Урок по физике 7 класса "Сила трения."
план-конспект урока по физике (7 класс)

Миллер Елена Николаевна

Урок по физике 7 класса по теме "Сила трения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miller_e.n.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел долгосрочного плана: «Взаимодействие тел»

Школа: Елизаветградская основная школа

Дата:

ФИО учителя: Миллер Елена Николаевна

Класс: 7 класс

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Сила трения.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную план)

7.2.2.6. – описывать трение при скольжении, качении, покое.

Цели урока

Все учащиеся смогут: называть причины возникновения силы трения,  измерять силу трения скольжения динамометром, записывать формулу расчета  силы трения скольжения .

Большинство учащихся будут: строить график зависимости силы трения от свойств соприкасающихся поверхностей.

Некоторые смогут: экспериментально доказать зависимость силы трения от силы реакции опоры.

Критерии оценивания

- называют причины возникновения силы трения.

-измеряют силу трения скольжения динамометром.

-Записывают формулу для расчета силы трения скольжения.

-Строят графики зависимости силы трения от свойств соприкасающихся поверхностей.

-экспериментально доказывают зависимость силы трения от силы реакции опоры.

Языковые цели

Лексика и терминология, специфичная для предмета: сила трения скольжения, сила трения качения, сила трения покоя, коэффициент трения.

Полезные выражения для диалогов и письма:

-Я думаю, что …..

-Сила трения скольжения– это….

-Сила трения качения- это….

-Сила трения покоя-это….

Воспитание  ценностей

Ценности основанные на национальной идеи «Меңгілік ел»; Индустриализация  и экономический рост, базирующийся на инновациях; уважение; труд и творчество; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Связь с предметами: математика ( решение задач) и информатика (проектор)

Предварительные знания

Могут рассчитывать силу упругости по закону Гука, инерция, динамометр, сила реакции опоры.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

             3 мин.

              5 мин.

Психологический настрой. Для развития коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности среди учеников провожу  игру  «Мне в тебе нравится».(называют хорошие качества своих одноклассников)

Актуализация знаний.  Учитель делит учащихся группы. ( счет на1- 3)

Отгадываем кроссворд:

  1. Единица измерения силы. (Ньютон)
  2. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. (Инерция)
  3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. (Вес)
  4. Прибор для измерения силы. (Динамометр)
  5. Векторная физическая величина, она имеет векторное и числовое значение. (Сила)
  6. Мельчайшая частица вещества. (Молекула)

Дескриптор:

- называет определение Инерции.

-называет определение веса.

-называет единицы измерения силы.

-называет прибор для измерения силы

-Называет определение силы.

-называет частицы вещества.

КО:  Метод «Светофор».

Ключевое слово « Трение» – это и есть тема сегодняшнего урока.

Постановка темы и задач урока:

-называют причины возникновения силы трения скольжения.

-измеряют силу трения покоя динамометром.

-Записывают формулу силы трения скольжения.

-Строят графики зависимости силы трения от значения внешней силы.

-экспериментально доказывают зависимость силы трения от силы реакции опоры.

https://doc4web.ru/fizika/konspekt-uroka-dlya-klassa-sila-treniya3.html

Середина урока

           

        7  мин.

           

  5  мин.

                 

  2 мин

3   мин.

( 1 мин)

7  мин.

5 мин.

Продолжение работы в группе.

  1. Изучение нового материала методом «Жигсо 2»

Задания :

1 гр « Сила трения скольжения»

2 гр. « Сила трения качения»

3 гр. « Сила трения покоя»

Презентация  работ учащихся (устная форма, постер, кластер)

Критерии оценивания: Метод  «Две звезды одно пожелание»

Просмотр видео материала.

  1. С помощью метода «ИНСЁРТ» осуществляю закрепление нового материала учащихся.

Прием  работа с текстом «Insert»

Заполнение таблицы

V (уже знал)

+ (новое)

- (думал иначе)

?(не понял, есть вопросы)

Физминутка[a] « Диско»

3. Разноуровневые задания (индивидуально)

Задание № 17. ( Учебник)

Уровень А

№ 1. Деревянный брусок массой 2 кг тянут равномерно по деревянной доске. Определите силу трения, действующую на брусок.

№ 2. Упряжка лошадей при движении саней по снегу может  действовать с максимальной силой 0.5 кН. Какую массу саней с грузом может перемещать упряжка, если коэффициент трения равен 0,1? Сани движутся прямолинейно и равномерно.

Уровень В.

  1. 1. Снежинка равномерно движется к земле. Какие силы в этом случае действуют на нее? Изобразите эти силы на рисунке. (Сила тяжести, которая компенсируется выталкивающей силой воздуха и силой его сопротивления.)
  2. 2. Парашютист весом 500 Н равномерно опускается с раскрытым парашютом. Чему равна сила сопротивления воздуха? (500 Н.)
  3. Уровень С.
  4. 3. Определите коэффициент трения между шкафом массой 120 кг и поверхностью пола. Сила, приложенная к шкафу в горизонтальном направлении, равна 600 Н. (µ=0,5.)
  5. 4. К  бруску массой 500 г приложена сила в горизонтальном направлении. Определите силу трения, если коэффициент трения равен 0,4. (2 Н.)
  6. Дескриптор:

- записывает формулу нахождения силы трения скольжения.

–изображает силы при помощи построения рисунка.

- Переводит в систему СИ.

–вычисляет силу трения скольжения .

Критерии оценивания: Метод «Жестов»

По готовым ответам на слайде.

 4 . Экспериментальные задания.

Инструктаж по технике безопасности .

Работа в группах.

Опыт 1: Попробуйте нарисовать шариковой ручкой какую-нибудь линию на листе бумаги и на стекле . Что вы наблюдаете? Выясните в чем дело?

Анализирует ответы учащихся.
В чем причина – шероховатости  поверхности.

Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел при помощи лупы. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите причины возникновения трения.

Создает ученикам проблемную ситуацию:

если убрать неровности и сделать поверхности очень гладкими, то трение будет меньше?

Опыт 3: возьмите 2  чистые стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?  Поверхности гладкие, неровности очень незначительные, а трение большое?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Назовите причины возникновения трения.

Обобщение  выводов  учеников:

Следовательно, причиной трения является:

1. Шероховатость поверхности.

2. Межмолекулярное взаимодействие.  

Учебник 7 класса

Н.А.Закирова.

Bilim Land.kz

Учебник 7 кл.

Н.А. Закирова

Учебник 7 класса

Н.А. Закирова

Карточки с заданиями.

https://infourok.ru/urok-sila-terniya-klass-294000.html

http://docplayer.ru/28506847-Tema-uroka-sila-treniya-planiruemye-obrazovatelnye-rezultaty.html

Конец урока

       2 мин

Рефлексия.  Стратегия  «Барометр  настроения».

  Учитель  показывает  учащимся  карточки  с  изображением  трех  лиц:  веселого,  нейтрального  и  грустного.

Учащимся предлагается нарисовать  рисунок,  соответствующий  их  настроению.

Дифференцированное Домашнее задание:

  1. Сочините рассказ «Что произойдет если исчезнет трение?»
  2. Параграф 19 ответить на вопросы. № 17д. Задание № 1-2.
  3. Задачи на смекалку ( для сильных учащихся)

Всем  спасибо  за  урок!

Учебник 7 кл.

 Н.А. Закирова

Приложение

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учаимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

1 Помощь сильного слабому в процессе изучения новой темы и обсуждении вопросов при работе в группе. Поддержка при выполнении экспериментальной работы .

2.Оценивание согласно    критериям.

3.Разноуровневые задания на этапе     формативного      обучения

4.Диалог и поддержка

5. Домашнее задание

( разноуровневое)

Метод « Светофор»

Метод «Две звезды, одно пожелание».

Метод « Жестов»

Карта самооценки.

Отключение проектора после просмотра видеоролика.

Инструктаж по технике безопасности во время проведения эксперимента.

Физминутка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике "Сила трения"

Открытый урок по физике "Сила трения"...

План-конспект урока по физике "Сила трения".

Урок практической направленности....

Урок по физике "Сила трения "за" или "против"

Данная разработка предназначена для изучения темы "Сила трения"  средних профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих техниче...

Урок по физике "Сила трения"

Цель: изучить явление  трение; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах примене...

Презентация для открытого урока по физике "Сила трения"

Презентация "Сила трения" разработана и использовалась  совместно с "Технологической картой "Сила трения"для проведения открытого урока в 10 классе. УМК:...