Конспект урока 7 класс Работа силы, действующей в направлении движения тела
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Тимохова Тамара Владимировна

Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx104.21 КБ
Office presentation icon perezentatsiya_k_uroku.ppt2.44 МБ
Файл tribometr_demonstratsionnyy.docx29.87 КБ
Microsoft Office document icon eksperementalnoe_zadanie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс физика

Работа силы, действующей в направлении движения тела

Труд – источник всякого богатства… труд создал человека.

Ф. Энгельс.

Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением.

М.В.Ломоносов.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути;
  • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
  • Развивающие:
  • сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
  • развивать умение анализировать учебный материал;
  • развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
  • Воспитательные:
  • воспитать умения и навыки коллективной работы;
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование:

  • Демонстрационное: гиря, тележка, динамометр, пружина, линейка, набор грузов, компьютер, проектор, экран.
  • Лабораторное: лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов, рабочие листы для учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Подготовка к основному этапу занятия

Учитель: Обычно, под словом «Работа» мы понимаем всякий полезный труд рабочего, ученика. Что вы понимаете под словом «Работа»? (Учащиеся приводят примеры).

Объяснить пословицы и поговорки(Учащиеся участвуют в объяснении).

  • Работа не волк, в лес не убежит.
  • С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
  • С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
  • Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
  • В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Встать пораньше да шагнуть подальше.

Учитель: В физике под работой называют физическую величину, которую можно измерить. В физике изучаютмеханическую работу.

Рассмотрим примеры (Приложение 1).

После просмотра каждого слайда учащиеся отвечают на вопросы.

1. Какие силы действуют на тела?

2. Как изменяется положение тел под действием сил?

http://festival.1september.ru/articles/504571/img1.jpg

а) Поезд движется под действием силы тяги электровоза.
б) При выстреле из ружья сила давления пороховых газов перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается.
в) Корабль движется под действием ветра.
г) Воздушные шары поднимаются вверх под действием Архимедовой силы.

После обсуждения слайдов учащиеся делают выводы.

Вывод 1: Из этих примеров видно, что под действием силы тело перемещается (Приложение 1).

http://festival.1september.ru/articles/504571/img2.jpg

3. Объяснение нового материала

Демонстрация опытов (в проведении демонстрации участвуют учащиеся, после каждого опыта делают выводы)

http://festival.1september.ru/articles/504571/img3.jpg

Опыт 1. Тележку, нагруженную гирей, перемещают на некоторое расстояние. Действующую на тележку силу измеряют динамометром (рис. 1).

Опыт 2. Гирю поднимают на некоторую высоту. Силу, действующую на гирю, измеряют динамометром (рис. 2).

Вывод 2 (делается после демонстрации опытов 1, 2): Механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы.

Опыт 3. К тележке, нагруженной гирей, прикладывают силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки (рис. 3).

Опыт 4.На гирю, подвешенную к пружине, действует сила упругости пружины. Но гиря не перемещается (рис. 4).

Вывод 3 (делается после демонстрации опытов 3, 4)Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы.

Опыт 5. Тележка по инерции перемещается на некотором участке гладкой поверхности.

Вывод 4 (делается после демонстрации опыта 5): А = 0, т.к. результирующая сила F = 0. Без действия на тело силы не может быть и работы. Механическая работа совершается тогда, когда на тело действует сила и оно движется.

http://festival.1september.ru/articles/504571/img4.jpg

Опыт 6. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.

Опыт 7. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы.

Вывод 5 (делают учащиеся после демонстрации опытов 6, 7): Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

Учитель: Условились измерять механическую работу произведением силы на путь, пройденный по направлению этой силы:

работа = сила . путь

Для нахождения работы используют формулу: (Приложение 1).

http://festival.1september.ru/articles/504571/img5.jpg

За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1 Н, на пути, равном 1 м. Единица работы — джоуль (Дж) названа в честь английского ученого Джоуля. 
1 Дж = 1 Н • м. Используются также и килоджоули (кДж).

1 кДж = 1000 Дж. 1 Дж = 0,001 кДж.

http://festival.1september.ru/articles/504571/img6.jpgВыступление учащегося. Сообщение о Джоуле (Приложение 1).

Формула А = F · S применима в том случае, когда сила F постоянна и совпадает с направлением движения тела. Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то данная сила совершает положительную работу.

Работа силы тяжести (Приложение 1).

а) если тело движется вверх, то А < 0. 
б) если тело движется вниз, то А > 0.

http://festival.1september.ru/articles/504571/img7.jpg

Если же движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, например, силы трения скольжения, то данная сила совершает отрицательную работу: А = — Fтp • S.

http://festival.1september.ru/articles/504571/img8.jpg

Мех. работа совершается и в том случае, когда сила, действуя на тело уменьшает скорость движения. 
Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила работы не совершает, работа равна нулю: 
А = 0.
В дальнейшем, говоря о механической работе, мы будем кратко называть ее одним словом — 
работа.

Умственная работа. А = 0

4. Выполнение практической работы

Учащиеся выполняют экспериментальное задание на индивидуальных рабочих листах (Приложение 1), результаты заносят в таблицу.

Экспериментальное задание

Учащиеся работают на «Рабочем листке» (Приложение 2).

Измерение работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние

Цель работы: самостоятельно выяснить как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути.

Оборудование: лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов.

Ход работы.

Сначала к крючку динамометра, который учащиеся держат в руке, прицепляют брусок и определяют его вес, например, 0,50 ± 0,05 н. Затем поднимают брусок равномерно вверх на высоту 50 см ± 1 см, т. е. на высоту линейки трибометра, заранее измеренной лентой. Вычисляют величину совершенной работы: А1 = 0,50 Н • 0,50 м = 0,25 Дж.

Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести.

После этого кладут линейку на. стол и с помощью динамометра перемещают брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Замечают по динамометру силу тяги, которая развивалась при этом, например, 0,10 Н ± 0,05 Н. Зная силу тяги и путь, снова вычисляют работу: А = 0,10 Н • 0,50 м = 0,05 Дж.

Эта работа была совершена, по преодолению силы трения, а не силы тяжести.
Затем повторяют опыт еще 2—3 раза, нагружая брусок постепенно грузами в 1Н, 2Н и 3Н, и каждый раз вычисляют работу силы тяги.
Сравнивают полученные результаты и делают вывод, что работа, совершенная при подъеме груза, во всех случаях значительно больше работы при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному пути.

При подъеме тела по вертикали

Опыт 1

Опыт 2.

Опыт 3.

F тяж = Р =

F тяж = Р = 1Н +…

F тяж = Р = 2Н +…

S=

S=

S =

А1 = F тяж •S=

А1 = F тяж• S =

А1 = F тяж • S =

При горизонтальном перемещении

F тр =

F тр =

F тр =

S =

S =

S =

А = F тр • S =

А = F тр • S =

А = F тр • S =

5. Закрепление темы (Приложение 1).

1. На рисунке изображены три бруска, первый из которых покоится, второй движется по инерции без трения, третий движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?

2. Упр., задание № 2. По гладкому горизонтальному льду катится стальной шарик. Допустим, что сопротивление движению шарика (трение о лед, сопротивление воздуха) отсутствует. Совершается ли при этом работа? (Здесь обсуждается то, что по горизонтали никакие силы не действуют на шарик. Работа по перемещению шарика равна нулю, 
т.к. F = 0, то и А = Fs = 0)

Далее обсуждаются такие вопросы:

а) Какие силы действуют на шарик по вертикали и чему равна их равнодействующая?
б) Меняется ли скорость шарика по модулю и по направлению?
в) Почему шарик движется? 
(В результате обсуждения формулируется вывод о том, что причиной равномерного и прямолинейного движения шарика является не действие на него какой-либо силы, а наличие у него начальной скорости и отсутствие сил, препятствующих движению.)

3. Задача: Вычислите работу, совершаемую при подъеме бетонной плиты объемом 0,5 м3 на высоту 15 м. Плотность бетона 2300кг/ м3.

4. Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути?

5. Используя данные рисунка, определите механическую работу по перемещению бруска.

Самостоятельная работа (Приложение 1).

1-й вариант

2-й вариант

1. Одинаковые кирпичи подняли на некоторую высоту. Одинаковая ли при этом совершена 
работа?

1. Одинаковые кирпичи подняли и положили на доску так, как показано на рисунке. Одинаковая ли при этом совершается работа?

2. Как велика работа, произведенная при подъеме тела весом 40Н на высоту 120 см ?

2. При помощи подъёмного крана подняли груз 23 кН на высоту 4 м. Определить произведенную работу

6. Подведение итогов. Выставление оценок

7. Домашнее задание

§        Ответить на вопросы в конце параграфа. Определить работу силы тяжести при подъёме портфеля.
Подготовить высказывания, пословицы, поговорки о работе, труде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Механическая работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела.» «Труд - источник всякого богатства… труд создал человека.» Ф. Энгельс «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением.» М.В.Ломоносов.

Слайд 3

ВЫВОД 1. Под действием силы тело перемещается. Вывод 2. Механическая работа совершается тогда, когда тело движется под действием силы.

Слайд 4

Вывод 3. Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы. Вывод 4. Механическая работа равна нулю, т.к.результирующая сила F=0

Слайд 5

Вывод 5: Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Единица работы — джоуль (Дж) 1 Дж = 1 Н • м. 1 кДж = 1000Дж. 1 Дж = 0,001 кДж.

Слайд 6

Джоуль Джеймс Прескотт( 1818—1889г.г.). . Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры.

Слайд 7

Положительная работа А= F∙S Отрицательная работа А= — F т p • S

Слайд 8

Работа силы тяжести. а) если тело движется вверх, то А<0. б) если тело движется вниз, то А>0.

Слайд 9

Экспериментальное задание : Измерение работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние ЦЕЛЬ РАБОТЫ : самостоятельно выяснить как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути. Оборудование: 1) лента измерительная, 2) динамометр, 3) трибометр, 4) набор грузов .

Слайд 10

1 .К крючку динамометра прицепить брусок и определить его вес. 2. Затем поднимают брусок равномерно вверх на высоту 50 см ± 1 см, т. е. на высоту линейки трибометра , заранее измеренной лентой. Вычисляют величину совершенной работы: А1= F∙S Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести. 3. После этого кладут линейку на стол и с помощью динамометра перемещают брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Замечают по динамометру силу тяги, которая развивалась при этом. Зная силу тяги и путь, снова вычисляют работу: А= F∙S Эта работа была совершена по преодолению силы трения, а не силы тяжести. 4 . Повторить опыт еще 2—3 раза, нагружая брусок постепенно грузами в 1 Н, 2 Н и 3 Н , и каждый раз вычислить работу силы тяги. 5.Сравнить полученные результаты и сделать вывод.

Слайд 11

ПРИ ПОДЪЕМЕ ТЕЛА ПО ВЕРТИКАЛИ Опыт 1 Опыт 2. Опыт 3. F тяж = Р= F тяж = Р=1Н+… F тяж =Р=2Н+… S = S = S = А= F тяж ∙S = А= F тяж ∙ S = А= F тяж ∙S = ПРИ ГОРИЗОН-ТАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕ-НИИ F тр = F тр = F тр = S = S = S = А= F тр ∙ S = А= F тр ∙ S = А= F тр ∙ S =

Слайд 12

1. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? 2.Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути? 3.Определите механическую работу по перемещению бруска .

Слайд 13

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 вариант. 1.Одинаковые кирпичи подняли на некоторую высоту. Одинаковая ли при этом совершена работа? 2 вариант. 1.Одинаковые кирпичи подняли и положили на доску так, как показано на рисунке. Одинаковая ли при этом совершается работа? 2.Как велика работа, произведенная при подъеме тела весом 40Н на высоту 120 см ? 2. При помощи подъёмного крана подняли груз 23 кН на высоту 4 м. Определить произведенную работу



Предварительный просмотр:

Трибометр демонстрационный

http://www.mitht.rssi.ru/rnpo/3-2-14.files/image002.jpg

Предназначен для демонстрации законов трения и проведения опытов, требующих наклонную плоскость: трение покоя и скольжения; сравнение силы трения качения с силой трения скольжения; зависимость силы трения от состояния трущихся поверхностей и силы давления; потенциальная энергия поднятого тела; работа сил на наклонной плоскости; коэффициент полезного действия и его зависимость от силы трения и наклона плоскости, а также для демонстрации совместно с тележками легкоподвижными (см.п. 3.2.3).

Трибометр состоит из основания, бруска и катка, изготовленных из дерева, и пластмассовой тарелки.

Основание трибометра представляет собой доску, на одном конце которой закрепляется деревянный бортик, служащий для задержки тел, скользящих по наклонной плоскости. Тарелка с крючком служит для уравновешивания бруска или катка при помещении в нее грузов. Брусок имеет форму прямоугольного параллелепипеда, снабжается двумя крючками, расположенными в разных местах одной торцевой поверхности и отверстиями для установки грузов.

Габаритные размеры в упаковке 900х80х40 мм.

Прибор обеспечен рекомендациями по использованию.



Предварительный просмотр:

                                                  Рабочий лист. (к экспериментальному заданию).

Фамилия, имя учащегося________________

Измерение работы при подъеме тела  и  при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние

Цель работы: самостоятельно выяснить  как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути.

Оборудование: 1) лента измерительная, 2) динамометр, 3) трибометр,  4) набор грузов

                                                                       Ход работы:

1. К крючку динамометра прицепить  брусок и определить его вес. ( F тяж =Р)

2. Затем поднять брусок равномерно вверх на высоту  (примерно 50 см ± 1 см), т. е. на высоту линейки  трибометра, заранее измеренной лентой.  Вычислить  величину совершенной работы.   Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести.

3. После этого кладут линейку на. стол и с помощью динамометра перемещают брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Замечают по динамометру силу тяги.

4. Зная силу тяги и путь, снова вычисляют работу.

Эта  работа была совершена, по преодолению силы трения, а не силы тяжести.

Затем повторяют опыт еще 2—3 раза, нагружая брусок постепенно грузами в 1 Н, 2 Н  и 3Н, и каждый раз вычисляют работу силы тяги.

При подъеме тела по вертикали.

Опыт 1                              

Опыт 2.                              

Опыт 3.                          

F тяж  = Р=

F тяж = Р= 1Н+…

F тяж =  Р=2Н+…

S=

S=

S=

 А= F тяж ∙S=

А= F тяж∙ S =

А=  F тяж ∙S=

При горизонтальном перемещении.

F тр =

F тр =

F тр =

S=

S=

S=

А= F тр ∙ S =

А= F тр ∙ S =

А= F тр ∙ S =

Вывод: Сравнить  полученные результаты и сделать  вывод  о том какая из работ больше (работа, совершенная при подъеме груза или  работа  при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному  пути).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»

Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1»,  класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы  основного...

конспект урока физики по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Полный конспект урока физики 7 класс по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело" в соответствии с ФГОС...

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...

Конспект урока "Связь между силой тяжести и массой тела" 7 класс

Конспект урока "Связь между силой тяжести и массой тела" 7 класс...