"Электризация. Два рода зарядов. Проводники и диэлектрики.
план-конспект урока по физике (8 класс)

Ефимова Марина Ивановна

Методическая разработка урока 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и диэлектрики.

Цель урока:

изучить понятия «электризация тел», «электрический заряд», «электроскоп», понять сущность процессов электризации тел и взаимодействия заряженных тел», познакомить с историей возникновения электризации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании и взаимодействии  двух видов электрических зарядов. выяснение сущности процесса электризации тел.

Развивающие:

  • развитие творческих навыков выделять электрические явления в природе и технике. ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов. Научиться создавать электроскоп для обнаружения заряда.

Воспитательные: 

  •  воспитание умения работать в коллективе. воспитание любознательности, развивать критическое мышление. Аккуратно выполнять эксперименты.

  • Оборудование: Электрометр, Электрические маятники (2шт), Стеклянная палочка (2шт), Эбонитовая палочка (2шт), Куски меха, шелка, газеты, фольги, ваты, полиэтилена, тетрадных листов, Самодельные электрометры (2шт), Кусочки янтаря, Лист стекла, человечки из фольги, Стеклянный стакан, металлический стержень
  • Для экспериментов: полоски бумаги(2шт), полоски полиэтилена(2шт), штатив, пласт. желоб, петля из полиэтилена, пласт. линейка, прост. карандаш, металл. цилиндр, газет. бумага, полоски резины(2шт).

Электроскоп_1_thumb.jpg

Ход урока:

I. Орг. момент: Эпиграф  к уроку: « Я мыслю, следовательно, я существую…» Р.Декарт

№ п/п

Этап урока, деятельность учителя

Время,

мин

Приемы и методы, деятельность учащегося

1.

Орг.момент

Вступление учителя к уроку (эпиграф ). Постановка задач урока. Вводная беседа.

   3  мин

Подготовка уч-ся к уроку

Мотивация знаний

Тема урока

Цель урока

2.

 Изучение нового материала.

20 мин

 

 

Рассказ уч-ся об ученых, сделавших открытия в электризации, фронтальный эксперимент, демонстрационный эксперимент, эксперимент на местах. 

3.

Физкультминутка

1 мин

Разминка для глаз, рук, шеи и спины.

Музыка.

4.

Вводный контроль по теме

5 мин

тест

5.

Закрепление материала 

10 мин

Групповое решение задач, фронтальный опрос

6.

Подведение итогов

Д/з

1 мин

Беседа, подведение итогов, записи на доске и в дневниках

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными.

Существование этих явлений “толкает” человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Есть еще и такие явления, известные еще древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.

Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность поучаствовать в открытии этих явлений.

План урока.

 Электрические явления в природе разнообразны, интересны и сложны. Кто-то скажет, что электрический ток опасен, а кто-то вовсе им лечится. 

Слова «электричество» знакомо всем. А какой секрет кроется под этим названием?

Сообщение ученицы  «Легенда о янтаре»-общие понятия.

Легенда с Фалесом и его дочерью.

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного

На берегу у озера

Пряла однажды шерсть.

    Веретено янтарное,

    Как солнце лучезарное,

    Вращаясь, дело спорило,

    Хвала б ему да честь.

Да что-то сердце ёкнуло,

Рука внезапно дрогнула,

И чудо – веретёнышко

Вдруг сорвалось к воде.

     Вода его приметила

     И ласково так встретила

     Волной, обдав как пёрышко,

     Отдав его земле.

Дочь Фалеса Милетского,

Философа известного

Приняв его у берега,

Спешила обтереть.

      И о хитон свой новенький,

      О шерстяной о тоненький

      Стала тихонько, бережно

      Веретено тереть.

И тут она заметила,

Случайно заприметила,

Что вдруг пристало несколько

Шерстиночек к нему.

      Списав на влажность оное

      Явленье незнакомое

      Прижала сильней прежнего

      Хитон к веретену.

И тёрла, что есть силочек,

Да вот число шерстиночек

Никак не убавлялось,

А только лишь росло.

      Немного утомлённая,

      Сим чудом удивлённая

      С желаньем не рассталась

      Отца спросить про то.

Отец дал разъяснения:

«Секрет сего явления

Сокрыт в веретене самом,

Как корешок в земле»

         Дочь Фалеса Милетского,

         Философа известного,

         Уверилась, что дело в нём,

          В прекрасном янтаре.

Поразмыслив о таком явлении Фалес назвал янтарь по-гречески электроном.

Вывод: «янтарь» по-гречески «электрон», он обладает электрическими явлениями, если его потереть о шерсть.

Учитель: а есть ли другие тела, обладающие этим свойством, как янтарь?

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Опыт1.  Электризация стекла и эбонита.

Вопросы: натираем стекло о бумагу, или о шелк, поднесем ее к мелким бумажкам.  Что видим?

Тело при натирании наэлектризовалось. И ему был сообщен электрический заряд.

Наблюдения:

Бумажки начинают прилипать к палочке

Запись в тетрадь.

Сообщение ученицы об электризации других ученых  

Опыт2. Сколько тел участвует в электризации тел? Какие тела электризуются?

Поднесем эбонит, потертый о мех, к кусочкам фольги. Что видим?

А кусок меха поднести к кусочкам фольги.

Поднести палочку к струйке воды.

Какой вывод сделать?

Кусочки прилипают, участвуют два тела

Фольга примагничивается к меху.

Струйка откланяется.

В электризации тел участвует два тела, причем тела разные (твердые, жидкие, газ)  о электризации газа сообщение ученицы

Опыт3. Можно ли другим способом зарядить тело?

Коснутся наэлектризованной палочкой к метал. Маятнику(гильза), что видим?

Почему гильза отталкивается от палочки?

Вывод: зарядить (наэлектризовать) тело можно по-разному, путем трения, прикосновения, наблюдается передача заряда второму телу

Маятник приобрел заряд, стал вести себя по-другому,

Запись в тетрадях

Опыт 4. Взаимодействие заряженных тел.

А как будут вести себя тела, если оба  заражены?

На шелковой  нити весит заряженная сткл. палочка, понести к ней заряженную а) эбонит. палочку, б) стелян. палоку, что видим?

Отталкивание двух разных тел, притяжение двух одинаковых тел.

Почему такая разница скажет в

 сообщении ученица об роде заряда.

Запись в тетрадь вывода: в природе существуют два рода заряда: положительный и отрицательный, заряд полученный на стекл. палочке- положительный,  на эбонит.палоче- отрицательный.

Опыт5. Будем подносить к заряженной стел.палочке заряженные  тела разного вещества: резина, пластмасс, неизвестное тело.

В одних случаях палочка притягивается, в других- отталкивается.

Если отталкивается от палочки, то на теле такого же рода заряд, что и на палочке, если притягивается – разные.

Вывод: существует только два рода заряда:  «+»  и  «-«

Какое можно установить соответствие во взаимодействиях двух заряженных тел? Слайды 9,10,11      

Физкультминута

Одноименные заряды- отталкиваются, разноименные -  притягиваются.

Разминка на глаза, кисти рук, головы. Звучит музыка.

Как можно обнаружить электрический заряд? С помощью приборов: электроскоп, электрометр.  

Запись: электроскоп- прибор для обнаружения электрического заряда.

Электроскоп- прибор для определения величины заряда.

При изучении тепловых явлений говорилось. Что тела могут проводить тепло  по-разному, поэтому мы их делим на проводники и непроводники, есть тела теплоизоляторы.

По способности передавать электрический заряд вещества делятся на проводники и непроводники (диэлектрики) электричества.

Хорошо:  металлы (серебро, медь, алюминий), почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами или щелочами, графит, тело человека, животного.

Плохо: эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасс, шелк, капрон, масла, воздух.

Как в тепловых явлениях, тела, изготовленные из веществ, плохо проводящих тепло, иначе - это пористые тела, называют теплоизоляторами.

II. Вводный контроль:   Тест.

III. Закрепление:

Вопрос: Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяющихся в текстильной промышленности, и при этом часто путаются и рвутся? Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влажность воздуха. Зачем это делают?

(нити на гребнях чесальных машин электризуются и прилипают к гребням. Повышенная же влажность препятствует их электризации).

 Вопрос: Почему при переливании бензина из одной цистерны в другую он может воспламениться, если не принять специальных мер предосторожности?

(при вытекании из трубы бензин электризуется настолько, что возникает электрическая искра, воспламеняющая его).

Вопрос: Если ножовкой распиливать лист какого-нибудь полимера, то опилки прилипают к ножовке, к столу, на котором укреплена обрабатываемая деталь, и другим предметам. Чем это объясняется?

(электризацией полимера при механической обработке).

Вопрос Шерлока Холмса: Генеральная уборка кухни была в разгаре. Вымыв полы, Шерлок Холмс взялся за мебель. Полированные поверхности кухонных шкафов и полок он энергично протирал сухой тряпкой из синтетической ткани, а окрашенные масляной краской – сырой. Почему он по-разному «относится» к своей мебели?

(полированные поверхности при трении их синтетической тканью электризуются и приобретают вместе с находящейся на них пылью электрический заряд; ткань при этом тоже приобретает заряд, но другого знака. Вследствие этого пыль и ткань притягиваются друг к другу, и пыль плотно оседает на тряпке. Окрашенные масляной краской поверхности при трении не электризуются, поэтому пыль с них удаляют влажной тряпкой, которая смачивает пыль, заставляя её «прилипнуть» к ткани).

Объясните природное явление:

В.К.Арсеньев «Шаровая молния».

«Это был какой-то светящийся шар, величиной в два кулака, матово-белого цвета. Он медленно плыл по воздуху, то опускаясь там, где были на земле углубления и растительность была ниже, то поднимаясь кверху там, где повышалась почва и рос кустарник. Однако было заметно, что шар всячески избегал соприкосновения с деревьями, старательно обходит каждый сучок, каждую веточку и былинку».

(заряд на траве, деревьях был того же знака, что и заряд шаровой молнии. Одноимённо заряженные тела отталкиваются).

О пользе и вреде электризации:

А) Корпус автомобиля заряжают положительно, а частички краски отрицательно. Происходит взаимодействие и равномерная окраска.

Б) Сильные электрические поля используют в медицине «аэрозоль». Более мелкие частицы глубже проникают в лёгкие.

В) Электрокопчение. Рыбу зарядили положительно, дым отрицательно. Копчение происходит за несколько минут.

Г) Все машины из-за пыли быстрее изнашиваются. Газ в трубе электризуется, заряжает частички пыли, пыль оседает на стенках трубы. Периодически трубу встряхивают, и зола падает в специальный бункер. Происходит очищение промышленного дыма.

Вред:

А) При трении о воздух электризуется самолёт. Если сразу подвести трап, может произойти сильный разряд. Возможен пожар. Вначале с самолёта спускают металлический трос, для снятия излишнего заряда. Происходит разрядка самолёта при взаимодействии троса с землёй.

Б) В кабине бензовоза есть надпись «При наливании и сливании горючего включить заземление». Почему к корпусу бензовоза присоединена массивная цепь, которая волочится по земле?

Интересный случай:

В заливе Аляска лежит большой лесистый и гористый остров Кадьяк, отделённый от одноимённого полуострова широким проливом Шелихова. 6 июня 1912 года, когда рыбаки и зверобои, как обычно в это время года, поглядывали на море, ожидая первого в сезоне судна, они неожиданно заметили на северо-западе огромную чёрную тучу и услышали необычайно громкие раскаты грома. Вскоре туча закрыла небо над островом, засверкали молнии, но вместо дождя … посыпался пепел! Пепельный дождь шёл над островом 25 часов подряд. Тьма окутала Кадьяк, и целых трое суток здесь было темно, как ночью. Молния угодила в антенну радиостанции, и островной посёлок лишился связи с материком. Никто не понимал, что происходит.

 Вопрос: Объясните образование молний в этом случае. Чем отличается обычная молния от выше описанной молнии?

I V. Д/З: §§25,26,27. Понаблюдать у себя дома электризацию тел.

V. Итог урока:  

Что узнали?

Чему научились?

Что понравилось?

Что было сложным?

.

 

                                           

                                             

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Электризация тел. Два рода зарядов" с использованием ЭОР

Данная работа выполнена на курсах по повышению квалификации по теме "ЭОР в образовательном процессе". Кроме того, этот урок был успешно проведен в классе. Это подтверждает важность и грамотность приме...

конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...

Открытый урок в 8 кл. Электризация тел. Два рода зарядов.

Учебный предмет: физика,Класс: 8 классТема в программе: Электричсекие явления.Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп.Оборудование: набор по электростатике, материал для трения: бу...

Методическая разработка урока "Электризация тел. Два рода зарядов." 8 класс

Урок разработан на основе деятельностного подхода....

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок изучения нового материала с использованием опорных схем....

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок составлен с учётом требований к аттестации педагогических работников...

Поле точечного заряда и заряженного шара. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Презентация к уроку на тему: "Поле точечного заряда и заряженного шара. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле."  составлена на основе п. 90, 92. Учебник. 10 класс. Авторы Г...