперед.

2-ой и 3-ей группам дается тест на повторение пройденного материала (два варианта вопросов для учащихся предлагаются на слайдах презентации).

После того, как весь класс выполнит работу по повторению,  проводится проверка.

Учащиеся выполняют разноуровневые задания, ответы записывают в листах для самооценки.

1 группа.

Выберите правильный ответ.

  1. Какой буквой обозначается сила?

А) F                      Б) S                    В) P

  1. В каких единицах измеряется сила?

А) Па                Б) Н              В) кг/м3

3) Каким прибором измеряют силу?

А) мензуркой         Б) динамометром      В) линейкой

4) Можно ли при помощи динамометра определить вес тела в невесомости?

А) нет      Б) да     В) да, если масса тела большая

5) На неподвижный брусок начинают действовать две силы  F1 =15Н и F2 = 20Н, как показано на рисунке. Куда будет двигаться брусок?

 А) влево  

 Б) вправо

 В) положение бруска не изменится

2 группа

Закончите предложение.

1)Мерой взаимодействия тел является________________

2) Сила тяжести – это сила, с которой________________

3)Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле_______________________________

4) Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется__________________________________

5) Подпишите силы, изображенные на рисунке.

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

2

Объяснение нового материала.

20 минут

Ввести понятие силы трения ( покоя, качения, скольжения, вязкое трение).

Учащиеся должны знать понятия:

сила, единицы измерения силы.

Уметь:

обозначать силы, переводить единицы измерения в систему СИ.

Словесно-наглядный.

Фронтальная.

1-С образование.

Сила трения. Трение в природе и технике.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель объясняет новый материал, используя лего-модели при проведении демонстраций силы трения покоя, скольжения, вязкого трения и цифровой образовательный ресурс из единой коллекции ЦОР «Сила трения. Трение в природе и технике.»

        Учащиеся слушают, делают записи в тетради.

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

4.

Практическая часть.

10 минут.

  1. Сравнение силы трения скольжения и качения.
  2. Выяснение зависимости силы трения от веса тела.

Учащиеся должны знать понятия силы трения скольжения, трения качения, веса тела; знать единицы измерения силы..

Уметь применять динамометр для измерения силы.

Практический

Групповая.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Учитель проводит групповую практическую работу с моделями , выполненными учащимися из конструктора «Лего»:

  Задание№1.

Измерьте силу трения скольжения (по стеклу, по дереву, по наждачной бумаге).

Задание№2.

Измерьте силу трения качения (по стеклу, по дереву, по наждачной бумаге).

Задание№3.

Измерьте силу трения скольжения с добавлением груза на санки (по стеклу, по дереву, по наждачной бумаге).

Задание№4.

Измерьте силу трения скольжения с добавлением груза на тележку (по стеклу, по дереву, по наждачной бумаге).

Задание №5.

Ответьте на вопросы:

От чего зависит сила трения?

Какая сила меньше – сила трения скольжения или качения при одинаковой тяжести груза?

Учащиеся выполняют измерения, результаты записывают в таблицу, делают вывод.

сила трения скольжения (без груза)

по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

сила трения скольжения (с грузом)

по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

сила трения качения (без груза)

по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

сила трения качения (с грузом)

по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

Вывод:

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

5

Офтальмологическая пауза.

1 минута.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-учитель проводит несколько упражнений для глаз.

Учащиеся работают по тренажеру.

Время

Цель этапа

Знания

Умения

Методы

Формы

Используемые ЦОР

6

Закрепление нового материала.

5 минут.

Продолжить работу по формированию понятия силы трения.

Учащиеся должны знать виды силы трения, причины возникновения и способы изменения силы трения.

Уметь применять полученные знания при ответах на вопросы.

Словесно- наглядный.

фронтальная.

1-С образование

Тест по теме «Сила трения»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель проводит фронтальную проверку с помощью теста. Тест по теме «Сила трения».

Учащиеся отвечают на вопросы теста. Ответившие правильно добавляют баллы в листы для самооценки.

Этапы учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

7

Подведение итогов.

2 минуты.

Подвести итог урока, выставить оценки, дать задание на дом.

Словесно-наглядный.

Фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель подводит итог урока, объясняет критерии выставления оценок, дает задание на дом:

 Параграфы 30-31.

2 группа: выучить опорный конспект.

1 группа: заполнить таблицу:

Вредное действие силы трения

Полезное действие силы трения

     Учащиеся слушают учителя, оценивают свою работу на уроке,  записывают домашнее задание.

 

Протокол урока

Ф.И. учащегося:  ___________________________________________________

Класс:_____________________________________________________________

№ вопроса

1

2

3

4

5

Вариант ответа

1. Ответы к тесту

 

                                  количество баллов:____________

2. Работа с конструктором «Лего»

   количество баллов:____________

сила трения скольжения (без груза)

 по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

сила трения скольжения (с грузом)

по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

сила трения качения (без груза)

по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

сила трения качения (с грузом)

по стеклу

по дереву

по наждачной бумаге

Вывод:

3. Практическая работа

  количество

баллов:____________

4.Ответы на вопросы

 количество баллов:___________

5. Итоговая оценка__________________________

10-11 баллов – оценка «5»

7-9 баллов - оценка «4»

5-6 баллов - оценка «3»