Урок "Преломление света" – 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению знаний в различных ситуациях. Продолжить формиро­вание умений обобщать явления по разным признакам; делать ло­гические заключения на основе анализа уже известных связей.

Работать над формированием умений сравнивать явления, де­лать выводы и обобщения; анализировать свойства и явления на основе знаний; выделять главную причину, влияющую на результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prelomlenie_sveta.zip2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  Преломление света – 8 класс

Цель урока:

Учащиеся должны познакомиться с законом преломления света; с понятиями «угол падения» и «угол преломления», «оптическая плотность среды» и «призма»; усвоить положение об изменениях «направления» распространения луча света на уровне применения знаний в новой ситуации; учиться применять знания о законе преломления к объяснению физических экспериментов; научиться их применять к объяснению и анализу явлений окружающего мира.

Задачи урока:

Образовательные:

Выделить значение средств экспериментального исследования (приборов) в процессе познания. Продолжить знакомство с элементами экспериментального метода исследования явлений. Подчеркнуть электромагнитную природу явления преломления.

Дать знания о величинах, характеризующих явление преломления света (углы, плоскость, коэффициент преломления как отношение скорости света в вакууме к скорости света в среде). Обосновать связь между углом падения и углом преломления. Расширить знания о явлении преломления света; уточнить представление учащихся о свойстве обратимости луча - одной из основных характеристик электромагнитного излучения.

Проконтролировать уровень усвоения закона преломления и показать, что он вытекает из опыта и подтверждается экспериментально. Выявить уровень усвоения закона преломления света и знание правил построения хода луча в плоскопараллельной пластине и призме. Формировать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

Подчеркнуть взаимосвязь закона преломления и закона прямолинейного распространения света как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений; выделить противодействующие стороны в явлении преломления света и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать взаимосвязанность и обусловленность явлений окружающего мира.

Развития мышления:

Проверить уровень самостоятельности мышления школьника по применению знаний в различных ситуациях. Продолжить формирование умений обобщать явления по разным признакам; делать логические заключения на основе анализа уже известных связей.

Работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения; анализировать свойства и явления на основе знаний; выделять главную причину, влияющую на результат.

Основное содержание:

Повторение – слайд 2.

  1. Проявление закона отражения (физический смысл).
  2. Применение закона на практике (плоское зеркало).
  3. Построение перископа из зеркал – практическая работа в парах.

Преломление света при прохождении границы раздела двух сред. Слайд 3. Учащиеся выполняют задание, делают выводы.

 Закон преломления света. Слайды 4,5.

Скорость света в различных средах. Построение хода лучей при переходе из среды оптически более (менее) плотной в среду оптически менее (более) плотную. Слайд 6.

Треугольная призма. Слайд 7.

Практическая работа с плоскопараллельной стеклянной пластиной. Построение хода луча через пластину с помощью канцелярских иголок и линейки.

Информация о полном отражении света. Слайд 8.

Демонстрации: 

Трехгранная призма. Фрагменты  диафильма «Построение изображений в линзах».

Проблемы: 

  1. Слайд 9.
  2. Контрабандисты спрятали в прозрачном сосуде с водой некую ценность. Как? Какое физическое явление они использовали в своих корыстных целях? (Ответы учеников).
  3. Показ фотографий, вопрос: почему отражение темнее оригинала? Слайды 10-12. 

Домашнее задание: 

Проекты:

  1. Предложите проект перископа, построенного из призм. Какие физические принципы лежат в основе его работы?
  2. Предложите устройство (или технологию) для определения глубины водоема.
  3. Предложите устройство (или технологию), позволяющую определить концентрацию сахара в растворе воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Преломление света" в 11 классе

Методическая разработка урока для 11 класса - проведение виртуального эксперимента в сочетании с реальной демонстрацией с применением программы "Живая физика"...

9класс. Тема урока"Преломление света"

На уроке применяется презентация по данной теме.Цель урока: ознакомить учащихся с законами преломления и с их помощью объяснить такие свойства света, как дисперсия, дифракция и интерференция(след. уро...

Презентация к уроку "Преломление света" для 8 класса

Презентация к уроку "Преломление света" для 8 класса...

урок "преломление света "

Возможная система методов и форм введения закона преломления света....

конспект урока преломление света_11кл

конспект урока преломление света_11кл краткий материал для 2 ч физики...

Презентация к уроку "Преломление света". 11 класс

Презентация к уроку по теме "Преломление света". 11 класс...

Урок "Преломление света"

Урок предназначен для 8 класса при изучении раздела "Световые явления"...