РАЗРАБОТКА сценария урока с использованием программного продукта нового поколения «Интер@ктивная физика»
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Ижболдина Елена Васильевна

Урок физики для 9 класса по теме "Равномерное движение по окружности" с использованием компьтерной среды "Интер@ктивная физика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА

сценария урока с использованием программного продукта нового поколения «Интер@ктивная физика»

учитель физики

МАОУ «СОШ №123» г.Перми

Ижболдина Е.В.

Тема урока: Равномерное движение по окружности

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Вид урока: комбинированный с элементами исследования

Форма организации обучения: фронтальная, групповая

Цели урока:

Рассмотреть особенности равномерного движения по окружности. Ввести понятия центростремительного ускорения, периода и частоты обращения.

Задачи.

Образовательные

Повторить виды механического движения. Познакомить с новыми понятиями: движение по окружности, центростремительное ускорение, период, частота. Выявить связь периода, частоты и центростремительного ускорения с радиусом обращения. Использовать учебное лабораторное оборудование и программный продукт «Интер@ктивная физика» для решения практических задач.

Развивающие

Развивать умение работать самостоятельно и в группе, умение сравнивать и делать выводы; мышление на всех уровнях познания (восприятия, анализа, синтеза); познавательную деятельность при постановке и проведении эксперимента.

Воспитательные

Воспитание интереса к предмету и окружающему миру через призму знаний; трудолюбие, дисциплинированность. Воспитание коммуникативной (умение работать в парах) и информационной культуры учащихся.

Оборудование и материалы для урока:

компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, программа «Интер@ктивная физика»,  цифровой секундомер,  линейка, циркуль,  шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, желоб, шарик, инструкции №1, №2

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Учитель Сегодня мы продолжим изучение видов движения в механике.

Назовите  виды движения, которые уже изучили.

Ученик (ответ: равномерное прямолинейное и равноускоренное прямолинейное движения)

Учитель Назовите физические величины, характеризующие  любое движение

Ученик (ответ: координата, путь, перемещение, средняя и мгновенная скорость, среднее и мгновенное ускорение)

Учитель Какие из величин являются векторными, т.е. величины для которых одинаково важны как модуль так и  направление

Ученик (ответ: перемещение, средняя и мгновенная скорость, среднее и мгновенное ускорение)

Учитель Хорошо. Вспомним, что называется траекторией

Ученик (ответ: траектория – линия, вдоль которой движется тело)

Учитель Верно. Какие виды траекторий вам известны?

Ученик (ответ: прямолинейная и криволинейная траектории)

Учитель проводит  демонстрации: падение шарика по прямой, скатывание шарика по прямому желобу, вращение шарика на нити, движение шарика, брошенного под углом к горизонту. Учащиеся определяют вид траектории.

Учитель Существует множество различных криволинейных траекторий. Если внимательно рассмотреть криволинейное движение, то можно, разбив его на небольшие участки, увидеть, что движение по такой линии – это движение по дугам окружностей различных радиусов (см. слайд)

 

Поэтому во многих случаях изучение криволинейного движения тела сводится к изучению движения по окружности. Запишите в рабочих тетрадях тему урока «Равномерное движение по окружности».

3. Изучение нового материала

Учитель В природе и технике движение по окружности достаточно распространено (см. слайд)

Приведите свои примеры движения по окружности (учащиеся приводят примеры)

Ранее мы изучили с вами равномерное движение по прямой. Вспомним определение (используется ВУО – анимация 7-9.2.2.3). Подумайте и ответьте на вопрос: меняется   ли модуль и направление  скорости при таком движении?

Ученик (ответ: скорость по модулю и направлению неизменна)

Учитель Давайте понаблюдаем за движением тела по окружности с помощью модели и посмотрим как направлена мгновенная скорость, т.е. скорость в данной точке траектории или в данный момент времени (учащиеся проводят исследование с помощью ВУО – модели 7-9.2.8.2 и инструкции №1)

В результате работы с моделью учащиеся самостоятельно делают вывод: мгновенная скорость тела в любой точке при движении по окружности направлена по касательной в этой точке (запись вывода в тетради с рисунком, изображенным с левой стороны) (см. слайд)

Учитель Хорошо видно, что при обработке детали на точильном круге искры, отрывающиеся при трении, летят со скоростью, направленной по касательной к окружности.  Аналогично движутся брызги и камушки из - под колеса автомобиля (см. слайд)

Обратите внимание, что при любом криволинейном движении вектор скорости направлен по касательной к окружности (см. ВУО – модель 7-9.2.8.4)

И, так, мы видим, что в каждой точке траектории вектор скорости меняет свое направление. Попробуем наиболее точно сформулировать определение равномерного движения по окружности.

Ученик (ответ: равномерное движение по окружности - это движение по окружности с неизменной по модулю скоростью. Запись в тетради)

Учитель Ранее вы сказали, что при равномерном движении по прямой скорость по модулю и направлению неизменна и поэтому ускорение равно нулю; при равномерном движении по окружности модуль скорости остается неизменным, а направление вектора скорости в каждой точке обязательно меняется, из этого следует, что

Движение тела по окружности – это движение с ускорением (запись в тетради)

Как направлено среднее и мгновенное ускорение? Давайте вспомним формулу для вычисления ускорения и посмотрим от какой величины зависит направление ускорения.

Ученик (ответ: вектор ускорения должен быть сонаправлен  с вектором, равным разности скоростей)

Учитель Давайте посмотрим видеодемонстрацию, которая позволит нам определить направление вектора ускорения (см. ВУО – видео 7-9.2.8.16)

Ученик формулирует вывод: ускорение при движении по окружности в любой ее точке направлено по радиусу к центру окружности и поэтому называется центростремительным (запись в тетради).

Учитель Отметьте на своем рисунке с окружностью несколько точек окружности и покажите в этих точках направление векторов скорости и ускорения (см. слайд)

Движение по окружности – это периодически повторяющиеся движение. И нам необходимо ввести еще несколько характеристик нового вида движения.

Запись на доске и в тетрадях:

  1. Период - время одного полного оборота по окружности. Период обозначается буквой Т. Формула для нахождения периода , где – время всех оборотов,  – количество оборотов. Единицей измерения периода в СИ является секунда.
  2. Частота - число колебаний за единицу времени (секунду). Частота обозначается буквой  («ню»). Формула для нахождения частоты  Единицей измерения частоты в СИ является об/с =    = с-1 = 1 Гц (Герц в честь немецкого ученого Генриха Герца)

Обратите внимание на эти формулы. Что вы можете сказать о связи между величинами период и частота?

Ученик (ответ: период и частота – взаимообратные величины)

Учитель Поэтому можно данную зависимость записать так:

       или   (запись в тетради)

Используя ВУО репетитор 7-9.2.8.23 и 7-9.2.8.24 измерьте период и частоту вращения.

Покажите учителю на экране своих компьютеров  результат своих измерений.

Учитель Как можно рассчитать скорость вращения, зная период вращения? (учащиеся делают предположения) (запись формулы в тетради)

Учитель Как вы думаете, от каких величин может зависеть модуль ускорения? (учащиеся высказывают предположения)

Учащиеся работают с ВУО – моделью 7-9.2.8.19: выясняют зависимость ускорения от скорости движения

Учащиеся работают с реальным оборудованием: выясняют зависимость ускорения от радиуса окружности по инструкции №2

Ученик формулирует вывод: ускорение пропорционально квадрату скорости, ускорение обратно пропорционально радиусу окружности

Учитель На основании ваших выводов составьте формулу расчета центростремительного ускорения. Записывают формулу в тетради:

где v – линейная скорость, R – радиус окружности

Согласно второму закону Ньютона, ускорение всегда сонаправлено с силой, в результате действия которой оно возникает. Сила, под действием которой тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в каждой ее точке направлена по радиусу к центру и называется центростремительной. В соответствии со вторым законом Ньютона и формулой ускорения составьте  выражение для вычисления этой силы и запишите в тетрадь:

 

 Виды сил при движении по окружности различны. Я буду называть ситуации, а вы называете силу:

  1. Движение планет вокруг Солнца (ответ: силы всемирного тяготения)
  2. Поворот автомобиля (ответ: сила трения колес о дорогу)
  3. Движение электронов вокруг ядра атома (ответ: силы электрического притяжения)
  4. Спортсмен раскручивает шар легкоатлетического молота (ответ: сила упругости троса)

4. Первичное закрепление знаний (вопросы на слайде)

  1. Как направлена мгновенная скорость при криволинейном движении?
  2. Как направлено ускорение тела, движущегося по окружности с постоянной по модулю скоростью?
  3. Что называется периодом и частотой обращения? В каких единицах они измеряются?
  4. Как эти величины связаны между собой?
  5. Чему равны периоды вращения: часовой, минутной и секундной стрелок часов; Земли вокруг своей оси; Земли вокруг Солнца; Луны вокруг Земли?
  6. Можно ли считать центростремительное ускорение постоянным, а равномерное движение по окружности равноускоренным?
  7. Если при движении тела по окружности модуль скорости изменяется, будет ли ускорение тела направлено к центру окружности?
  8. В какой из указанных точек траектории движения автомобиля, движущегося с постоянной по модулю скоростью, центростремительное ускорение минимально?

  1.  Сравните центростремительные ускорения двух тел, которые движутся с одинаковыми скоростями по окружностям радиусами R1 = R и R2 = 2R.

5. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

6. Домашнее задание: по тетради выучить все определения и формулы; устно  упр.17 стр.68; письменно упр. 18 (задачи 3,4) стр.73

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ:

Инструкция №1

для  работы с моделью

 «Вектор скорости при равномерном движении по окружности» 7-9.2.8.2

Задание 1

Цель: установить,  как направлен вектор средней скорости при равномерном движении по окружности

  1. Красной кнопкой установите скорость 1 ед.
  2. Кнопкой «пуск» запустите модель
  3. Кнопкой «пауза» отобразите направление вектора перемещения
  4. Кнопкой «пауза» отобразите направление вектора средней скорости. Сравните,  как направлен вектор скорости по направлению к вектору перемещения
  5. Повторите опыт при значении скорости 2ед., 3 ед. В каждом случае сравнивайте,  как направлен вектор скорости по направлению к вектору перемещения

Сделайте вывод, ответив на вопрос: как направлен вектор средней скорости при равномерном движении по окружности? (по направлению вектора перемещения)

Задание 2

Цель: установить,  как направлен вектор мгновенной скорости при равномерном движении по окружности

  1. Красным ползунком уменьшите пройденное шариком расстояние в 2 раза
  2. Кнопкой «пуск» запустите модель
  3. Кнопкой «пауза» отобразите направление вектора перемещения
  4. Кнопкой «пауза» отобразите направление вектора средней скорости
  5. Повторите опыт, уменьшив пройденное расстояние в 3 раза
  6. Повторите опыт для случая, когда интервал времени для прохождения пути будет минимальным

Обратите внимание на последний случай, и ответьте на вопросы:

А) как направлен вектор мгновенной скорости по отношению к радиусу окружности

Б) как называется в математике прямая, перпендикулярная радиусу окружности (в нашем случае вектор)

Сделайте вывод, ответив на вопрос: как направлен вектор мгновенной скорости при равномерном движении по окружности?

Инструкция №2

Оборудование: цифровой секундомер,  линейка, циркуль,  шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом

Цель: выяснить зависимость ускорения от радиуса окружности

План выполнения:

  1. Начертите окружность максимального радиуса на листе формата А4
  2. Измерьте радиус окружности
  3. Измерьте время 5 полных оборотов
  4. Вычислите период по формуле
  5. Вычислите скорость по формуле
  6. Вычислите ускорение по формуле

 

  1. Уменьшите радиус окружности примерно в три раза, и, приложив прежнее усилие для того, чтобы модуль скорости сохранялся прежним. Повторите опыт с самого начала.
  2. Сравните ускорения, полученные в первом и во втором опыте и

Сделайте вывод: как зависит ускорение  от радиуса окружности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока с использованием новых образовательных технологий

Методическая разработка открытого урока для учащихся шестых классов с использованием новых образовательных технологий...

Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер"

Разработка сценария урока   обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер" в соответствии с ФГОС...

«Разработка сценария урока по обучению виду деятельности по получению нового знания». Механическая работа. 7 класс. ( По учебнику А.В. Грачева).

Урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответству...

Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания – «создания» понятия о физической величине.

Проведение  урока обучению виду деятельности по получению нового знания – «создания» понятия о физической величине направлено на реализацию следующей   цели по развити...

Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».

Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение  частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке использ...

Методическая статья на тему: \'\'Использование приёмов целеполагания как способ формирования УУД на уроках английского языка по ФГОС нового поколения. \'\'

Для того, чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся на уроках английского языка, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.Цель - это то, к чему стремятся, что над...