План-конспект урока по физике "Сила трения".
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Пониткова Жанна Ивановна

Урок практической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 7 кл.

Тема: Сила трения. Трение в природе и технике.

Цель: познакомить учащихся с силой трения, закрепить полученные знания о силах в природе, определение места видов трения в природе.

Оборудование: деревянные бруски, трибометр, динамометр, набор грузов.

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Повторение.
  1. Что такое сила?
  2. Какой прибор измеряет силу?
  3. Какие виды сил вы знаете? (слайд 1)
  4. Что такое сила тяжести?  Ее направление и точка приложения. Формула. (слайд 2)
  5. что такое сила упругости? Ее направление и точка приложения. Формула. (слайд 3)
  1. Объяснение.

Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Мальчик, разбежавшись, скользит на коньках по льду, но, как бы ни был гладок лед, мальчик все-таки останавливается. Останавливается и велосипед, когда велосипедист  перестает вращать педали. Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения (в данном случае уменьшения) является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила.

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения (слайд 4)

Сила трения — это еще один вид силы, отличающийся от рассмотренных ранее силы тяжести и силы упругости.

Причины возникновения силы трения:

  1. шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;
  2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. (слайд 5)

Виды сил трения:

  1. скольжения;
  2. качения;
  3. покоя. (слайды 6 – 8)

Сравнение модулей сил трения. (слайд 9 видеофрагмент)

Способы уменьшения силы трения. (слайды 10, 11 видеофрагмент)

  1. Практическая фронтальная работа по группам.

I группа.

 Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела.

Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками —2 шт., 4) карандаши круглые — 2 шт.

Порядок выполнения работы

1.   Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2.  Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения веса запишите в тетрадь.

3.  Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Дли этого положите брусок на стол, а на брусок — два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

4.  Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

5.  Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и переминайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6.  Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а)  вес тела или максимальная сила трения покоя?

б)  максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

в) сила трения скольжения или сила трения  качения?

II группа.

 Изучение зависимости силы трения скольжения   от рода трущихся поверхностей                                                                  

Приборы   и    материалы:   1) динамометр,   2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками — 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.

Порядок  выполнения   работы

  1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву

Дерево по бумаге

Дерево по наждачной бумаге

2.   Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3.  Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а)  по поверхности линейки трибометра;

б)  по гладкой бумаге;

в)  по наждачной бумаге.

4). Ответьте на вопросы:

1) Зависит ли сила трения скольжения:

А) от рода трущихся поверхностей?

Б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

III группа.

 Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей

 Приборы    и    материалы:   1) динамометр,   2) трибометр, 3) грузы с двумя  крючками —2  

Порядок выполнения работы

  1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.
  2.  Положите на линейку трибометра брусок   большой   гранью,  а на его поверхность — груз и измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

А) о силы давления, и если зависит, то как?

Б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

Общий вывод. (слайд 12)

 

Сила трения

зависит от:

не зависит от:

силы давления

площади соприкасающихся тел

рода трущихся поверхностей

  1. Итоги.

Примеры силы трения в природе и технике. (слайды 13 – 16).

  1. Задание на дом. § 30 – 32, вопросы.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...