Методическая разработка урока "Электроскоп. Электрометр. Проводники и диэлектрики"
методическая разработка (физика, 8 класс) на тему

Сомова Светлана Николаевна

Материалы урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проводники и диэлектрики. Электроскоп.

Слайд 2

Вещество по отношению к электрическим зарядам Диэлектрик -это вещество, по которому электрический заряд не может передаваться от одного тела к другому. Проводник -это вещество, по которому электрический заряд легко передается от одного тела к другому.

Слайд 3

Приборы для обнаружения электрического заряда Электроскоп -это простейший прибор для обнаружения электрического заряда (электризации). Электрометр -это вид электроскопа, в котором вместо листочков используется стрелка.

Слайд 4

Приборы для обнаружения электрического заряда Электроскоп Электрометр Различия В электроскопе используются листочки, а в электрометре стрелка и шкала. Электрометр предназначен для измерения заряда, а электроскоп для его обнаружения.

Слайд 5

Выводы Образец № 1 Образец № 3 Образец № 2 проводник диэлектрик д иэлектрик

Слайд 6

Проверка гипотезы Пластмасса Дерево Алюминий Стекло Железо Резина Медь Эбонит Вода Тело человека ПРОВОДНИК ДИЭЛЕКТРИК

Слайд 7

Правила электроБезопасности Проводя электроработы необходимо знать с какому классом веществ происходит контакт. Для исключения нежелательной проводимости между двумя проводниками должен быть диэлектрик. Для осуществления стекания заряда с трущихся деталей используется заземление.

Слайд 8

Домашнее задание Учебник с 56 (22); Выполнить макет плаката по электробезопасности и предложить место, где его можно разместить.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №63

Калининского района

Санкт-Петербурга

Урок физики

8 класс

Тема: Электроскоп. Электрометр. Проводники и диэлектрики.

Вид урока: урок изучения нового материала

Методы урока: рассказ, демонстрация, выполнение исследования.

Оборудование: ПК+ проектор (презентация), рабочие листы,

Лабораторное оборудование: мензурка (250мл) 14 шт, металлический стержень с крышкой 14 шт, листочки из металлической фольги 28шт, шерстяная ткань 14шт, авторучка без стержня 14 шт, образцы из стекла, пластмассы и алюминия пронумерованные 14 шт.  

Цель урока: Цель урока:  сформулировать правила электробезопасности на основе знаний о проводниках и диэлектриках.

Задачи урока:

- познакомить с устройством и принципом работы электроскопа и электрометра;

- сформировать представление о проводниках и диэлектриках;

- развивать умение работать в группе и паре;

- развивать навыки самостоятельности выдвижения гипотез и умозаключений, приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения конкретных практических задач;

- развивать монологическую речь, умение выражать свои мысли, способность слушать, понимать признавать право человека на иное мнение.

Используемые технологии: информационно- коммуникационные технологии, технология системно-деятельностного подхода, технология исследовательской деятельности.

Учитель: Сомова Светлана Николаевна

Дата проведения: 27.11.2013

План урока

I Организационный момент (0,5 мин)

II Изучение нового материала (20 мин)

III Исследование (15 мин)

IV Закрепление (5мин)

V Инструктаж по выполнению домашнего задания. (5 мин)

I Организационный момент.

Ход урока

Учитель: здравствуйте ребята. Сегодня, на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть учебники, дневники, письменные принадлежности лабораторное оборудование и маршрутные листы, в которых вы будете работать.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с явлением электризации тел и обсудили, как используют электризацию в промышленности, сельском хозяйстве, печатном, музейном  деле, медицине и т.п. Сейчас я предлагаю вашему вниманию описание еще нескольких ситуаций, проявления  электризации тел. Прочитайте, пожалуйста, фрагменты статей из газет и журналов, приведенные в вашем маршрутном листе и скажите, как проявила себя в этих примерах электризация.

Учитель: скажите, как проявила себя в этих примерах электризация.

Ученики: в этих примерах электризация проявила себя с негативной стороны.

Учитель: А можно ли было этих ситуаций избежать. Если да, то чем нужно руководствоваться или соблюдать, чтобы подобных случаев не происходило.

Учитель: Можем ли мы с вами утверждать, что знаем на сегодняшний день эти правила, а самое главное понимаем, почему их нужно соблюдать?

Ученики: на сегодняшний день мы слышали об этих правилах, но четкого понимания их нет.

Учитель: Исходя из сказанного, что же сегодня будет нашей основной целью?

Ученики: целью нашего урока будет формулирование правил электробезопасности.

Учитель: прежде, чем мы приступим к непосредственной разработке правил, давайте вспомним, каким образом строится новое физическое знание? С чего начинается любая теория или физический закон?

Ученики: наблюдение, гипотеза, эксперимент, выводы.

Учитель: поэтому начнем мы с наблюдения, которое к нам пришло из древности. Существует легенда, согласно которой в древности на одном из званных ужинов хозяйка случайно уронила перечницу в солонку и соль с перцем перемешались. Это была катастрофа, поскольку по тем временам соль и перец были дорогостоящими продуктами «на вес золота». Но один из приглашенных гостей не растерялся и достал свой шелковый платок, а хозяйку попросил принести предмет, который сегодня есть у нас на столе, что это за предмет?

Ученики: стеклянную палочку

Учитель: попытаемся разделить соль от перца с помощью электризации.

Ребята, скажите, что мы наблюдаем?

Почему мы смогли отделить соль от перца?

Ученики: отделить соль от перца удалось потому что они по разному ведут себя в присутствии наэлектризованного тела.

Учитель: Действительно, все вещества по  взаимодействию с электрическими зарядами можно разделить на два класса проводники и диэлектрики. Откройте свои рабочие лист, прочитайте про эти два класса веществ и запишите определения. Причем каждый записывает определение только для одного вещества, которое отмечено зеленым цветом.

Поменяйтесь своими маршрутными листами. Сравните, определение, которое вы видите на экране с тем, что написано у вашего одноклассника.  Если определение написано, верно, поставьте в зеленый кружок 1, если неверно 0.

Поменяйтесь работами вновь и запишите недостающее определение.

Учитель: Вернемся к тем ситуациям, о которых прочитали в маршрутных листах. Давайте сделаем предположение, какие из материалов использовались неверно в описанных ситуациях (запишите свое предположение). А дальше отнесите записанные в столбик вещества и тела по своему усмотрению, пользуясь своим жизненным опытом, к проводникам или диэлектрикам.

Учитель: Итак, мы построили гипотезу на основе наблюдения. Какой наш следующий шаг?

Ученики: выполним эксперимент.

Учитель Действительно, необходимо поставить эксперимент, который поможет нам ответить на вопрос: верна наша гипотеза или нет, правильно ли мы относили вещества к проводникам и диэлектрикам или нет.

Учитель: Скажите, ребята, что нам необходимо  для того, что поставить эксперимент?

Ученики: нам нужен измерительный прибор.

Учитель: Верно, нам необходимо устройство, которое реагирует на появление электрического заряда.

Такое устройство называется электроскопом. Одним из его разновидностей является электрометр. Откройте учебники на стр56 и прочитайте про электроскоп и электрометр. Запишите  одно определение, отмеченное в листе зеленым цветом.

Проверьте свои определения. Обсудите в паре отличительные черты электроскопа и электрометра. И запишите их в маршрутный лист.

Проверьте себя и оцените работу (1 или 0)

Учитель: Найдите на демонстрационном столе электроскоп и электрометр.

Учитель: Первое предположение мы проверим с вами вместе. Это предположение о проводимости тела человека. Наэлектризуем электроскоп, посмотрите, листочки электроскопа разошлись на некоторый угол.

Подскажите мне, как с помощью электроскопа можно проверить, какими свойствами обладает тело человека проводящими или диэлектрическими.

Ученики: нужно дотронуться рукой до электроскопа и посмотреть на листочки, если листочки опадут, значит тело человека проводник, если нет то диэлектрик.

Учитель: Посмотрите, как только я коснулась рукой до шарика электроскопа, листочки опали, какой я могу сделать из этого вывод.

Действительно тело человека является проводником электричества, что существенно осложняет жизнь человека в смысле работы с электроприборами.

Учитель: На партах у вас находятся три образца веществ, которые мы должны отнести к проводникам или диэлектрикам. Можно ли это сделать?

Ученики: нет.

Учитель Нет, вам недостаёт измерительного прибора. Сконструируйте, пожалуйста, из предложенных материалов свой электроскоп.

Учитель: Теперь проверьте работоспособность электроскопа, наэлектризовав его с помощью палочки и кусочка шерсти.

Определите класс веществ, которые у вас в распоряжении.

Запишите вывод.

Учитель: Мы поставили эксперимент, что мы должны теперь сделать?

Верно, проверим результаты эксперимента с выдвинутой гипотезой.

Поменяйтесь работами. Сравните результаты вашего одноклассника с тем, что написано на слайде. Внесите коррективы и посчитайте количество верных предположений, запишите в зеленый кружок.

Учитель: Вернемся теперь к правилам, которые нужно соблюдать, для того что бы проявление электризации не несло за собой нежелательные последствия.

  1. Необходимо знать к какому классу вещества относится вещество, с которым выполняются электрические работы.
  2. Одежду обрабатывать антистатиком.
  3. Трущиеся детали должны быть проводящими или заземлены.
  4. Для нежелательной проводимости между двумя проводниками должен быть диэлектрик.

Учитель: Молодцы, мы  успешно достигли с вами поставленной цели урока, сформулировали основные правила электробезопасности.  Скажите, что для этого нам было необходимо сделать?

Ученики: нам нужно было узнать что такое проводники и диэлектрики и познакомится с таким прибором как электроскоп.

Учитель: Вашим домашним заданием будет стр 56 (22) учебника и выполнить  макет плаката по электробезопасности, а так же предложить место где такой плакат можно установить.

Учитель: На ваших столах приклеены листочки желтого и зеленого цветов. Выберите зеленый если вы считаете, что сформулированные нами правила действительно важны для безопасной жизни и деятельности человека, выберите желтый, если так не считаете. Запишите на листочке свою фамилию и количество набранных за урок баллов.



Предварительный просмотр:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=55821969-60-72&n=21



Предварительный просмотр:

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=72115924-58-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Электризация. Два рода зарядов. Проводники и диэлектрики.

Методическая разработка урока 8 класс...

Самостоятельная работа с учебником. Заполнить таблицу по теме: "Проводники и диэлектрики в электрическом поле".

Предлагаю заполнить таблицу, используя текст учебника по теме:  "Проводники и диэлектрики в электрическом поле"....

Презентация к уроку физики в 8 классе «Проводники и диэлектрики»

Может быть полезна физикам, работающим в 8 классе...

Информационная карта по физике. 11 класс. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Информационная карта по физике для 11-го класса вечерней школы.Проводники и диэлектрики в электростатическом поле....

Технологическая карта урока по теме "Электрическое поле.Электроскоп.Проводники и диэлектрики."

Пример технологической карты урока по физике.Может быть использована как основа для разработки собственного урока....

Презентация "Проводники и диэлектрики в электростатическом поле"

Презентация к уроку физики в 10 классе "Проводники и диэлектрики в электростатическом поле" (базовый уровень)...

Рабочий лист к уроку "Проводники и диэлектрики в электрическом поле"

Иллюстрации по теме "Проводники и диэлектрики в электрическом поле", требующие пояснительных надписей учащихся на уроке...