Сценарий урока по физике 7 класс"Сила упругости"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Фролова Т.Н.

Данный материал включает: Конспект урока+презинтация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sila_uprugosti_zakon_guka.ppt548 КБ
Microsoft Office document icon sild_uprugosti_rozrabotka_uroka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему прогибается книжная полка?

Слайд 2

СИЛА

Слайд 3

ДЕФОРМАЦИИ изменения формы и/или объёма тела под действием внешних сил УПРУГИЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ полностью исчезают после прекращения действия внешних сил не исчезают после прекращения действия внешних сил

Слайд 4

ВИДЫ ДЕФОРМАЦИЙ ИЗГИБ СДВИГ РАСТЯЖЕНИЕ КРУЧЕНИЕ СЖАТИЕ

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ СИЛЫ : возникает при деформации, одновременно у двух тел, участвующих в деформации; перпендикулярно деформируемой поверхности противоположна по направлению смещению частиц тел

Слайд 6

Сила упругости - сила, возникающая при деформации тела и направленная в сторону, противоположную направлению смещения частиц тела при деформации.

Слайд 7

ЗАКОН ГУКА Был открыт Робертом Гуком в 1676 году. Сила упругости, возникающая в теле при упругих деформациях, прямо пропорциональна его удлинению. F = - k упр L где k – жёсткость пружины [ Н/м ] , х – удлинение тела [ м ] .

Слайд 8

Применение силы упругости Силы упругости работают в технике и природе: в часовых механизмах, в амортизаторах на транспорте, в канатах и тросах, в человеческих костях и мышцах т.д. 17.09.17

Слайд 9

Чему равна сила упругости пружины, если она растягивается на 25 см, а ее жесткость равна 200 Н/м Дано : L=200 H /м х=25 см F= ? решение 25 см = 0,25 м F = xL F = 0,25 м · 200 Н/м = 50 Н Ответ: 50 Н



Предварительный просмотр:

Урок по физике в 7-м классе на тему "Сила упругости. Закон Гука"

 Цели урока:

Образовательная:

ввести понятие силы упругости; сформировать понятие деформации и ее видов; ввести формулу закона Гука.

Развивающая:

систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии “сила” и “сила тяжести”;

формировать умения объяснять происходящие явления в быту, природе и технике.

Воспитательная:

умение работать в группе; развивать правильную речь, используя физические термины.

Приборы и материалы:

медиапроектор; ПК; экран; набор пружин разной жесткости;  набор грузов; таблица;

 прибор для демонстрации видов деформации, 2 штатива.

План конспект урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – силой, а так же выяснили, почему тела падают на Землю, почему наша планета вращается вокруг Солнца.

Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

II. Проверка домашнего задания:

3 ученика решают задачи, написанные на доске: 1. Чему равна сила тяжести, действующая на книгу массой 700 г?

2. С какой силой Земля притягивает к себе тело массой 3 кг?

3.Определите массу тела, если сила тяжести действующая на него равна 90 Н.

Весь класс отвечает на вопросы:

В результате чего может меняться скорость тела.

Что такое сила?

От чего зависит результат действия силы на тело?

Как изображают силу на чертеже?

Какое явление называется явлением всемирного тяготения?

Кто установил закон всемирного тяготения?

От каких величин зависит сила всемирного тяготения?

Какую силу называют силой тяжести?

Почему сила тяжести на полюсах Земли несколько больше, чем на экваторе и других широтах?

Как зависит сила тяжести от массы тела?

Как направлена сила тяжести?

А теперь давайте проверим решение задач у доски (сильные ученики проводит анализ решения и оценивают работу у доски)

III. Изложение нового материала.

Молодцы! Если не у кого не осталось сомнений в важности понятий – сила и сила тяжести, приступаем к изучению нового материала. Тема нашего урока: “Сила упругости. Закон Гука”. Откройте свои рабочие тетради, запишите на полях число, а в центре строчки тему урока.

Вам уже известно, что на все тела, находящиеся на Земле, действует сила тяжести. В результате действия силы тяжести на Землю падает подброшенный камень, выпущенная из лука стрела, снежинки.

Почему же покоятся тела, подвешенные на нити или лежащие на опоре? По-видимому, сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что это за сила и как она возникает. (слайд 1,2)

Проведем опыт: на упругий подвес поместим гирю. Под действием силы тяжести гиря начнет двигаться вниз, и подвес деформируется – его длина увеличится. При этом возникнет сила, с которой подвес действует на тело. Когда эта сила уравновесит силу тяжести, тело остановится. Из этого опыта можно сделать вывод, что на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновешивает силу тяжести. Эту силу называют силой упругости. Она возникает в деформированных телах.

А теперь давайте выясним, что называется деформацией тела. ( слайд 3,4) Ученики  записывают определение в тетрадях.

Посмотрите, пожалуйста, какие виды деформации могут возникнуть в теле в зависимости от приложенной к нему силы. Деформация растяжения, сжатия, изгиба, сдвига, кручения. Демонстрация видов деформации прибором.

А теперь запишите в тетрадь особенность силы упругости и определение. (слайд 5,6)

Итак, мы выяснили,  что представляет собой сила упругости, когда она возникает, а теперь давайте выясним, отчего зависит сила упругости.

Английский ученый Роберт Гук, современник Ньютона, установил, как зависит сила упругости от деформации. (слайд 7)

Рассмотрим таблицу. На ней изображен  резиновый шнур, один конец его закреплен. Пусть первоначальная длина шнура была равна. Если к свободному концу шнура подвесить гирьку, то шнур удлиниться.

Если менять гирьки, то будет меняться и длина шнура, а значит, его удлинение (деформация).

 Можно сделать вывод: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела.

В этом и заключается закон Гука. Записывается закон Гука следующим образом:

  – удлинение тела (изменение его длины),  – коэффициент пропорциональности, который называют жесткостью. (слайд 7)

Для того чтобы понять от чего зависит коэффициент жесткости проведем следующий опыт: подвесим к штативу разные пружины и на каждую из них поместим грузы одинаковой массы. Они по-разному удлинились. Почему?

А теперь давайте посмотрим где  применяется сила упругости.  (  слайд 8)

IV. Закрепление нового материала.

Ну что же мы прошли весь теоретический материал необходимый для изучения силы упругости.  

 А теперь вместе решим задачу. (слайд 9)

Давайте проверим. (слайд 9)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Наш урок подошел к концу, поэтому откройте свои дневники, и запишите домашнее задание на следующий урок: §25

Список литературы:

Учебник “Физика” для 7-го класса, А.В. Перышкин, Дрофа, Москва 2001.

Мультимедийное учебное пособие “Физика. Основная школа 7-9 классы: часть I”, Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе "Сила упругости. Закон Гука"

Урок разработан для учащихся 7 класса...

Конспект урока в 7 классе "Сила упругости .Закон Гука."

Цель: сила упругости, примеры действия силы упругости, деформация и ее виды, закон Гука для упругих деформаций, примеры практического применения закона Гука....

Разработка интегрированного урока физика + информатика "Сила упругости. Закон Гука" 10 класс

Разработка интегрированного урока физика-информатика, с элементами работы в электронном приложении "Лабораторные работы по физике", в программе Powerpoint, а так же с использованием системы ...

Технологическая карта урока физики 7 класса "Сила упругости. Закон Гука"

Технологическая карта урока физики 7 класса "Сила упругости. Закон Гука"...

Урок физики 9 класс "Сила упругости. Закон Гука."

Тема урока: “Сила упругости. Закон Гука”Цели урока:Образовательная:ввести понятие силы упругости;сформулировать понятие деформации;ввести формулу закона Гука.Развивающая:систематизировать ...