Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул. План-конспект урока физики 7 с использованием инновационного продукта «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».
план-конспект урока по физике (7 класс)

Барабаш Нина Петровна

Данная работа представляет собой план-конспект открытого урока физики 7 класса: "Тепловое движение  частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул". В данном уроке используется инновационный продукт "Интерактивная школа. Интер@активная физика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока физики в 7 классе

Тема: Тепловое движение частиц. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул

Цели урока: вторичное закрепление знаний по теме «Строение вещества»,  выработки навыков и умений по практическому применению этих знаний

 Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение,  выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

Задачи:

Обучающие: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Тепловое движение частиц.  Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивания молекул». Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий в режиме  поисковой деятельности.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления, развивать   умение анализировать информацию, содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения;  развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: Индивидуальная, групповая.

Оборудование: Мел, несколько пробирок с водой, марганцовка, стакан с горячей и холодной водой; металлический шар с кольцом, пластилин, компьютер на каждого ученика свой или один на двоих, программное обеспечение «Интеллектуальная школа. Интер@ктивная физика».

Демонстрации:

  1. Разламывание куска мела и невозможность соединить его обратно;
  2. Растворение несколько кристаллов марганцовки в воде;
  3. Разбавление раствора марганцовки водой. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
  4. Растворение марганцовки в холодной и горячей воде.
  5. Нагревание металлического шарика и пропускание его через кольцо,
  6. Разделение куска пластилина на две части и соединение их.

План занятия:

1. Организационный этап. 1 мин.

2. Мотивационный этап (этап постановки целей и задач урока). 2 мин.

3. Первоначальная проверка понимания материала 20 мин

5. Этап обобщения и закрепления изученного материала (интерактивная физика) 10 мин.

6. Рефлексия. 10  мин.

7. Заключительный этап. 2 мин.


Ход урока:

                                                               Эпиграф к уроку:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь».

Китайская народная мудрость

I. Организационный этап.

II. Мотивационный (постановка целей и задач  урока).

Проблемная ситуация

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной,

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события (актуализация опорных знаний):

*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;

*если открыть флакон с духами, то …;

*если нагреть лед, то …;

*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;

*если капнуть каплю масла на воду, то … ;

*если опустить термометр в горячую воду, то …

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на предыдущих уроках. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково или по-разному будут вести себя кристаллы марганцовки в горячей и холодной воде? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, расширить  представление о внутреннем строении вещества, познакомиться с новым термином – диффузия,

III. Первоначальная проверка понимания материала

Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем огромное количество различных явлений. Некоторые явления мы можем объяснить с точки зрения собственного опыта. Некоторые явления нам помогают объяснять знания, полученные на уроках физики.

Давайте посмотрим несколько экспериментов.

1.        Разламывание куска мела и невозможность соединить его обратно;

2.        Растворение несколько кристаллов марганцовки в воде;

3.        Разбавление раствора марганцовки водой. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды

4.        Растворение марганцовки в холодной и горячей воде.

5.        Нагревание металлического шарика и пропускание его через кольцо

6.       Разделение куска пластилина на две части и соединение их.

Вы просмотрели несколько экспериментов. Перед вами на столах карточки с незаконченными фразами. В своих тетрадях вы должны закончить эти фразы.

  1. Кусок мела не распадается на части, потому, что….
  2. Если мы разломали кусок мела на части, то соединить их обратно нее получится, так как…
  3. Процесс растворения кристаллов марганцовки – это пример явления ….
  4. Нескольких кристаллов марганцовки достаточно для окрашивания большого количества воды потому, что…
  5. В горячей воде кристаллы марганцовки растворяются быстрее, чем в холодной, так как…
  6. При нагревании металлический шар перестал проходить через кольцо потому, что…

Чтобы вы смогли объяснить данные явления с точки зрения физики, предлагаю вам изучить учебник п. 9 , стр 26 и стр 27.

IV. Этап обобщения и закрепления изученного материала (интерактивная физика) 10 мин.

После прочтения фрагмента учебника у вас остались незаконченные предложения? Да. Теперь мы получим недостающие знания другим путем. Для этого вы должны разбиться на пары, просмотреть видеоматериал «Интерактивная физика»:

  1. Фрагмент 7-9.7.1.7: «Модель «Теплового движения в газах»»;
  2. Фрагмент 7-9. 7.1.9 «Модель «Тепловое движение в жидкостях»»;
  3. Фрагмент 7-9. 7.1.11 «Модель «Тепловое движение в твердых телах»»;
  4. Фрагмент 7-9. 7.1.13 «Модель «Диффузия в газах»»;
  5. Фрагмент 7-9. 1.1. 16 «Модель «Диффузия в жидкостях»».

После просмотра фрагментов вы должны закончить предложения, сдать карточки и в парах выполнить задания фрагментов (если остается время можно сделать перекрёстную или самопроверку карточек по открытому образцу):  

  1. Фрагмент 7-9. 7.1.14 «Задание «Диффузия в газах»»;
  2. Фрагмент 7-9. 7.1.17 «Задание «Диффузия в жидкостях»».

V. Рефлексия учебной деятельности.10 мин

А теперь подведем итоги: ответьте на мои  вопросы (вопросы задаются по очереди каждой группе и фиксируется количество правильных ответов в группе):

Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем окружающие нас предметы: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?

Ученик: Только кажутся?

Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят?

Ученик: Из отдельных частичек.

Учитель: А что удерживает их друг возле друга?

Ученик: Притяжение.

Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?

Ученик: Есть.

Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?

Ученик: В газах.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученик: Потому что они легче сжимаются.

Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?

Ученик: Промежутки.

Заключительным продуктом нашего урока будет заполнение таблицы

Фрагмент 7-9. «Репетитор «Свойства трех состояний вещества».  (Каждому ученику предлагается заполнить таблицу индивидуально, а потом сравнить с эталоном.

1.Все тела состоят из отдельных частичек.

2.Между этими частичками существует притяжение.

3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.

4. Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.

(далее можно предложить каждому оценить свою роль в группе с помощью карточек).

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

           

Перед каждым из вас находится рисунок, с помощью которого вы должны отметить ваше настроение к концу урока.

VII. Заключительный этап 2 мин

Учитель:

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Домашнее задание: § 9-10, ответить на вопросы после параграфов.

Творческое задание: Написать эссе на тему «Диффузия у меня дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание.

Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)....

РАЗРАБОТКА сценария урока с использованием программного продукта нового поколения «Интер@ктивная физика»

Урок физики для 9 класса по теме "Равномерное движение по окружности" с использованием компьтерной среды "Интер@ктивная физика"...

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)...

Презентация к уроку физики "Взаимное притяжение и отталкивание молекул" 7 класс

Презентация к уроку физики "Взаимное притяжение и отталкивание молекул" в 7 классе....

Урок по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул

Конспект по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул + презентация + тест на программу "Айрен"...

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул....

Урок: Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Урок в 7 классе, на котором необходимо дать представление о взаимодействии молекул вещества; выяснить физический смысл взаимодействия молекул; сформировать представления о значении явления смачивания ...