Курс по физике Как решать задачи по физике 9 кл.
элективный курс по физике (9 класс) на тему

Курс по физике Как решать задачи по физике 9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_fizike_kak_reshat_zadachi_po_fizike_9_kl.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса для учащихся 9-х специальных (коррекционных) классов V11 вида

«Как решать задачи по физике»

Пояснительная записка

Программа предназначена для 9-х классов, в которых обучаются учащиеся из коррекционного класса., желающие углубить свои знания по физике,. Курс имеет предметный характер. Данная программа дополняет и расширяет возможности  обучающихся в успешности овладения знаниями и умениями программного материала по физике..

. Программа курса «Как решать задачи по физике» позволяет сформировать у учащихся правильный подход к решению задач, а также найти рациональный путь ее решения..

Программа составлена с учетом рекомендаций авторской программы., А.В. Перышкина., Е.М.Гутник., опубликованных в книге «: Физика- 9»

Цель курса: развитие познавательного интереса учащихся к физике; развитие мышления, речи посредством решения задач интересного содержания .

Программа курса позволяет учитывать индивидуальные, возрастные психофизические и личностные особенности обучающихся. Учащиеся в процессе изучения курса приобретут умения  работы с литературой, осознанно и правильно подходить к решению неординарных заданий. Программа курса рассчитана на 36 часа (1 час в неделю), занятия организуются так, чтобы учащиеся как можно активно анализировали информационные источники, обсуждали наблюдения, выдвигали гипотезы, проводили эксперименты. Обращается внимание на развитие у обучающихся коммуникативных умений: сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов. На учебных занятиях проводятся упражнения по коррекции недостатков психофизического развития (социально-бытовая, пространственная ориентировка); охране и развитию слабого здоровья.

Предметно-практическая направленность программы выражается в выполнении  разноуровневых заданий обучающимися, практических работ, связанных с основными законами механики и динамики.. Основная цель практических работ – приобретение учащимися знаний, имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях предлагается методика расчета  основных величин.. Обсуждаются вопросы, как  рационально решить данную задачу.

Программа формирует у  обучающихся представления о  разнообразных способах решения задач, что  обеспечивает предпрофессиональное обучение, подготовку к жизни, труду, готовит школьников к продолжению образования в профильной школе. По окончании основной школы обучающиеся впервые получают право выбора профессии, поэтому им необходимо предоставлять возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знаний.

Итоговое (зачетное) занятие следует провести в виде выступления защиты творческой работы по одной из предложенных тем (приложение). При планировании занятий необходимо отвести несколько уроков на подготовку к зачетной работе, где ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к реферативным, исследовательским и проектным работам.

Таким образом, данный коррекционно-развивающий курс направлен на комплексный учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий:

-стимуляцию  творческой деятельности (развитие всех форм восприятия);

-развитие моторики и способов обследования реальных предметов и их изображений;

- развитие социально-бытовой ориентировки;

- активизация социальных потребностей и развитие умений работать самостоятельно и в группах;

- развитие познавательной активности и познавательных интересов;

- развитие эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Учебно-тематический план программы

Тема занятия

Дата урока

Коли-чест-во часов

Форма проведения занятия

Образовательный продукт

Материальная точка. Система отсчета.

1

Вводная лекция с последующей дискуссией.

Тезисы.

Скорость прямолинейного равномерного  движения

1

Лабораторная работа №1.

Отчет о лабораторной работе.

Решение задач на равномерное движение

1

Урок решения проблемной задачи.

Проблемные задачи.

Равноускоренное движение

1

Лекция элементами моделирования ситуаций.

Таблица.

Нахождение скорости равноускоренного движения.

1

Лабораторная работа №2.

Отчет о практической работе.

Решение задач на равноускоренное движение

1

Семинар-практикум.

Практикум

Графическое решение задач.

1

Семинар-практикум.

Практикум

Первый закон Ньютона

1

Лекция

Опорный конспект

Второй закон Ньютона

1

Лабораторная работа №3

Отчет о лабораторной работе.

Третий закон  Ньютона

1

Лекция

Опорный конспект

Практическое  применение законов Ньютона

1

Лабораторная работа №4

 Исследование.  

Решение задач на первый, второй  закон Ньютона.

1

Практика.

План

Тезисы

Решение задач на третий закон Ньютона.

1

Урок-круглый стол.

Конспект.

Закон всемирного тяготения.

1

Урок-деловая игра.

Реферат.

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Лекция

тезисы

Решение задач на закон сохранения импульса.

1

Урок решения проблемной задачи.

Проблемные задачи.

Нахождение импульса воздушного шарика

1

Лабораторная работа №5

 Исследование

Колебания в природе и технике.

1

Лекция

Опорный конспек

Определение роста человека ( без линейки) с помощью колеблющегося маятника и часов.

1

Лабораторная работа №6

Исследование

Решение задач «Колебания и волны»

1

Урок решения проблемной задачи.

Проблемные задачи.

Магнитное поле

1

Лекция

Тезисы

Конденсатор. Колебательный контур. принцип радиосвязи.

1

Лекция

Тезисы

Электромагнитная природа света. Преломление света.

1

Лекция

Сообщение

Радиоактивность. Ядерные силы

1

Лекция

Тезисы

Дефект масс

1

Лекция

Тезисы

Решение задач на радиоактивность.

1

Урок решения проблемной задачи.

Проблемные задачи.

Велики ученые ядерной физики

1

Самостоятельная работа учащихся

Доклады.

Биологическое действие радиации

1

Самостоятельная работа учащихся

сообщения

Решение тестовых заданий по атомной физике.

1

Урок решения проблемной задачи.

Проблемные задачи.

Подготовка к зачетной работе.

1

Самостоятельная работа.

Проектная или исследователь-ская работа.

Подготовка к зачетной работе.

1

Самостоятельная работа.

Проектная или исследователь-ская работа.

Подготовка к зачетной работе.

1

Самостоятельная работа.

Проектная или исследователь-ская работа.

Подготовка к зачетной работе.

1

Работа в кабинете

Презентация.

34-36

Защита творческих работ.

1

Конференция.

Публичное выступление.

Всего часов

34

Содержание программы.

Тема I. Физические основы кинематики . ( 7 часов)

  1. Материальная точка. Система отсчета.. (1час)

Знакомство с курсом и организацией работы ( краткое содержание  курса и алгоритм действий).Материальная точка. Система отсчета. Системы координат.

  1. Скорость при прямолинейном равномерном движении. ( 2 часа)

Скорость. Средняя и мгновенная скорости. Интервал шкалы скоростей, характеризующих процессы, протекающие в человеческом организме. Средние скорости движения, встречающиеся в природе и технике. Решение задач по теме.

Лабораторная  работа № 1 « Определение скорости равномерно движущегося объекта без использования измерительных приборов».  

  • 3. Равноускоренное движение (4 часа)

Равноускоренное движение. Ускорение. Скорость. Перемещение. Графики равноускоренного движения.

Лабораторная работа№2 «Нахождение скорости равноускоренного движения игрушечной машинки»

Тема II Физические основы динамики. ( 10 часов)

  1. Законы Ньютона. ( 6часов)

Силы в природе. Первый закон Ньютона. Использование инерции в живом мире. Силы, развиваемые человеком. « Источник» силы в теле человека – мышцы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Творческое задание. Придумайте способ определения ручной и становой силы человека.

Лабораторная работа № 3 « Градуировка динамометра и определение становой силы человека». Лабораторная работа № 4 «Измерение сил динамометром»

           

              4.Ускорение. Свободное падение тел. ( 1 час)

Ускорение. Перегрузки. Безопасные для человека перегрузки и время их действия. Методы борьбы с опасными перегрузками. Свободное падение тел.

5.Импульс.  Закон сохранения импульса. ( 3 часа)

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Сравнение сил ударов спортсменов. Лабораторная работа № 5 « Определение массы тела человека динамическим методом».

Тема III. Механические колебания (3 часа)

Колебания. Маятники. Колебания в организме человека. Биоритмы. Происхождение биоритмов. Практическое задание. Изготовление и изучение свойств секундного маятника.

Лабораторная работа № 6 « Определение роста человека ( без линейки) с помощью колеблющегося маятника и часов.

Тема 1V.Магнетизм (3 часа)

Конденсатор. Колебательный контур. принцип радиосвязи. Конденсатор. Колебательный контур. принцип радиосвязи.. Электромагнитная природа света. Преломление света.

Тема V.Атомная физика(6 (часов)

Радиоактивность. Ядерные силы. Дефект масс. Решение задач на радиоактивность. Велики ученые ядерной физики. Решение тестовых заданий по атомной физике.

Тема VI. Защита творческих работ. (7 часов).

Выбор темы, обоснование ее актуальности. Сбор информации по проблеме. Литературный обзор. Постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования. Выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, формирование выводов и оценка полученных результатов.

Структура содержания исследовательской работы: введение, основная часть, заключение.

Язык и стиль исследовательской работы.

Оформление исследовательской работы: общие правила оформления текста: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, приложения.

Представление исследовательской работы: психологическая подготовка к выступлению, культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Планируемые результаты обучения

Знать:

  • Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость,  ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • Смысл физических законов: Ньютона, сохранения импульса и механической энергии, сохранения момента импульса.

  • Физические параметры, характеризующие человека и окружающий мир..

Уметь:

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы.

  • Решать задачи на применение изученных законов.

  • Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации, используя различные источники.

  • обобщать, описывать и оформлять полученные результаты, формулировать выводы и                              результаты исследования, представлять работу  по итогам исследовательской работы.

Материально-техническое оснащение курса

Занятия с обучающимися проводятся в кабинете физики. Материально-техническое оснащение курса  включает оборудование и таблицы, необходимые для проведения лабораторных работ за курс основной школы.

При выполнении творческих работ учащиеся могут пользоваться Интернет-ресурсами.

                                     Литература для учащихся

1.Енохофич А. С. Справочник по физике. – М: Просвещение, 1990.

2.Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. – М: Просвещение, 1988 г.

3.Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М: Наука, 1974  4..Чандаева С. А. Физика и человек. – М: АО АСПЕКТ ПРЕСС, 1994.

Литература для учителя

1.Иванов Б. Н. Этюды о физике. – М: Просвещение, 1993 г.

2.Кикоин И.К.,Кикоин А.К. Физика. Учебник для 9 класса средней школы. – М., 1992.

3.Кириллова И. Г. Книга для чтения по физике.– М: Просвещение, 1986г.

4.Научно-методический журнал « Физика в школе», № 8 2005 г.

5.Перышкин А. В., Гутник Е. М.Физика. 9 класс.- М: Дрофа, 2003.

6.Сборник нормативных документов. Для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. – М: Дрофа, 2004 г.

7.Степанова Е. Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование.- М: Творческий центр, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса: "Я решу задачу по физике!"

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деяте...

Как научить решать задачи по физике

Предлагаю Вашему вниманию простые, но очень нужные правила для решения задач по физике...

\'Элективный курс «Методы решения нестандартных задач по физике» (10 класс)

курс для тех, кто участвует в олимпиадах по физике разного уровня. и для  поступающих в технические учебные заведения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся решать задачи по физике"

Разработка программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся решать задачи по физике"...

как научиться решать задачи по физике

Многие думают, что для успешного решения задач по физике, нужно досконально разбираться в физических процессах и знать математику на уровне профиля. Это не совсем так. В статье показано, что достаточн...